Архитектурный контекст «Красного яблока» (Red Apple) представлен преимущественно жилыми многоэтажками 1970-ых годов постройки. Размеры эти здания имеют немаленькие. Довольно значительные промежутки между домами обильно покрыты зелеными насаждениями.
Поскольку микрорайон строился в относительно сжатые сроки, площадь его невелика. Здесь сразу бросается в глаза однообразие архитектуры, разительно отличающее район от городского центра с его разбросанными по времени и стилям зданиями. Здесь связи с природой прослеживаются достаточно явно, и, в то же время, легко и быстро доступны все «городские» удобства, что делает эту местность идеальной средой обитания человека. Единственное чего не хватает жилому микрорайону — исторических корней, памяти и атмосферы прошлого.
Дух города формируется двумя наиважнейшими составляющими. С одной стороны, взаимосвязями с природой. С другой — чувством прошлого, следами живших до нас людей. Чувством единства человеческого сообщества, существующего здесь и сейчас, с теми, кто навечно остался в предшествующих эпохах. И это ощущение прошлого передается преимущественно посредством архитектуры.
Архитектурная мастерская Aeder Studio поставила перед собой непростую задачу: создать дизайн нового «старого дома», современного здания с прошлым. Архитекторы решили обогатить архитектурный контекст духом иного времени, сотворить то, что могло бы обратить местных жителей в «flâneur*» (*flâneur — знаменитый типаж французского поэта 19 века Шарля Бодлера — человек, познающий город во время блужданий по его улицам. Русский язык заимствовал производный глагол «фланировать» - бесцельно бродить). Архитекторы Aedes Studio отнеслись к проекту, как к оживлению старой, отринутой городом части (что часто случается со старыми европейскими портами и заброшенными территориями с «индустриальным прошлым»). Когда такие районы просыпаются для новой жизни, в них оживает шарм прошлого, дополненный всеми удобствами настоящего. Работая над «Красным яблоком», архитекторы представили отправной точкой дизайна заброшенное заводское здание, превращающееся после реконструкции в роскошное и комфортное место для проживания. (В Софии такой потенциал есть у достаточно старой бывшей фабрики по производству сахара). Но, так как у Aedes Studio не нашлось фабрики для экспериментов, пришлось ее создать. Так и родился дизайн, объединяющий противоположности «старое» и «новое».
Реализовать концепцию помог кирпич — материал, так легко объединяющий идею старого и нового. Он изготовлен из глины, обожжен в огне, сделан руками человеческими. И вобрал в себя теплоту всех трех элементов: глины, огня, рук. В конструкци слились старое и новое, гармоничный порядок с динамичным хаосом. Форму зданию придает «продырявленная» во многих местах кирпичная оболочка. Ее очертания сопоставлены с неровностями рельефа. Острые углы расширяют перспективу и придают строению характерные черты. Оконные проемы полностью идентичны по размерам, но общего узора они не составляют. Там, где ровная поверхность стены идет под уклон, применялась фламандская перевязка кирпичной кладки (каждый второй кирпич выдается за пределы стеновой поверхности). Балконы тоже вызывают ассоциации с гиперболизированной фламандской перевязкой.
В больших отверстиях внешней стены появляются деревья. Они окружают здание на уровне первого этажа и тянутся к крыше. Посредством этих деревьев природа способствует усилению чувства прошлого и романтичного «старого». Как и любой «обычный» завод, это здание увенчано множеством труб. Они выполняют функции световых колодцев или «горшков» для деревьев. Главная лестница — наиболее гиперболизированное пространство дома. Она представляет собой огромный световой колодец. Изготовлена лестница из того же кирпича, что и фасады. Внутри здания фасадный кирпич встречается и в качестве перекрытий.
В апартаментах есть комнаты, похожие на островки, с которых визуально четко прослеживается ритм фасадов. Гостиные, с двойной высотой потолков, вызывают ассоциации с встречающимися в Нью-Йорке складскими чердачными помещениями. Эти комнаты усиливают чувство перехода от индустриального к жилому. «Старый», «заброшенный» и вновь найденный завод унифицирует преимущества современности и прошлого. Таким образом, здание не вписывается в контекст, а дополняет его недостающими деталями: историей, прошлым и памятью.
Архитектура: Aedes Studio
Месторасположение: София, Болгария
Фотографии: Aedes Studio
]]>www.arttobuild.ru]]>