Сколько будет стоить квадратный метр? Кто останется в квартирной очереди? Что значит для строительной отрасли экспорт? На эти и другие вопросы "НГ" ответил министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов.
Оборотная сторона
— Анатолий Иванович, жилье является важным фактором не только социальной и экономической реальности, но и политической. Если человек имеет перспективы в своей стране обзавестись крышей над головой, он вряд ли подастся в чужие края в поисках лучшей доли. Поэтому стабильность в обществе во многом и определяется возможностями, которые государство предоставляет гражданам в решении жилищной проблемы. Не случайно нынешней весной в период финансовых обострений на самом высшем уровне было принято решение фактически о замораживании цен на квадратный метр для тех, кто взял льготные кредиты. И строительная отрасль, пожалуй, единственная, где инфляционные всплески не поднялись до уровня волн. За счет чего этого удалось добиться?
— В строительстве жилья с государственной поддержкой рост цен не превысил 27 процентов (средняя стоимость квадратного метра в третьем квартале составила по стране 1 миллион 897 тысяч). Это показывает, насколько жесткий осуществлялся контроль. Мы снизили рентабельность до 5 процентов. А порой она опускалась и до нуля. Организации практически не получали прибыли. Но все понимали, так надо.
Однако ситуация осложнялась еще и тем, что в нынешнем году трижды приостанавливалось льготное жилищное кредитование граждан (июнь, август, октябрь). Но принятые на строительном рынке беспрецедентные меры по регулированию цен позволили людям получить квартиры в этом году практически без “инфляционной составляющей”.
— Работа минстройархитектуры в нынешнем году — это, по сути, антикризисный менеджмент. Подводя предварительные итоги, можно сказать, что стратегия была выбрана правильная. Но непопулярные действия и перевод отрасли едва ли не на ручное управление имеют и оборотную сторону. Для людей, конечно, удержание цен — благо, но для предприятий отсутствие прибыли — это как для автомобиля отсутствие бензина.
— Да, вы абсолютно правы. Снижение рентабельности — процесс отрицательный. Именно поэтому перед нами и была поставлена задача расширенного выхода на зарубежные рынки, где мы могли бы добрать недостающие средства, залатать финансовые дыры и получить деньги для дальнейшего развития. И такая работа была проделана. Мы организовали в первом полугодии сотрудничество наших домостроительных организаций с российскими структурами.В Москве прошло большое совещание, на котором стройкомплекс Беларуси был представлен всем застройщикам России. В результате мы получили высокодоходные заказы в Калининградской, Ленинградской, Московской, Смоленской, Брянской, Новгородской областях. Наши ДСК оказались максимально загружены. Таким образом, мы создали все предпосылки для того, чтобы и в будущем экспорт приносил нам хорошую выручку. Уже составлен баланс размещения производительных сил на следующий год, где учитывается необходимость выполнения работ как на территории Беларуси, так и за ее пределами (соотношение объемов предусмотрено примерно 50 на 50). Перспективным для нас остается регион Латинской Америки (общий объем контрактов там составил 2,5 миллиарда долларов).
Кстати, по министерству в целом достигнуто положительное сальдо во внешнеэкономической деятельности. Мы планируем и в дальнейшем существенно увеличивать поставки стройматериалов за рубеж. Но не за счет сужения внутреннего спроса, а за счет дальнейшей модернизации предприятий. В следующем году всплесков дефицита не предвидится. Вступят в строй новые мощности по производству цемента и щебня (что сведет на нет их дефицит).
В среднем мы можем без ущерба для отечественного рынка 50 процентов выпущенной продукции отправлять в другие страны. По керамике эта цифра уже почти 80 процентов, по минераловатным утеплителям — 60. Экспортные поставки цемента с 30 процентов увеличим до 50—60 процентов. И в поставках щебня намерены пересечь рубеж от 30 до 40 процентов. Такая стратегия позволит нам сбалансировать экономику всего строительного комплекса. Если нам не удастся этого сделать, нас ждут в следующем году тяжелейшие времена. Ведь за последние 5—6 лет наши предприятия провели большое перевооружение. Общий объем выпуска продукции увеличился в 1,5—2,5 раза. Это и стекло, и кирпич, и стеновые блоки, и многое другое. На обновление брались кредиты. И основные выплаты по ним наступают в 2012—2015 годах. Нам необходимо будет, опираясь на собственные силы, рассчитаться с займами. И к этому мы уже сегодня полностью готовы.
В порядке ли очереди?
— В Беларуси основное бремя по решению жилищного вопроса ложится на государство. Из бюджета выделяются огромные суммы. Тем не менее сегодня даже невозможно очертить срок, когда в стране будет полностью решен квартирный вопрос, потому что очередь все увеличивается.
— Нынешний год действительно заставил о многом задуматься. Почему беспрецедентный рост жилищного строительства в последнее время не сокращал, а, наоборот, увеличивал очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. В итоге образовалась огромная цифра: 900 тысяч человек. Почему так происходит? Этот вопрос неоднократно обсуждался у главы государства. Все ли правильно мы делаем? Был проанализирован порядок формирования очереди, порядок реализации гражданам жилья с государственной поддержкой, и сложилась следующая картина: между регионами существуют большие диспропорции в практике предоставления жилья. В ряде районов не могут найти желающих для того, чтобы сформировать ЖСК, а в столице и крупных городах люди стоят в очереди 10 лет и более.
Половина из общего числа очередников — молодые семьи. Им, безусловно, нужно помочь. Но как? В то же время необходимо стимулировать, чтобы граждане надеялись не только на государство, но и на свои силы и средства. Что для этого надо сделать?
"Предложение такое: семьи, проживающие в общежитии более 10 лет, должны иметь право на первоочередное получение жилья. А это большое количество людей"
Этот вопрос детально обсуждался на всех уровнях. В итоге нами был подготовлен проект указа о совершенствовании политики постановки на очередь. К категории нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих первоочередное право на получение квартиры предлагается отнести молодые семьи, имеющие двух и более детей. Эта мера должна положительно отразиться на демографической ситуации.
Мы также изучили, как движется очередь для тех, кто живет в общежитиях. Предложение такое: семьи, проживающие в общежитии более 10 лет, должны иметь право на первоочередное получение жилья. А это большое количество людей. Что намечается сделать для уменьшения региональных диспропорций? В Минске, например, можно будет стать на очередь в исполкомах, если обеспеченность жильем меньше 15 метров квадратных на человека. А в остальных населенных пунктах сохраняются нынешние 20 метров квадратных.
Новые критерии подготовлены, но все дело в том, что нам нельзя забывать и о тех людях, которые уже начали реализовывать свое право на строительство жилья в нынешнем году и планировали получить квартиры в 2012—2013-м. Неоднократно эта тема обсуждалась на президиуме Совмина. В итоге было принято решение, что граждане, которые заключили договоры с Беларусбанком и Белагропромбанком, должны достроить квартиры, а облисполкомы обязаны обеспечить возведение этих домов.
Таким образом и сформирована жилищная программа на следующий год в объеме 7,5 триллиона рублей кредитных ресурсов. Необходимо сдать для нуждающихся около 2,5 миллиона метров квадратных. И приблизительно столько же планируется построить на коммерческой основе. По сути, сохраняются объемы нынешнего года.
Ценовой коридор
— То есть будет разделение: для тех, кто заключил договоры на льготное финансирование в этом году, — одна цена. Для тех, кто только готовится заключать договоры с банками, — вторая цена. И третья — коммерческое жилье.
— Что касается последней категории, то для нее кредитные ресурсы будут выделяться на общих основаниях. Мы здесь осуществляем лишь общее регулирование для того, чтобы не допустить спекуляции.
О жилье с господдержкой. Наше министерство и облисполкомы будут и в дальнейшем проводить политику сдерживания роста цен. Все граждане, заключившие уже договоры с банками, сумеют построить жилье по льготируемым ценам и за счет льготных кредитов.
Кстати, сегодня строительство квадратного метра для очередников в Минске обходится от 2 миллионов 170 тысяч до 2 миллионов 800 тысяч рублей, тогда как коммерческая цена составляет 7 миллионов и выше, причем это уже за пределами Минской кольцевой автодороги, например в Боровлянах.
"Все граждане, заключившие уже договоры с банками, сумеют построить жилье по льготируемым ценам и за счет льготных кредитов"
В самой столице стоимость колеблется от 990—1020 долларов в Малиновке и до 1300—1700 долларов в центре.
— В некоторых СМИ прозвучала информация, что льготное жилье в следующем году будет находиться в ценовом коридоре от 3 до 4 миллионов рублей за квадратный метр. Можете ли вы прокомментировать эту цифру?
— Я очень щепетильно отношусь к цифрам и прогнозам. Говорить в целом о будущих ценах сегодня, мне кажется, не совсем оправданно. В каждом регионе цены различаются. Например, Минск осуществляет строительство домов типовых серий. Это дешевле, чем монолит или кирпич. Но не все регионы могут похвастаться тем, что у них достаточно производственных мощностей для возведения индустриальных многоэтажек. Отсюда и разбежка в стоимости. Нужно учитывать и еще множество факторов. Поэтому надо быть очень осторожными в прогнозах. Мы исходим из складывающейся экономической ситуации и наших возможностей.
— Отток кадров за рубеж — один из факторов, который сегодня вызывает тревогу. Что делается для сохранения профессионального потенциала отрасли?
— Эта ситуация находится под контролем. Более того, глава государства обратил внимание министерства, правительства, облисполкомов на недопустимость массового оттока рабочих и специалистов. В этом направлении мы сегодня и работаем. Конечно, летом часть строителей (особенно с предприятий вневедомственной подчиненности) подаются самостоятельно на заработки. Но по состоянию на октябрь в отрасли работает столько, сколько и в январе. Это что касается подрядной сферы.
В промышленности стройматериалов ситуация стабильна во всех коллективах. Те трудности, которые наблюдались еще несколько месяцев назад, удалось преодолеть. Заработная плата выплачивается, и она достаточно высокая. Делается все, чтобы сохранить темпы производственного роста. Скажу больше, стабильность работы промышленности — это показатель устойчивости в целом строительного комплекса.
Подрядные организации, тресты — это более гибкие структуры, которые могут перемещаться и выполнять работу там, где она есть, даже в других странах. Поэтому мы и ставим задачу развивать экспорт. Это поможет решению не только финансовых проблем, но и занятости. К тому же приоритетным заданием на пятилетку является создание производств, ориентированных на углубленную промпереработку. То есть, грубо говоря, торговать не цементом, а изделиями из него, не стеклом, а уже готовой продукцией. Цель модернизации — выпуск изделий с высокой добавленной стоимостью. Если все это удастся реализовать (а в этом нет сомнений, учитывая, какой путь пройден до этого), то работы хватит всем. И строительный комплекс будет успешно развиваться.
— Вокруг Минска должны вырасти города-спутники. Но насколько целесообразно возводить многоэтажки в пригороде, где жилье будет стоить не меньше, чем в столице? В то же время поселки индивидуальной застройки, по сути, и могут стать прообразами городов-спутников. Что тормозит индивидуальное строительство?
— В первую очередь недостаточное для этого количество денег у граждан. Но этот вопрос также в процессе решения. Что же касается городов-спутников Минска, то определены девять таких поселений: промышленные — Дзержинск, Жодино, Фаниполь; агропромышленные — Смолевичи, Столбцы, Узда, Руденск; туристско-рекреационные — Заславль, Логойск. Согласно госпрограмме в этих населенных пунктах планируются значительные объемы индивидуального жилищного строительства. Минстройархитектуры подготовлен проект указа, согласно которому для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тысяч человек, а все города-спутники подпадают под этот критерий, процент за пользование кредитами, выдаваемыми на строительство (реконструкцию) жилых помещений, в течение срока их погашения устанавливается в размере 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов. Но не менее 3 процентов годовых. Это в нынешних экономических условиях является весомой государственной поддержкой.
Кроме того, уже действуют утвержденные облисполкомами региональные программы индивидуального жилищного строительства, которые предполагают наряду с возведением объектов жилья и обеспеченность этих территорий инженерной и транспортной инфраструктурой.
" Что же касается городов-спутников Минска, то определены девять таких поселений: промышленные — Дзержинск, Жодино, Фаниполь; агропромышленные — Смолевичи, Столбцы, Узда, Руденск; туристско-рекреационные — Заславль, Логойск"
В ряд нормативных технических правовых актов внесены изменения, упрощающие административные процедуры при проектировании и возведении коттеджей, повышающие ответственность органов государственного и местного управления за комплексное развитие мест застройки. Разработаны рекомендации о пошаговых действиях застройщика.
Сегодня все проблемы, связанные с выделением земли, практически решены. Это, конечно, не значит, что любой желающий получит участок вдоль Минской кольцевой дороги. Естественно, преимущество имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но сделано за последнее время много, и мы ожидаем со следующего года увеличения объемов индивидуального строительства. Этому будет способствовать, в частности, и Указ Президента № 520, согласно которому принимаются меры по развитию частного строительства, сокращению количества недостроенных домов, дач, совершенствованию регулирования отношений в области охраны и использования земель.
Виктор ЛЕЩЕНКО, Народная газета