Ранним утром я спешу на работу, смотрю, как в мокром асфальте отражается октябрьское небо, и думаю о том, что же составляет смысл и дух моей деятельности. Переношусь на сорок лет назад, в дни юности. Точно так же тогда спешила я в родной институт и создавала свои мыслеобразы:
“Если градостроительный ангел приближается к самой земле, он касается крылом желтых листьев на мокром асфальте и, как и я, видит отражение осеннего неба…”
“Если он поднимается выше, то видит красоту городских ансамблей…”
“Если же устремляется в космос, он видит бесконечную красоту городских линий…”
Владеть территорией, преобразовывать ее, наполняя ее высшим смыслом, и работать, работать, работать до тех пор, пока не появятся эти самые проблески космической красоты городских линий – вот в чем для меня и, смею заверить, для моих коллег смысл творчества урбаниста. Смысл творчества и проявление таланта. А “талант – это каждодневная, неустанная борьба с собственной бездарностью”. Работа по расширению сферического мироощущения.
Отношения. К каждому городу (независимо от его значимости и величины) отношусь как к чуду, дарованному мне в очередной раз. Особые родные отношения с городскими и районными архитекторами – совместный созидательный труд.
Что есть богатство? Задаюсь вопросом: что для меня истинное богатство института все эти годы? И сама себе отвечаю – конечно же, коллеги. Коллеги в самом широком смысле. Творчество градостроителя – особое коллективное творчество. Стен института коснулись разные перемены, в нем было тепло и не очень, но всегда светло от улыбок коллег. За сорок лет сложился длинный, длинный список коллег, с которыми мне пришлось работать. Он не смог бы уместиться на страницах журнала, но поименно они все в моем сердце. В моей биографии были и знаковые личности – Учителя: Лев Иосифович Бездежский, Юлий Иванович Глинка, Виктор Павлович Чернышев, давшие на старте импульс всей сорокалетней творческой деятельности. К Юлию Ивановичу по сей день отношусь как к мэтру, посвящаю в свои работы. И, конечно же, наши вдохновители и защитники – наши в разные периоды главные архитекторы: Ярослав Львович Линевич, Юлий Иванович Глинка, Виктор Иванович Сахно, Лариса Николаевна Смирнова. Мысленно представляю Ларису в виде шагаловской фигурки, парящей над ее любимым Витебском, которому она неизменно верна.
Генеалогическое древо института уходит корнями в Белгоспроект, а ветвями деятельности раскинулось по всему свету. Именно АПМ стала истоком родословной нашего института.
Связь поколений. Время урбаниста измеряется “выпущенными” городами – и это год за один. Вот, кажется, еще вчера, улыбаясь юной есенинской улыбкой, принимает нас на работу Ярослав Львович. А уже сегодня приходит в институт дерзко талантливая, смелая и уверенная молодежь. Мы передаем города следующим поколениям зодчих. Если эстафету поколений представить в виде шахматной партии, то, например, Ушачи 1990 г. – мой миттельшпиль, для выпускника этого года Игоря Курсевича Ушачи 2010 г. – его дебют. И хочется напутствовать: “Белые начинают и…
…пусть следующие 40 юбилейных лет над их городами летают градостроительные ангелы!”