Технический регламент Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, который запрещает повторно использовать стеклянные бутылки для разлива алкогольных напитков и детского питания, был утвержден 16 августа текущего года. Так, с середины 2012 года, когда документ вступит в силу, сбор и повторное использование практически всех видов стеклянной тары в странах ТС станет вне закона. Для Беларуси этот вопрос является очень чувствительным, так как может привести к достаточно серьезным экономическим, экологическим и социальным последствиям. Время внести коррективы в законодательный акт еще есть - именно поэтому представители заинтересованных государственных структур, природоохранных организаций, общественных объединений и бизнес-сообщества собрались за круглым столом, чтобы обсудить эту проблему.
К чему же может привести запрет на вторичное использование стеклянных бутылок? Тот факт, что закроются пункты приема стеклотары, - это лишь малая толика последствий. Если говорить языком цифр, то для производства 1 тонны бутылок расходуется около 1,2 тонны природного сырья (в том числе: 0,7 т кварцевого песка, 0,1 т известняка, 0,2 т соды, 0,1 т доломита и 0,1 т полевого шпата), а также около 250 кВт.ч электроэнергии. После введения в действие технического регламента единственным легальным способом утилизации стеклотары будет использование ее в качестве вторичного сырья на стекольных заводах для производства новых изделий. Это позволит снизить расход материалов, но на потреблении энергии скажется незначительно. В то же время очистка одной бутылки до состояния, отвечающего всем санитарным нормам, требует в 10 раз меньше энергии, чем производство новой.
По мнению специалистов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, введение ограничения на вторичное использование стеклотары, кроме экономических последствий, приведет также к экологическому бедствию. Ведь исходя из требований экологии повторная тара - это минимизация образования отходов и снижение экологической нагрузки. Если ввести указанный регламент, то в разы вырастет потребление первичных ресурсов, а также количество отходов.
Вместе с тем детское питание в Беларуси сегодня выпускается только в одноразовой таре. Но это оправдано, так как к подобным продуктам предъявляются повышенные требования.
В законную силу указанный документ еще не вступил, и есть время попытаться исправить сложившуюся ситуацию, не допустив негативных экономических и экологических последствий. Так, природоохранные и потребительские организации Беларуси, России и Казахстана уже обратились в Комиссию Таможенного союза за разъяснениями целесообразности запрета использования оборотной стеклянной тары на территории стран-участниц ТС. На 15-м заседании Координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм, проходившем в Москве, в повестку дня был включен вопрос "О предложении белорусской стороны по внесению изменений в технический регламент Таможенного союза о безопасности упаковки".
Минстройархитектуры, в состав которого входит ряд предприятий по производству стеклянной тары различного назначения, полностью поддерживает предложение об исключении подобной нормы из технического регламента. Дело в том, что мощности предприятий по производству стеклотарной продукции не позволят в полной мере удовлетворить потребности пищевых, в том числе винодельческих и ликероводочных заводов, которые могут возрасти в разы. Это значит, придется работать только на внутренний рынок, полностью исключив экспорт товаров, дающий возможность заработать валюту. Кроме этого, значительно увеличится потребность в первичных ресурсах, необходимых для производства стеклотары, большая часть которых в республику импортируется.
Как утверждают специалисты, после выпуска бутылка должна оборачиваться минимум 7–8 раз. А у наших европейских соседей она может использоваться и до 50 раз - в странах ЕС неоднократное использование бутылок поощряется. Приоритет повторного использования продукции, включая стеклотару, над ее переработкой и захоронением установлен Директивой Европейского парламента 2008/98/EC. В большинстве стран Европейского союза законодательно определена так называемая залоговая стоимость тары, которая в обязательном порядке взимается при покупке напитка и возвращается при сдаче бутылки в пункт приема, расположенный, как правило, в магазине.
Справочно:
По данным концерна "Белгоспищепром", сегодня в республике используется около 500 млн. бутылок возвратной стеклотары.
]]>www.mas.by]]>