Художественные достоинства улиц в массивах жилой застройки, возникших во второй половине прошлого века, заслуживают особого внимания, поскольку для большинства горожан они попрежнему формируют визуальную репутацию города.
Поэтому мы не можем быть безразличны к их архитектурному облику. Однако эти улицы никогда не рассматривались как самостоятельный объект проектирования. Их композиция возникла в контексте композиции жилых микрорайонов и районов – целостных планировочных образований, функционально объединенных культурнобытовым обслуживанием, а композиционно – единым архитектурнопланировочным замыслом1.
Композиция жилых образований формировалась преимущественно “макетным” способом – ритм “коробочек” на макетах выглядел достаточно целостно и выразительно, но при ознакомлении в натуре терял свое очарование. Видимо, поэтому так увлекательно рассматривать массовую жилую застройку Минска на космических снимках и на картах – интересно смотрятся орнаменты домов в микрорайонах, где можно найти и простые геометрические узоры застройки 1950–1960х годов и замысловатые арабески из домов, возведенных в 1970–1980е годы (рис.1, 2).
С конца 80х годов прошлого века архитектурная композиция улиц в сложившихся жилых массивах Минска начала трансформироваться в процессе выборочной реконструкции жилых домов. Иначе говоря, происходит эволюция архитектурной композиции улиц, у которой можно проследить существенные этапы2.
В первые послевоенные десятилетия в жилых массивах возводились исключительно типовые дома, и все приемы застройки улиц сводились к вариантам строчной и ленточной застройки. Также до 1965 г. действовало ограничение высоты жилых зданий (не выше 5 этажей), что позволяло обходиться без лифтов. В те годы существовала жесткая зависимость архитектурнопланировочных решений жилых массивов от экономических, технических и технологических требований. Это приводило к тиражированию одних и тех же приемов постановки зданий вдоль улиц. В последующие годы переход на блоксекционный метод проектирования позволил разнообразить конфигурацию домов в плане, что способствовало появлению более оригинальных и выразительных архитектурных решений застройки улиц.
Чтобы развить эту тенденцию, потребовалась методика экспертной оценки облика сложившихся улиц. В авторской версии такая методика предполагает рассмотрение улицы как самостоятельного объекта анализа и оценки, обладающего художественной ценностью. На этой основе составляется композиционный паспорт улицы, осуществляется экспертная оценка художественной эффективности архитектурной композиции улицы с применением модифицированного метода семантического дифференциала3. В итоге формулируются предварительные рекомендации по преобразованию облика улицы, выбираются конкретные реконструктивные мероприятия.
Проиллюстрируем эту методику на примере минской улицы Кедышко. Отрезок улицы (от ул. Толбухина до ул. Волгоградской) длиной около 750 метров, ограничивающий первый жилой микрорайон Минска, – яркий представитель застройки конца 1950-х – начала 1960х годов. Архитектурнопланировочное решение улицы крайне незатейливо – дома стоят вдоль прямой улицы параллельно ей, лишь иногда отступая вглубь микрорайона. Композиционная взаимосвязь четной и нечетной стороны улицы не прослеживается.
Как видно из опросного листа горожан, оценка облика улицы в целом очень низкая.
Оценивалось также влияние основных характеристик композиции улицы на разнообразие, “столичность”, красоту улицы, а также на соответствие композиции улицы месту в городе.
В итоге выявлено, что большинство характеристик улицы не соответствуют вышеперечисленным композиционным требованиям. В этой связи были предложены блицварианты реконструкции развертки улицы с конкретными реконструктивными мероприятиями (риc. 6).
Впрочем, композиция ул. Кедышко не типична для Минска. Архитектурная композиция большинства улиц была оценена высоко. По результатам обследований бесспорно удачными в архитектурном отношении названы улицы Заславская, Мирошниченко, Карбышева, Калиновского в границах микрорайона Восток1, Чкалова и некоторые другие.
В целом пристальное изучение столичных улиц позволяет сделать принципиальные выводы.
1. Улицы в массовой жилой застройке Минска довольно разнообразны, заметно отличаются друг от друга. Их нельзя перепутать. Архитекторы достаточно профессионально формировали застройку улиц даже при тех предельно скудных средствах выразительности, которыми располагали на первом этапе индустриализации жилищного строительства.
2. Методичное изучение улиц (в том числе и при помощи метода модифицированного семантического дифференциала) позволяет получить достаточно обоснованные и подробные сведения об их композиции, что должно послужить столь же методичному совершенствованию архитектурного облика улиц.
3. Этот реконструкционный процесс должен развиваться при условии рассмотрения улиц в качестве единого и цельного архитектурного ансамбля. То есть на новом историческом витке целесообразно вернуться к идее проектов типа “Застройка улицы Советской в Минске”.