Вы здесь

Культурно-туристские зоны в малых и средних исторических городах

Целевые ориентиры. Многие малые и средние городские поселения Беларуси имеют богатую историю и обладают ценным историко-культурным наследием, позволяющим развивать их как центры туризма. В этой связи «Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы» выделяет в качестве перспективных центров туризма международного значения Полоцк, Несвиж, Мир, Новогрудок, Слоним; национального значения – Заславль, Мстиславль, Логойск, Кобрин, Ружаны, Шклов, Поставы, Волковыск.

Тем не менее, для развития туризма важно не только наличие памятников истории, культуры, природы, мест, связанных с важными историческими событиями, выдающимися историческими личностями. Необходима подготовка имеющихся достопримечательностей к туристско-экскурсионному показу, обеспечение удобной транспортной доступности объектов туризма, создание развитой туристской инфраструктуры.

С целью обеспечения этих требований в городах – перспективных центрах туризма ведется формирование культурно-туристских зон, призванных обеспечить как охрану и восстановление историко-культурных ценностей, так и создание условий для привлечения и обслуживания туристов. Культурно-туристские зоны пока не получили официального статуса, но на практике формируются и совершенствуются. К сожалению, эти процессы проходят во многом стихийно.

В генеральных планах городов, проектах регенерации исторической планировки и застройки поселений вопросы развития туризма являются сопутствующими. В то же время именно туризм может и должен стать магистральным направлением развития городов с ценным историко-культурным наследием. Понимание этого начинает оказывать влияние на состав и содержание градостроительной документации. В проектах, выполненных в последние годы, развитию туризма уделяется больше внимания, чем это было в предшествующий период. Однако специальных разделов, включающих программы развития туризма, расчет туристских потоков, определение перспективной потребности в объектах обслуживания туристов в них, как правило, нет или они недостаточно содержательны.

Состав культурно-исторических зон. В границы культурно-туристской зоны должны быть включены:

  • историко-культурные ценности, которые используются или могут использоваться как объекты туристско-экскурсионного показа, и их охранные территории;
  • объекты обслуживания туристов, участки территории, которые используются или могут использоваться для туристских функций;
  • участки территории, обеспечивающие целостность среды культурно-туристской зоны.

Основой для определения границ культурно-туристских зон могут служить материалы исторических изысканий, установленные зоны исторической планировки и застройки.

К настоящему времени значительная, а то и большая часть исторической застройки, к сожалению, утеряна, что существенно повлияло на пространственную среду исторических поселений. Поэтому в границы культурно-туристских зон целесообразно включать и те участки исторической планировки и застройки, которые представляют ценность с позиций охраны и перспективного восстановления историко-культурного наследия. Например, в границы культурно-туристской зоны Слонима целесообразно включить участок, где располагался дворец М. Огинского, к настоящему времени не сохранившийся, но перспективный для восстановления как историко-культурная ценность и аттрактивный объект туризма.

При определении границ культурно-туристской зоны важно обеспечить удобную доступность между объектами туристско-экскурсионной демонстрации и объектами обслуживания туристов. В малых и средних исторических городах имеются все возможности обеспечить пешеходную доступность между ними в пределах 15—20 минут, т.е. формировать культурно-туристские зоны с линейными размерами до 1 км.

Принципы организации. Принципы, то есть основополагающие, руководящие идеи архитектурно-планировочной организации культурно-туристских зон следующие.

Принцип концентрации функций предполагает формирование в составе культурно-туристских зон комплексов обслуживания. Они должны предоставлять туристам широкий выбор услуг: туристско-экскурсионные бюро, информационные службы, комплексы проживания разного уровня комфорта и стоимости, а также комплексы развлечений и занимательного проведения досуга и т. д.

Принцип пространственной целостности заключается в формировании культурно-туристских зон как пространственно целостных образований, в пределах которых обеспечивается удобная доступность объектов обслуживания туристов.

Принцип преемственности направлен на сохранение не только историко-культурных ценностей, но и традиционных для данного поселения (района) приемов планировки и застройки. Важно, чтобы в процессе неизбежной при использовании исторических объектов в современных условиях реконструкции обеспечивалась композиционная сочетаемость новой и исторической застройки. Новые здания и сооружения должны гармонично вписываться в историческую среду. Для этого могут быть использованы традиционные пространственные формы архитектурных объемов, крыш, оконных и дверных проемов, арок, колористические решения и т.д.

В зависимости от конкретных условий и особенностей каждого поселения возможны различные концептуальные подходы к архитектурно-планировочной организации культурно-туристских зон.

Формирование культурно-туристской зоны как историко-культурного заповедника правомерно для наиболее ценных и хорошо сохранившихся исторических поселений, включающих крупные замковые, дворцовые, дворцово-парковые ансамбли. Основное направление реконструктивных мероприятий – реставрация историко-культурного достояния. Такой подход целесообразен, например, в Мире, Несвиже, Логойске.

Формирование культурно-туристской зоны совместно с общегородским центром правомерно для поселений, в которых современный городской центр сформировался в пределах исторического центра и занимает относительно небольшую территорию. Развитие туристских функций позволит улучшить систему общественного обслуживания поселения, создаст новые рабочие места. Реконструктивные мероприятия должны совмещать реставрацию и восстановление наиболее ценных памятников истории и культуры, приспособление части исторической застройки к новым функциям, а также новое строительство, композиционно взаимоувязанное с исторической застройкой. Такой подход целесообразен, например, в Новогрудке, Слониме, Мстиславле, Поставах.

Формирование культурно-туристской зоны, в равной степени выполняющей функции центра туризма, общегородского центра, административного центра прилегающего района, целесообразно для исторических поселений, являющихся центрами административных районов, в которых сохранились фрагменты ценной исторической застройки. Реконструктивные мероприятия должны обеспечить гармоничное сочетание исторической и новой застройки. Такой подход целесообразен, например, в Кобрине, Шклове, Волковыске.

В процессе формирования культурно-туристских зон происходит уплотнение городской застройки, увеличивается плотность общественных функций: первые этажи зданий используются для размещения объектов туристского обслуживания, восстанавливаются фрагменты утраченной исторической застройки, размещаются новые объекты, заполняющие промежутки в исторической застройке.

Развитие туристской инфраструктуры связано с увеличением емкости и повышением разнообразия объектов обслуживания туристов, созданием возможности выбора мест проживания, питания, проведения досуга с разным уровнем комфорта и цен.

Для размещения объектов обслуживания туристов возможно использование сохранившейся исторической застройки. Кварталы и группы рядовых жилых зданий XIX – начала ХХ в. могут быть использованы для размещения гостиниц; торговые ряды, особняки – для размещения магазинов, ресторанов, кафе, других объектов обслуживания. Целесообразно использование для размещения туристов индивидуального жилого фонда, специально приспособленного для этих целей. Возможно строительство гостиниц, мотелей, кемпингов на окраине города или в его ближайшем окружении в благоприятной природной среде и в удобной доступности от культурно-туристской зоны.

При размещении «шумных» объектов (ресторан с музыкальным сопровождением, дискотеки и т.д.) необходимо обеспечивать пространственные разрывы между ними и сакральными объектами (храмы, кладбища, мемориальные комплексы и др.).

Важное композиционное значение имеет трассировка туристских маршрутов. Во многих исторических городах целесообразно создание пешеходных набережных, с которых хорошо просматривается историческая застройка. Такие набережные могут быть созданы вдоль канала Огинского в Слониме, вдоль прудов в Несвиже, Мире, в других поселениях. Для этого необходима расчистка прибрежных территорий от малоценной застройки, их благоустройство.

Индивидуальность облика исторических поселений обусловлена архитектурно-художественными особенностями застройки, планировки, природно-ландшафтных условий. Иногда достаточно одного, обладающего яркой индивидуальностью архитектурного сооружения, чтобы облик города ассоциировался с ним. Например, Мирский или Несвижский замки. И все же более часто – это совокупность архитектурных, градостроительных и ландшафтных особенностей. Например, облик Новогрудка формируется не только архитектурой сакральных и гражданских исторических зданий, но и треугольной в плане центральной площадью, холмистым рельефом.

Большое значение для подчеркивания индивидуальности облика поселения имеют и архитектурно-художественные особенности рядовой застройки. Это традиционные для данного города приемы народной архитектуры, материал и цветовое решение цоколей и стен зданий, фронтонов и крыш, оконных и дверных проемов и т.п.

Индивидуальность облику города придает также городская скульптура, вывески, реклама, информационные стенды, ночная подсветка зданий и сооружений. Широкие возможности открывает использование суперграфики. Индивидуальность художественного решения пешеходных улиц, включая фасады зданий, малые архитектурные формы, рекламу, оформление ресторанов, магазинов, – эффективное средство повышения индивидуальности облика исторических городов – центров туризма.

Таким образом, можно констатировать, что индивидуальность облика поселения определяется: наличием уникального архитектурного сооружения, которое можно рассматривать как символ города; индивидуальностью объемно-пространственной композиции поселения, планировки и застройки, природно-ландшафтных условий и индивидуальностью средового дизайна.

Воссоздание исторически достоверной среды культурно-туристских зон обусловлено ликвидацией дисгармонирующих фрагментов застройки второй половины XX в. В первые послевоенные десятилетия во многих исторических городах Беларуси вместо исторических зданий были построены новые объекты, облик которых дисгармонирует с исторической застройкой. Например, пятиэтажная застройка на Ратушной площади в Несвиже.

Для обеспечения композиционной целостности культурно-туристских зон необходима реконструкция, а иногда и снос дисгармонирующих фрагментов застройки. Приемы реконструкции должны определяться индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации, и могут включать изменение фасадов, уменьшение высоты и длины зданий, другие приемы, позволяющие обеспечить композиционную целостность и историческую достоверность среды культурно-туристской зоны.

При формировании культурно-туристских зон возникает необходимость регенерации внутриквартальных пространств. Развитие обслуживающих функций, связанных с увеличением туристских потоков, предопределяет потребность использования внутриквартальных пространств для размещения объектов обслуживания, летних кафе, ресторанов, организации сквозных пешеходных проходов, автостоянок и др.

Использование памятников археологии при формировании культурно-туристских зон позволяет расширить экспозиционный материал, повысить разнообразие пространств поселений. Памятники археологии имеются во многих исторических поселениях Беларуси. Это древние городища, замчища, остатки утраченных древних сооружений, фортификационных систем. Многие памятники археологии располагаются на доминирующих возвышенностях (Новогрудок), у водоемов (Несвиж, Поставы), что создает благоприятные условия для включения их в туристско-экскурсионные маршруты с организацией видовых площадок для обзора окружающих ландшафтов.

Возможными направлениями использования памятников археологии при формировании культурно-туристских зон являются: создание музейных экспозиций с демонстрацией археологических объектов, в том числе в закрытых павильонах или под навесами; включение остатков древних сооружений в систему благоустроенных открытых пешеходных пространств; создание видовых площадок на территории древних городищ, замчищ для обзора окружающих ландшафтов.

Развитие туризма позволяет по-новому взглянуть на воссоздание утраченных архитектурных сооружений. Такие уникальные объекты, как дворец М. Огинского с театром в Слониме или парк Альба в Несвиже с каналами и летней резиденцией Радзивиллов, могут стать новыми центрами притяжения туристов и повысить аттрактивность этих городов.

Охрана и восстановление исторических ландшафтов. Ландшафт является неотъемлемым элементом пространственной среды культурно-туристских зон. Возвышенности традиционно использовались для размещения архитектурных доминант – замков, дворцов, культовых сооружений, что обеспечивало хорошие условия их обзора, создавало им господствующее положение в пространстве. Водоемы, парки также являются неотъемлемой частью исторического ландшафта.

Ландшафт, как и архитектурные сооружения, претерпевает изменения во времени. Поэтому при формировании культурно-туристских зон важно его восстановление. Восстановление предусматривает сохранение главной композиционной идеи и элементов исторического ландшафта, имеющих культурное, историческое, художественное значение (форм рельефа, водных устройств, массивов и групп насаждений, архитектурных сооружений, малых архитектурных форм), а также удаление чужеродных элементов. Важно также сохранение территориальной целостности исторического ландшафта без разделения или уменьшения его площади. Визуальная охрана обеспечивается за счет ограничения этажности и плотности окружающей застройки, создания фоновых и барьерных зеленых насаждений, раскрытия видов на живописные элементы ландшафта, окружающие территории.

Средовой дизайн. Малые архитектурные формы (скамьи, урны, фонари, киоски, декоративные решетки, ограды и др.), элементы благоустройства (лестницы, подпорные стенки, водные устройства, мощения и др.), озеленение (древесные и кустарниковые насаждения, газоны, цветники и др.) вместе с произведениями монументально-декоративного искусства (скульптура, монументальная живопись и др.) также имеют важное композиционное значение при формировании культурно-туристских зон.

При разработке проектного решения правомерно использование особенностей исторического средового дизайна, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии, почтовые открытки, рисунки, картины художников. Для облика городских улиц характерны были рекламные надписи над первыми этажами зданий. На перекрестках и площадях размещались круглые рекламные тумбы, имевшие форму башен. Широко применялись кованые и литые металлические элементы: фигурные ворота, ограды, ограждения балконов, фонари освещения, опоры скамеек. При мощении проезжих частей улиц применялись камни овальной формы, брусчатка, клинкер, шестиугольные бетонные плиты с включением гранитного щебня; при мощении тротуаров использовались квадратные бетонные плиты с геометрическим рисунком и др.

При благоустройстве, озеленении, цветочном оформлении культурно-туристских зон важно как воспроизведение исторически достоверных элементов городской среды, так и придание своеобразия каждому поселению за счет использования уникальных скульптурных, ландшафтных композиций, малых архитектурных форм.

Колористическое решение культурно-туристских зон, включающее разработку цветовой гаммы фасадов памятников архитектуры и рядовой застройки, элементов благоустройства, малых архитектурных форм, цветочного оформления, наружной рекламы, должно отличаться своеобразием, опирающимся на имеющийся фактологический материал (описания, историко-иконографические документы и др.). При разработке цветового решения культурно-туристской зоны необходимо учитывать сочетаемость цветов архитектурных объектов и зеленых насаждений, динамику изменения цветовой гаммы древесно-кустарниковых насаждений в разные периоды года.

Немаловажное значение имеет праздничное оформление культурно-туристских зон с использованием таких приемов, как вывешивание гирлянд, флагов, транспарантов и др.

Так как культурно-туристские зоны активно посещаются как в дневное, так и в вечернее время, необходима разработка их светового оформления. Вечерняя подсветка фасадов зданий позволяет по-новому раскрыть пространственную композицию, выделить композиционные акценты. Подсветка архитектурных доминант создает систему пространственных ориентиров в вечернем городе.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
«... высшее мастерство эзотерики в архитектуре, когда созданное человеческими руками становится безболезненным продолжением природно-...