Каждый, кто учился в институте, хотя бы раз посетил студенческое общежитие и хранит свои незабываемые впечатления о нем. Не говоря уже о тех, кто долгие годы называл его своим домом. Общежитие – это место, где собираются под одной крышей очень разные люди со своим миром, укладом жизни, своими вкусами, амбициями, представлениями о комфорте и художественной выразительности жилища. Комната общежития на многие годы становится ареной столкновения противоречий, превращаясь порой в “поле брани”. Эта же комната может стать своей, родной, домом, куда хочется возвращаться, где тебя ждут, где зарождается самая крепкая дружба, а иногда и семья. В этих условиях основная задача архитектора — обеспечение бесконфликтного сосуществования нескольких личностей при сохранении их индивидуальности. Парадокс заключается в том, что в роли архитектора всегда выступают сами студенты, опираясь чаще всего на интуицию и свой небогатый жизненный опыт.
Мы посчитали целесообразным выбрать объектом проектирования для курсовой работы по дисциплине “Интерьер и предметный дизайн” комнату студенческого общежития. Заданием предусматривалось:
запроектировать интерьер жилой комнаты общежития определенных габаритов на двух студентов с учетом различий их психологических портретов;
оборудовать в жилой комнате общежития спальную, обеденную и гостевую зоны;
обеспечить рабочие места с учетом специфики работы студентов-архитекторов;
предусмотреть индивидуальные места хранения предметов обихода, одежды, обуви, личных вещей каждого проживающего.
Особенности адресного проектированияВ основе работы лежит метод адресного проектирования, когда проект выполняется не для какого-то абстрактного студента-пользователя, а для себя и своего товарища, у которого можно выяснить его предпочтения, желания, вкусы, узнать, в конце концов, захочет ли он жить в придуманном тобой мире. Действенным инструментом дизайна внутренней архитектурной среды в этом случае является учет психологических особенностей будущих потребителей. Образное и функциональное решение интерьера в значительной мере зависит от темперамента (сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик) либо хромотипа (красный, желтый, зеленый, синий), а также от склада личности (экстраверт, т.е. “обращенный вовне”, и интроверт, т.е. “обращенный внутрь себя”). Оптимальность пространства для представителя каждой из названных групп дополнительно зависит от того, какой канал восприятия информации является ведущим – кинестетический, аудиальный или визуальный. Например, для холерика наличие свободного пространства – это свобода передвижения, для сангвиника – поле для размещения выразительных архитектурных элементов. Как показывают студенческие работы, сангвиник-аудиал скорее привнесет динамику в свой интерьер, сангвиник-визуал активно использует гармонию пропорциональных рядов. Холерик-кинестетик охотно оперирует разницей уровней, разнообразием фактур, а для холерика-визуала очень важна гармония цвета и форм.
Зонирование внутреннего пространстваТемперамент, хромотип, склад личности и ведущий канал восприятия сказываются на характере общего зонирования, на предпочтении пространства, свободного либо заполненного предметами, жестко структурированного или мягкого, пластичного, динамичного или статичного, на открытости или закрытости спального места, на использовании трансформаций в мебели или конструкциях. Разграничение комнаты на зоны может быть абсолютным, жестко разделяющим пространство; относительным, когда физическая преграда обеспечивает визуальную связь между зонами; трансформируемым, когда преграда может быть смещена для обеспечения связи между зонами; условным, когда зоны выделяются цветом, фактурой отдельных поверхностей, изменением световых режимов (рис. 1—8). При этом часто возникает необходимость сохранения визуальной целостности пространства комнаты, что может быть достигнуто с помощью введения единого конструктивно-композиционного элемента, связывающего отдельные зоны (рис. 9, 10).
В условиях общежития выполнение всей функциональной программы, обеспечение условий для протекания всех видов деятельности возможны лишь при многовариантном использовании имеющейся площади и за счет применения различных методов трансформации мебели и оборудования. Первый путь – многофункциональное применение одного и того же мебельного комплекта. В качестве примера рассмотрим организацию спального места на невысоком двухступенчатом подиуме, покрытом плотной тканью. Убрав постельные принадлежности, можно получить место для сидения в дневное время. Высота второго уровня может быть принята такой, чтобы край подиума стал местом для сидения перед рабочим столом (рис. 11).
Второе направление – совмещение элементов мебели в двух-, трехъярусные комплекты для экономии площади. В этом случае мебель для выполнения каждого вида деятельности остается стационарной. Прием достаточно хорошо разработан и может быть использован в нескольких вариациях. Например, спальное место поднято, а на освободившемся пространстве под ним устанавливается мебель и оборудование для работы. Или рабочее место поднимается на площадку, размещенную над выкатными ящиками для хранения вещей. Можно применить и метод компактного складирования, когда ящики вставляются один в другой, табуреты собираются в компактный куб, матрасы монтируются один над другим и т.п. (рис. 12—14).
Сочетание трансформаций разных типов можно рассматривать как третье направление. Примером реализации этого принципа является использование выдвижных, выкатных и откидывающихся мест для лежания, сидения, работы (рис. 15—17). Так, переведенный в вертикальное положение матрас высвобождает большую площадь для рабочей поверхности стола, на его нижней поверхности легко крепятся справочные материалы.
Рабочее место студента-архитектора предполагает наличие не только компьютерного стола, но и специального устройства для чертежных работ (выдвижной, откидной, откатной или стационарной рабочей доски), а также рабочих столов (например, для макетирования), геометрия столешниц которых позволяет объединять их в случае необходимости в большую поверхность, удобную для других видов работ (рис.18,19).
Спальные места могут быть изолированы в самостоятельные боксы, отделены друг от друга и остального пространства комнаты перегородками, мебелью, разнесены по уровням. Часто в своих работах студенты используют различные трансформации спальных мест: раздвижные кресла-кровати, откидные кровати-полки, раскладные диваны, выкатные матрасы и т.д.
Предварительные итоги работыСтуденты активно включились в разработку предложенной темы. Собран обширный материал, который позволяет выявить особенности создания персонального пространства с учетом психологических особенностей пользователей. Однако чтобы превратиться в достоверные рекомендации по проектированию жилой среды, полученные данные нуждаются в дальнейшей обработке и систематизации.
В статье приведены работы студентов архитектурного факультета БНТУ: В.С. Чуриной, А.В. Марченко, О.В. Щербаковой, Л.В. Купрейчик, А.А. Жаховской, В.В. Русакович, Т.В. Кузнецовой, А.Н. Беляева, Ю.В. Кравчука, О.И. Мороз, А.В. Шляхтич, С.В. Журавлевой, С.В. Поповой, В.Ф. Качука, Т.А. Козаченко, Е.К. Мойсевич, Е.А. Курацкой, А.В. Карпович.