“Театр наш блещет красотой и изяществом:
пусть в нем развивается, процветает и блещет искусство”.
Князь М.М. Трубецкой
История строительства и реконструкции. 18 августа 1887 г. Минская городская Дума единогласно приняла решение о строительстве в Минске городского театра. В созданную “Комиссию по устройству театра” вошли 12 представителей Думы, два архитектора и полицмейстер. И уже в сентябре началась подготовка площадки и покупка строительных материалов.
8 апреля 1888 г. Управа поручила варшавскому архитектору Карлу Козловскому выполнить проект, планы которого должны были быть готовы к маю 1888 г.1 26 июня 1888 г. произведена торжественная закладка первого камня фундамента будущего здания. 10 сентября того же года в строительном отделении Минского городского правления был рассмотрен и утвержден проект архитектора Карла Козловского. В строительстве принимали участие инженер путей сообщения В.Н. Мандржи, гражданский инженер К.А. Введенский, архитектор В.О. Масс и инженер И.П. Кнопп.
Работы продолжались два года и завершились в апреле 1890 г., 5 мая (с.с.) состоялось торжественное открытие театра.
В феврале 1891 г. был составлен список “недостатков городского театра, обнаруженных после постройки и требующих немедленного устранения”. Самым главным называлось отсутствие тамбура в здании. “Так как тамбура при входе не имеется, то он всегда холодный, поэтому, из опасения простуды, вешалки для платья в подвальном помещении вестибюля, предназначенные для партера, остаются незанятыми и публика вынуждена оставлять свое платье в коридоре 1-го яруса, что в свою очередь чрезвычайно стесняет и без того узкий коридор и по окончанию спектакля становится такая давка, что приходится ожидать 10–15 минут для получения платья. В коридоре скапливается более 350 человек.
Беспорядок этот, с другой стороны, влечет за собой воровство и капельдинер ничего не может сделать… (капельдинер – театральный служащий, проверяющий билеты и наблюдающий за порядком в зале. – Авт.).
С устройством тамбура все неудобства будут устранены. Вестибюль будет теплый и сквозного ветра не будет. В сухом подвале вестибюля разместятся все платья партера…”
Дума дала добро на строительство тамбура. Поступившее от Минской городской Управы предложение – построить тамбур, “состоящий из каменных столбов с деревянным заполнением между ними”, было отвергнуто, так как “…деревянная пристройка при каменном здании не может быть допущена…”. 3 июля 1892 г. исправленный проект был одобрен.
Исторические документы, охватывающие период до 1917 г., свидетельствуют о частых ремонтах здания. Некоторые из них приводили к изменению деталей фасадов.
Следует отметить, что первые изменения проекта К. Козловского были осуществлены еще в процессе строительства. В частности, если сравнить проект главного фасада и его же изображение на наиболее ранней фотографии, то можно увидеть, что прямоугольные окна на втором этаже заменили арочными нишами, внутри них разместили бюсты. Фигурный аттик по проекту завершался расположенной в центре лирой, а в поле его предполагалось поместить герб, окруженный растительным орнаментом. В действительности в поле аттика находилось лепное изображение лиры. По проекту по сторонам от аттика предлагалось установить скульптуры. В ходе строительства на высоких постаментах были установлены вазы. Их можно видеть только на наиболее ранних фотографиях. В дальнейшем на фотографиях видны лишь стержни конструкции, которые с течением времени тоже исчезли. Пристроенный в начале 1890-х гг. к главному фасаду тамбур не внес принципиальных изменений в его архитектурный облик.
Архитектурные решения боковых фасадов и фасада со стороны сквера известны по проекту К. Козловского. Фотографии, имеющиеся в настоящее время в нашем распоряжении, дают возможность предположить, что они выполнены в соответствии с проектом.
14 сентября 1920 г. был организован Белорусский государственный театр, в 1925 г. переименованный в Первый Белорусский государственный театр. В облике здания произошли изменения, которые коснулись в первую очередь главного фасада. С аттика была снята лира, на ее месте установили герб БССР (снят во время немецкой оккупации и после войны не восстановлен). Из полукруглых ниш убрали бюсты. Остальной декор был сохранен.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов осуществлен ремонт фасадов. Тогда же балясины над боковыми приделами и по сторонам от аттика заменили на металлическую решетку. Над тамбуром надстроили фигурный аттик. Следует отметить, что первоначальные двери с резными деталями, а также оконная столярка сохранились.
Архитектурное решение остальных фасадов в довоенный период не менялось. В годы Второй мировой войны они практически не пострадали.
В 1956 г. архитектором А. Духаном разработан проект реконструкции здания, цель которой – увеличение площадей театра. В соответствии с проектом “по фронту главного фасада надстраиваются два боковых одноэтажных крыла до отметки карнизов центральной повышающейся части. Боковые надстройки запроектированы в два этажа”. Реконструкция “здания Белорусского Академического государственного драматического театра имени Янки Купалы… с увеличением его строительной кубатуры за счет надстройки и пристроек” была разрешена Минским городском исполкомом 22 августа 1957 г.
В результате выполненной реконструкции фасады здания театра полностью утратили свой первоначальный архитектурный облик. В таком состоянии они пребывают до настоящего времени.
Интерьеры. Архивные материалы об интерьерах Минского городского театра представлены письменными источниками. К изобразительному ряду относятся проект К. Козловского, фрагменты немецкой кинохроники времен Второй мировой войны, проект, созданный в 1949 г. архитектором Г. Заборским, и послевоенные фотографии.
Интерьеры, разработанные К. Козловским, представлены продольным и поперечным разрезами. Следует отметить, что в проект сразу было внесено изменение: “…чтобы устроены были в зрительном зале висячие на рельсах ложи без колонн…”. В остальном строительство осуществлено в соответствии с авторским замыслом.
Наиболее ранние сведения об интерьерах относятся к 1890 г. В статье А. Смородского “Минский театр и его прошлое” дано описание театра в день его открытия. “Здание… построено так, что в зрительном зале помещается: в 1-м ярусе – 243 кресла, 10 лож с губернаторскою и директорской и 48 боковых мест; во 2-м – 18 лож и 12 купонных мест и в 3-м – 4 ложи и галерея на 169 человек. Вся ярусы расположены подковообразно на рельсах. Сцена имеет в глубину 15 аршин, ширину 21 аршин и высоту до 24 аршин; 10 уборных комнат для артистов со всеми приспособлениями и удобствами. Благодаря вышине занавес и декорации не свертываются, а идут целиком вверх. Оркестр устроен по системе Вагнера, т.е. расположен почти под сценой. Пол зрительной залы при помощи домкратов может подниматься и тогда образуется огромный зал в 21 аршин длины, весьма удобной для балов и маскарадов. Отопление театра калориферное (нагретый воздух) по системе инженера Крелла и рассчитано на 400 куб. саж. вытягиваемого в час воздуха. Вентиляционные каналы одновременно принимают такое же количество испорченного воздуха. Освещение временно масляное с одним электрическим фонарем в 50 элементов и светом в 300 свечей. По всему театру устроено водоснабжение с 6 пожарными кранами… Над аркой всей сцены на случай пожара имеется водяная занавесь, т.е. водопроводная труба с отверстиями и краном, при открытии которого образуется как бы водяная сплошная стена, отделяющая сцену от зрительного зала”.
Далее А. Смородский переходит к описанию интерьера зрительного зала: “Плафон самого зала художественно расписан в несколько тонов, с орнаментами по углам и четырьмя большими портретами – Пушкина, Гоголя, Глинки и Островского; стены окрашены в бледно-голубой цвет. Над аркой красуется лепной работы герб Минской губернии”. Из другого источника известно, что потолок над зрительным залом был плоский, оклеен холстом и расписан масляными красками.
В разработке архитектурной части проекта реставрации и реконструкции участвовали: Л.В. Иванова (ГАП), И.П. Толкачева, С.Ю. Конева, А.С. Дорохова, Е.А. Кипорук, А.С. Дорохова, А.В. Халько, В.М. Русакова, А.С. Гурин
Главный занавес для сцены исполнили художники-декораторы Рейнберг и Венинг. “Она изображает роскошную драпировку пунцового цвета, с богатым украшением, по бокам колонны ионического ордена с аттиком, над которым красуются амуры; часть драпировки отдернута и в глубине виднеются гобелены. Кроме этой занавеси имеется еще другая, пропитанная огнеупорным составом, удерживающая пламя огня 20–25 минут”. Театральное фойе имело высоту в 11 аршин, по сторонам располагались открытые террасы. “Фойе при хорошей обстановке представляет собой роскошный зал”.
В февральском 1891 г. списке “недостатков городского театра, обнаруженных после постройки и требующих немедленного устранения”, указаны переделка лож, расширение лестниц, ведущих на 2-й и 3-й ярусы, установление печи в курительной комнате, утепление сцены. “В настоящее время сцена очень холодная и при поднятии занавеса в первых рядах кресел и на ближайших ложах несет холод. Причиной является отсутствие потолка над сценой. Для большей теплоты на сцене заделать 8 излишних оконных отверстий, забрав их с внутренней стороны окрашенными досками и оштукатурить”.
В дальнейшем велись в основном текущие ремонты. Известно, что в 1903 г. “помимо ремонта всего здания театра дирекция позаботилась об устройстве кулис и о возможном их расширении. Возобновлена также вся художественная часть сцены. Написано много новых декораций, красиво и изящно исполнен передний занавес с прекрасным пейзажем. Вся декоративная часть была поручена художнику-декоратору Карлу Ульриху, получившему артистическое образование в одной из лучших заграничных школ”.
В 1911 г. выполнен эскизный проект увеличения площади всего городского театра. Отдельно поднимался вопрос о расширении сцены. Ее теснота и неблагоустроенность, не позволявшие быстро производить перестановку декораций, приводили к увеличению антрактов и в конечном результате к позднему окончанию спектаклей. Кроме того, “…теснота сцены… представляла опасность и в пожарном отношении…”
В 1914 г. вновь рассматривалась возможность расширения театра – даже было выдвинуто предложение построить новое здание. От всех планов пришлось отказаться из-за отсутствия средств. В феврале 1914 г. с целью противопожарной безопасности смогли отремонтировать только отопление и электропроводку.
В 1917–1918 гг. зрительный зал театра эксплуатировался революционными массами, которые проводили там свои собрания и съезды. К сожалению, фотографий интерьеров на это время обнаружить не удалось. Известно, что после революции с арки портала был снят герб Минской губернии.
В 1934 г. в здании театра проведен ремонт (сохранился подрядный договор, но виды работ в нем не указаны).
Документальные кадры, снятые в интерьерах театра немецкими кинооператорами в 1942 г., дают основание предполагать, что в 30-е годы XX в. было выполнено новое освещение театра. В решении осветительных приборов просматриваются черты конструктивизма.
В 1944 г., по воспоминаниям директора театра Ф. Аллер, здание производило удручающее впечатление: “…везде грязь, запустение. Разграблено все – от обычной лампочки до большого театрального занавеса…”, но уже в 1945 г. театр открылся.
Принципиальные изменения в решении интерьеров произошли в результате осуществления проекта внутренней отделки театра им. Я. Купалы, выполненного в 1949 г. (автор – Г. Заборский).
После реконструкции театра в конце 1950-х гг. исторический объем сооружения оказался почти весь внутри нового, пристроенного здания. Со стороны главного фасада над одноэтажными центральной и боковыми частями было надстроено по два этажа, а со стороны центрального сквера здание дополнено 4- и 5-этажными объемами.
Несмотря на пристройки, планировочная структура старого театра сохранилась достаточно хорошо, что позволяет нам реставрировать его историческую часть. Опираясь на проект К. Козловского и исторические фотографии, выполнена графическая реконструкция фасадов и интерьеров театра на время его открытия. Она и легла в основу проекта реставрации театра. Главному и боковому фасадам со стороны ул. К. Маркса будет возвращен их первоначальный облик. Для этого необходимо выполнить демонтаж достроек 1950-х гг. и восстановить на старых фасадах утраченные архитектурные детали по архивным фотографиям. К боковым одноэтажным частям будут пристроены полукруглые одноэтажные объемы, которые присутствуют в проекте К. Козловского, но по каким-то причинам не выполнены. Предусмотрено максимальное воссоздание авторского замысла, тем более что данные объемы дают нам возможность устройства в одном из них изолированных касс, а во втором – помещения для главного администратора театра. Под входной зоной планируется устроить подвальный этаж, где разместятся санузлы и гардероб. Интерьеры зрительской части будут отреставрированы по имеющимся историческим данным – чертежам и описаниям. К сожалению, декоративное убранство интерьеров данной части почти полностью утрачено, однако ее объемно-планировочная структура сохранилась. Архивные чертежи позволяют нам воспроизвести образ интерьеров и фойе, и зрительного зала. Недостающие архитектурные детали будут воссозданы по аналогам в точном соответствии со временем – концом XIX в. В бенуаре восстановят зрительские ложи. Увы, общее количество мест в зале значительно уменьшится, поскольку размещение кресел придется выполнять в соответствии с современными нормативами, что ведет к уменьшению их количества до 400.
Планируется воссоздать образ генерального занавеса, представленный в проекте К. Козловского. Его рисунок выполнен в традиционном для этого времени стиле, при дальнейшей разработке также будут использоваться известные аналоги. Не представляется возможным реставрировать живописный плафон на потолке зрительного зала, так как в процессе натурных исследований удалось обнаружить только маленькие фрагменты холста, на котором выполнена живопись. Впоследствии холст был срезан, и его местонахождение неизвестно. Никаких графических материалов, позволяющих нам говорить о возможности восстановления, на данный момент не обнаружено. Есть только описание живописи на период открытия театра.
Вся мебель, светильники, камины, декоративное убранство зрительской части театра запроектированы по аналогам, соответствующим концу XIX в.
Одним из наиболее интересных сохранившихся технических решений старого театра является механизм подъема пола зрительного зала для устройства единого со сценой пространства, где проводились балы или представления. Расположен механизм под полом зрительного зала. Это деревянная конструкция, поднимавшаяся с помощью домкратов. Сегодня она бездействует и находится в неудовлетворительном состоянии. Проектом предлагается реконструировать эту уникальную для Беларуси систему подъема, а точнее, выравнивания пола зрительного зала в уровень сцены. Однако механизм старой системы придется заменить на новый, отвечающий современным требованиям. Восстановление этой функции позволит театру значительно расширить диапазон театральных представлений и мероприятий.
Пожалуй, самым сложным в реконструкции было найти решение по значительному увеличению площадей для нужд театра. Он имеет очень маленькую собственную территорию, за пределы которой выходить нельзя, поскольку окружающий его Центральный сквер, как и сам театр, является историко-культурной ценностью. Единственным выходом представлялось устройство новой, пристраиваемой части со стороны сквера, расширение ее до границ территории, принадлежащей театру, и углубление на три этажа вниз. В подвальных помещениях смогут разместиться обширные складские, технологические и технические помещения, большая репетиционная сцена, равная по параметрам основной, студия звукозаписи. Сегодня склады жестких декораций находятся в отдельном здании на значительном расстоянии от театра, что сильно затрудняет работу: декорации постоянно приходится транспортировать со сцены на склад. Проектом предусмотрено перенести их в подвальное помещение театра.
Вдоль двух фасадов здания организованы арочные галереи, над которыми располагается еще несколько этажей. Здесь разместятся гримерные для артистов, малый репетиционный зал, пошивочный, костюмерный и гримерный цеха, административные помещения. Три подземных уровня и пять надземных этажей соединяются между собой не только лестницами, но и двумя лифтами, а специальный грузоподъемник для декораций и театрального реквизита свяжет складские помещения со сценой, цехом росписи декораций, бутафорским цехом и другими производственными помещениями.
Согласно проекту реконструкции, сцена будет полностью переоснащена. В театре появятся современные режиссерские пульты управления, новое осветительное и звуковое оборудование, новая механизация сцены, выполненная на высоком техническом уровне. За счет поднятия пола оркестровой ямы в уровень сцены и одновременного опускания барьеров боковых лож увеличится сценическая площадка.
Архитектурные детали фасадов новой, пристраиваемой части запроектированы в стилистике старого реставрируемого театра, что не создаст диссонанса в восприятии здания в целом.
1 Кроме проектов жилых домов и минского городского театра К. Козловскому принадлежало авторство еще нескольких театральных зданий: театра в Люблине (1888 г.) и консерватории в Варшаве (1899 г.).