Всемирные выставки, или ЭКСПО (EXPO – сокращенная форма от exposition), начиная с первой Всемирной выставки в Лондоне в 1851 г. всегда являлись ареной демонстрации архитектурных и технологических новаций. Вспомним Хрустальный дворец Джозефа Пэкстона в Лондоне (1851 г.), Эйфелеву башню в Париже (1889 г.), советский павильон с 24-метровой скульптурой рабочего и колхозницы Веры Мухиной в Париже (1937 г.), Атомиум в Брюсселе (1958 г.) и другие широко известные здания и сооружения.
Девиз Всемирной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае – “Лучше город, лучше жизнь” (Better City, Better Life) – позволял ожидать интересных архитектурных решений. И они были.
Каковы же средства выразительности, используемые в современной архитектуре?
Местоположение. Организаторы ЭКСПО-2010, прекрасно понимая важность местоположения архитектурных сооружений, разместили павильон Китая на пересечении главных пешеходных эспланад, вблизи центрального входа на территорию выставки. Основной объем павильона – простой прямоугольник, но над ним и окружающей застройкой возвышается башня выразительной пространственной формы, окрашенная в ярко-алый цвет. Это позволило павильону Китая стать композиционным центром ЭКСПО (фото 1).
Выигрышно размещен и Культурный центр ЭКСПО – в конце пешеходной эспланады, ведущей от главного входа к реке Хуангпу. Расположение на берегу реки в окружении парков, грандиозные размеры (вместимость центра – 18 000 зрителей), лаконичная выразительная форма сделали его второй по значимости композиционной доминантой выставки (фото 2).
Фактор местоположения был использован также для рассредоточения потоков посетителей: павильоны стран, всегда вызывающих повышенный интерес – Япония, США, Германия, Великобритания, Франция, – размещены на периферии территории выставки.
Архитектурно-пространственная композиция. Выразительные и оригинальные архитектурно-пространственные решения имеют павильоны многих стран.
Павильон Германии состоит из 4 пространственных структур, которые образуют сбалансированную пространственную композицию. Такое решение отвечает девизу экспозиции – “Сбалансированный город” (фото 3).
Павильон Дании решен в виде циркульной пространственной композиции. Посетители от входа поднимаются к верхней точке павильона по пандусу внешнего, а спускаются по пандусу внутреннего кольца (фото 4).
Павильон Нидерландов представляет собой изогнутую спиралью улицу, вдоль которой расположены 20 характерных индивидуальных жилых домиков. Девиз экспозиции – “Счастливая улица” (фото 5).
Сложное пространственное решение имеют павильоны Республики Корея (фото 6), Австралии (фото 7) и ряда других стран.
Павильон Объединенных Арабских Эмиратов представлен в виде песчаных барханов из металла цвета красного золота, который “горит” под ярким солнцем (фото 8).
Павильон Швеции состоит из 4 объемов, соединенных переходами в верхних уровнях. Наружные фасады отражают тему урбанизации, а темой оформления стен, обращенных во внутреннее пространство, является естественная природа (фото 9).
Павильон России – это 12 белых башен изломанной формы, напоминающих застройку деловых центров современных мегаполисов. Башни декорированы узорами, характерными для русской народной вышивки (фото 10).
Подчеркнуто футуристическая форма у павильонов Израиля (фото 11) и Сингапура (фото 12).
Выразительные архитектурно-пространственные решения и у обслуживающих сооружений. Пешеходная платформа, по которой посетители от главного входа проходят на территорию выставки, имеет не только большие размеры (100х1000 м), 2 наземных и 2 подземных уровня, но и крупномасштабную тентовую композицию, поддерживаемую 6 стальными пространственными конструкциями конической формы (фото 13).
“Одежда” архитектурных сооружений. В оформлении фасадов павильонов ЭКСПО использовались практически все возможные материалы – как традиционные, так и экспериментальные. Наиболее оригинальны и выразительны павильоны Великобритании и Испании.
Павильон Великобритании выделяется среди других благодаря шару в “одежде” из 60 000 стекловолоконных игл, которые переливаются разными оттенками на солнце. Особенно декоративен он при вечерней подсветке (фото 14).
Павильон Испании имеет сложную пространственную форму, но привлекает внимание в первую очередь материалом и фактурой стен, которые облицованы 8524 матами, сплетенными вручную, наподобие традиционных сельских корзин (фото 15).
“Одежда” павильона Канады сочетает природный материал – дерево и искусственный – стекло (фото 16).
Павильон Сербии привлекателен благодаря фасадам, облицованным разноцветными, ярко раскрашенными пластмассовыми деталями, напоминающими части детского конструктора (фото 17).
Стены павильона Польши выполнены в виде узорчатых бумажных салфеток, которыми украшали сельские дома в старину. Материал – многослойная фанера с прорезанными узорами. Еще более эффектно, чем в экстерьере, такой художественный прием “работает” в интерьере. Решение лаконично, но выразительно (фото 18, 19).
Павильон Японии демонстрирует технологии будущего. Своей формой он напоминает лежащий на земле дирижабль, оболочка которого выполнена из специального пластика с вмонтированными солнечными батареями (фото 20).
Включение в архитектурную композицию природных компонентов. Этот характерный для современной архитектуры композиционный прием широко использован как в экстерьерах, так и в интерьерах павильонов многих государств. Например, пальмы, символизирующие природу таких стран, как Марокко, Катар, Оман, высажены у стен павильонов.
На крыше “космического” техногенного павильона Саудовской Аравии размещена пальмовая роща (фото 21).
Зеленую “одежду” имеет часть стен и крыш павильона Индии. На крыше разбит сад. Небольшой сад и водопад включены в композицию павильона США.
Наиболее радикальное решение имеет павильон Мексики, размещенный в подземном пространстве. Видимая его часть – газон со стилизованным искусственным лесом с “кронами деревьев” насыщенных цветов (фото 22).
Озелененные крыши являются главными элементами архитектурно-пространственных решений павильонов Новой Зеландии и Швейцарии. Отличие в том, что ландшафтные композиции наклонной крыши павильона Новой Зеландии хорошо видны с прилегающих территорий (фото 23), а озелененная крыша павильона Швейцарии ориентирована во внутреннее пространство и снаружи не видна (фото 24).
Включение в архитектурную композицию динамичных компонентов. Движущиеся предметы больше притягивают взгляд человека, чем статичные. Эта особенность зрительного восприятия людей также использована при проектировании.
Стены павильона Латвии состоят из 100 000 разноцветных пластиковых пластин, вибрирующих от ветра. Такое решение фасадов символизирует открытость города природе (фото 25). На ярко-красных стенах павильона Хорватии для большей аттрактивности закреплены белые флажки, которые колышутся от ветра, привлекая посетителей (фото 26). В оформлении расположенного рядом павильона Литвы также использован прием включения в архитектурную композицию динамичных компонентов.
Нарисованные фасады. Павильоны ряда стран завлекали посетителей разноцветными картинками на фасадах. Павильон Африки хорошо просматривается издали. В нем размещены экспозиции 42 африканских стран и Африканского Союза. Стены украшены яркими, крупномасштабными видами континента при закате солнца.
Фасады павильона Исландии декорированы под ледяной куб. При сдержанной цветовой гамме такое художественное решение обращает внимание зрителей и запоминается, особенно учитывая жаркий климат Шанхая (фото 27). Фасады павильона Камбоджи украшают крупные фотографии архитектурных и скульптурных памятников страны. Ярко раскрашены фасады павильонов Эстонии и Украины (фото 28).
Павильон Беларуси также имеет нарисованные фасады с видами Минска и картинками из городской жизни (фото 29).
Архитектурно-планировочная и ландшафтная организация территории выставки. Главной композиционно-пространственной осью территории выставки является река Хуангпу, которая делит ее на две неравные части. На большей, основной части размещены павильоны с экспозициями стран-участниц ЭКСПО, на другой стороне реки – тематические павильоны. Для удобства ориентации посетителей территория подразделена на 5 зон: А – павильоны стран Азии, В – павильоны с градостроительной тематикой и павильоны стран Океании, С – павильоны стран Европы, Америки и Африки, D и E – прочие тематические павильоны.
При колоссальной посещаемости ЭКСПО (до 0,5 миллиона человек в день) важной градостроительной задачей являлось рассредоточение потоков посетителей. Выставка имеет 8 входов с разных сторон. У входов размещены автостоянки, площадь которых близка всей выставочной площади. Имеются два выхода из метро непосредственно на территории самой выставки и еще четыре – на прилегающей к ЭКСПО. Обустроены 3 пристани на берегах Хуангпу.
Четко разделены пешеходные и транспортные пространства. Автобусы, обеспечивающие пассажирские сообщения, курсируют по периферийным улицам, электрокары – по параллельным, ближе к центральным пешеходным эспланадам.
Разветвленная сеть объектов обслуживания посетителей включает пункты и стенды туристской информации, рестораны китайской и национальных кухонь, кафе, пункты быстрого питания, киоски продажи прохладительных напитков и бесплатной питьевой воды, туалеты, магазины торговли сувенирами, изделиями художников и народных мастеров, пункты охраны общественного порядка и оказания первой медицинской помощи. Нововведением явилась установка форсунок, распыляющих водяную “пыль”, в местах отдыха посетителей и под тентами, где стоят очереди в наиболее посещаемые павильоны.
Много мест отдыха посетителей со скамьями и тентами от солнца. Зеленых насаждений и цветников вблизи павильонов относительно немного. Линейные парки размещены вдоль берегов реки Хуангпу.