Цель технического перевооружения и модернизации производства цемента, интенсивно идущих в Беларуси, – повышение качества и увеличение объемов его выпуска. Еще в 2006 г. три цементных предприятия республики – ОАО “Красносельскстройматериалы”, ПРУП “Кричевцементношифер” и ПРУП “Белорусский цементный завод” – сообща производили 3,3 млн т этого стратегически важного для строительства материала. В 2012–2013 гг. такое же его количество сможет дать стране один только кричевский завод.
Во время пресс-тура, организованного на Кричевцементношифер в рамках Республиканского профессионального конкурса “Лучший строительный продукт года-2010”, журналисты ознакомились с технологией действующего производства и посетили строительную площадку вблизи месторождения “Каменка”, где возводится новое производство по выпуску цемента “сухим” способом стоимостью 528 млн долларов США в рамках реализации белорусско-китайского проекта.
Новый завод производительностью 1,8 млн т в год предполагается ввести в эксплуатацию уже к концу первого квартала будущего года, рассказал журналистам генеральный директор ПРУП “Кричевцементношифер” Николай Дудыко.
Проектировщик технологической линии – УП “Белпромпроект”, основные работы выполняет ОАО “Стройтрест № 3 ордена Октябрьской революции”. На строительстве объекта занято 730 рабочих. В обязанности китайской стороны входят поставка оборудования, его шефмонтаж и осуществление технадзора.
Ожидается, что новое производство будет менее энергозатратным. Основным топливом для работы станет уголь, резервным – газ.
– С учетом постоянного удорожания энергоносителей реализация этого проекта решит вопрос конкурентоспособности цемента, избежав роста цен на него. Изготовление продукции “сухим” способом по сравнению с “мокрым” в 1,3 раза менее энергозатратно, – пояснил Николай Дудыко. – Вместо нынешних 209 кг у.т., необходимых для выпуска тонны клинкера, расход топлива на новом заводе составит 145–147 кг. После введения его в действие две старые вращающиеся печи, потребляющие 24 тыс. т газа в час, скорее всего будут закрыты, поскольку их эксплуатация станет экономически невыгодной.
Курс на модернизацию производства и увеличение объемов выпуска отечественного цемента выбран предприятием своевременно, ведь в следующем году только для возведения запланированных 10 млн м2 жилья потребуется около 9 млн т цемента. Неоценимым станет и более широкое его использование в устройстве экологически чистого, долговечного бетонного дорожного покрытия.
Строительство в разгаре
Работы на стройплощадке в районе месторождения “Каменка” сейчас ведутся практически круглосуточно.
При подготовке территории к строительству технологической линии из земли извлечено 95 тыс. м3 торфа, залежи которого в некоторых местах достигали шести метров. Полностью завершена сводка леса на 158 га, где находятся месторождения мела и мергеля.
В прошлом году к стройплощадке от трассы Москва–Ивацевичи сделан подъезд длиной 4,2 км, подведены железнодорожные пути для доставки технологического оборудования, поставка первой партии которого ожидается в октябре. Уложено железнодорожное полотно под строительство станции Михевичи.
На площадке выполнены три опоры под печь, ведется устройство фундаментов и выливаются стены под декарбонизатор – многоступенчатый теплообменник, устанавливаются насосные и трансформаторные станции.
– Полностью завершены нулевые циклы восьми силосов цемента, началось бетонирование непрерывным скользящим способом их стенок. Завершается монтаж металлоконструкций склада под уголь длиной более 200 м, строятся автотракторный цех и административно-бытовой комплекс, – рассказал во время экскурсии по стройплощадке Леонид Скоцкий, заместитель генерального директора завода. – Все бетонные работы планируется завершить до наступления холодов (ориентировочно – 1 ноября), чтобы в зимне- весенний период вести приемку оборудования. На территории нового завода будут расположены запасник глины и склад недостаточно обожженного клинкера, два гектара отведено под склад временного хранения оборудования.
В ближайшее время будет сдан в эксплуатацию и жилой 120-квартирный дом, возводимый ПРУП “Кричевцементношифер” для работников нового завода.
Модернизация действующего производства
О мероприятиях, направленных на повышение качества цемента и снижение затрат на его выпуск “мокрым” способом, рассказал главный инженер ПРУП “Кричевцементношифер” Александр Боровиков.
– Мы внедрили современные горелки для сжигания природного газа, которые дают 3–4% экономии топлива; 1,5–3% – газоанализаторы, установленные на одной из старых печей и новой, введенной в эксплуатацию в 2008 г. По их показаниям машинист вращающейся печи видит состав отходящих газов, определяет, как работает печь, следит за качеством клинкера, регулирует необходимый объем потребления газа.
В конце лета на предприятии установили современные гидрофолы – мельницы мокрого самоизмельчения. Они позволяют повысить качество мелового шлама, что в конечном итоге приведет к снижению расхода топлива при обжиге клинкера в печи на 4–6%. Пусконаладочные работы уже проведены, проектной мощности гидрофолов предполагается достичь к ноябрю текущего года.
Природная влажность кричевского мела – 28–32%, а влажность шлама доходит до 44%, что делает производственный процесс довольно дорогим и трудоемким. Активно работая над уменьшением влажности шлама, в прошлом году специалисты предприятия провели эксперимент с использованием немецких разжижителей и получили показатель в 41%. Каждый сниженный процент влажности позволяет экономить 4 кг топлива, а 3%, если судить по полученным результатам, – 12 кг, что очень неплохо, отметил Александр Боровиков.
Современный фильтр, установленный на новой вращающейся печи по обжигу клинкера, улучшил экологичность производства: выбросы пыли уменьшены до 30–35 мг/м3 при нормативе по республике 50 мг/м3. Благодаря вводу в эксплуатацию новых электрофильтров, а также ряду других природоохранных мероприятий валовый пылевыброс по предприятию в целом снизился более чем на 1000 т в год. В планах – установка фильтра для очистки отходящих газов на вращающуюся печь № 1, благодаря которому пылевыбросы уменьшатся еще примерно на 300 т в год.
Шифер вишневый, синий, зеленый…
В общем объеме выпускаемой продукции 18% занимает шифер, мощность производства которого – 20 тыс. листов в сутки. Его волновой и плоский варианты охотно приобретают в Украине и России.
Особым спросом пользуется продукция с цветным полимерным покрытием. Сейчас на предприятии работает небольшая линия производительностью 234 листа в сутки по окраске их в синий, зеленый и вишневый цвета. Этого объема явно недостаточно для отечественного рынка – желающие получить товар записываются в очередь за два месяца.
Востребованность “цветного” продукта послужила отправной точкой для расширения производства.
– Удовлетворить спрос белорусского рынка на окрашенный шифер, гарантийный срок службы которого, кстати, не менее семи лет, позволит новая производственная линия мощностью 2–4 тыс. листов в сутки. Ее мы планируем установить в будущем году, – рассказал директор предприятия. – Спектр цветовых решений при этом также расширится.
Среди реализованных в последнее время планов завода – пуск второй упаковочной линии для тарирования цемента по 25 и 50 кг, расширение склада клинкера, создание накопительного шламового бассейна.
Ведется активная работа по разработке и внедрению технологии сжигания альтернативных видов топлива с целью замещения дорогого природного газа. Проект, который позволит снизить потребление газа не менее чем на 30%, планируется завершить в 2011 г. В будущем намечено строительство двух линий помола цемента для обновления существующего парка оборудования.
Фото автора