Вы здесь

Стеной за и против Стен

Давеча из телевизионных репортажей узнал, как берлинцы стеной вышли-встали на защиту Берлинской стены. Точнее, того, самого большого оригинального фрагмента, что от нее остался.  Именно того, где запечатлен, пожалуй, самый известный гомо…  Скажу так – гомополитический, гомосековсий поцелуй новейшей истории, лобзание двух  во всех смыслах состаривших генсеков. А также обилие произведений публично-живописного творчества, где сконцентрирована вся палитра чувств, овевающих знаменательное событие – снос Берлинской стены. Квазиритуальное прощание с ненавистным прошлым, праздничное открытие новых, свободных перспектив. (И. Морозов  Реальный миф зодчества. (К 220-й годовщине сноса Бастилии и 20-й крушения Берлинской стены) - Архитектура и строительство, № 12, 2009, с. 58-60).

 

В свое время народная стена неудержимо навалилась на тут злополучно ненавистную Стену, а сегодня с подобным упорством… отстаивает ее. А все потому, что сам былой снос уже стал уникальным историческим событием, который увековечивает, служит памятником каждый остаток-остов той Стены. Сегодняшним немцам они дороги, как и нам руины стен, оставшиеся с многочисленных былых идеологических, религиозных, «горячих» и «холодных» войн. Потому как все они свидетели, непосредственные участники драматических событий общечеловеческой истории. Хотя, конечно же, всяческие сравнения в подобных неординарных  ситуациях чреваты неоднозначными толкованиями. Тем не менее и они сами по себе также знаменательны, ибо наши стены идеологических стереотипов уже дали зияющие трещины.

  Сегодня берлинским властям реально мешает остаток, в общем-то, неприглядной глухой Стены для развития инфраструктуры Берлина и строительства нового важного моста через Шпрее и ряда крупных общественных зданий. То есть исключительно добрые намерения и многие, как говорится, объективные факторы оправдывают это предложения, но… Но, к счастью, к духовному благу,  есть еще и факторы субъективные, которые никакими калькуляциями не учтешь, финансовыми инвестициями не покроешь… И людская стена вышла-встала…

Очевидно, будет найден компромиссный вариант, уважающий, прежде всего сторонников сохранения Стены, как неповторимый отпечаток и рук человеческих, и времени-события. Любопытно даже как далее будут развиваться события вокруг Стены...

Возможно, всему этому сохранившемуся фрагменту или даже фрагменту фрагмента найдется другое место, как это в свое время произошло со стеной Виктора Цоя. В нее превратили бетонное ограждение ведущейся стройки столичного Дворца Республики сразу после трагической гибели культового для молодежи певца, личности, олицетворяющей стремление к переменам. И у этой стены собиралась молодежь, небезразличная к происходящему вокруг нее, мирно, но выразительно, символично выказывая и свое, возможно, и подспудное чувство-стремление к социальным открытия. Что ж, также вполне знаменательное действо, срежиссированное самой духовной ситуацией в стране…

 

И встали стеной самые отважные, когда настало время сносить, в общем-то, формально, элементарный строительный забор.

И удалось им сохранить фрагменты самобытной святыни, за что они себя и ныне могут уважать. И встретиться-приобщиться у памятника теперь уже своему небезразличию и силе духа-сплоченности.

В этой связи я понимаю убежденных большевиков, готовых ринуться в свой «последний и решительный» бой за Кремлевскую стену, которую они превратили в пантеон своих святых. И очень верно, что власти дают во всем разобраться естеству времени, которое и лечит, и, отойдя на должную дистанцию, способно рассмотреть величину-величие, жизнеспособность духовных  артефактов.

По-моему, это достойный пример - не рубить с плеча-горяча.

Это в полной мере отношу и к не столь идеологическим важным памятникам. Но просто к памятникам, к фрагментам нашей материально-духовной среды, которые нередко подвергаются безапелляционному уничтожению, а всякие голоса в их защиту выставляются как возгласы одиночек-ретроградов, что якобы «тоньше писка».

Так, практически в полной и безразличной тишине явно безвременно, безвозвратно, ушло в небытие очень выразительное своей конструктивистской простотой здание первой электростанции Минска. Вполне скромно приютившее (авось не заметят в пылу «уплотнения» и переиначки центра города)  у берега Свислочи и готовое еще не просто послужить, но эффектно, оригинально, завлекательно принять самое различное современное наполнение, одновременно оставаясь памятником эпохи, подобно которому в многострадальном Минске остались единицы. А может, с ним расстались, дабы дать нашей отнюдь неполноводной реке вздохнуть посвободнее, расширить зеленые свои берега-променады? Оказывается, наоборот. Более того, старые стены с патиной самобытной истории-событий заменяются, мягко говоря, художественно  сомнительным новоделом, который встает безликой стеной для красивейшей панорамы выдающегося ансамбля послевоенного Минска, которым он мог и впредь красоваться и гордиться. То есть стеной, помимо всего прочего, и символической – между эпохой ответственных, требовательных Мастеров и  временем (хочется верить не продолжительным и оцененным должным образом) профессиональной и гражданственной без-за-СТЕНчивости. 

 

Или фрагменты старинной стены, которые исчезли, словно сорняк какой, на последожиночном  поле в Горках. (И. Морозов. Горки: вершиной не стал, но эффекты познал. -  Архитектура и строительство.  - 2012. - №.6). Сожалеют об этом разве что наедине со мной тамошние старожилы…

Или… 

Но лично я не видел, чтобы хоть кто-то встал перед бульдозером, хотя одиночные альтруистические акты здесь, действительно, малоэффективны.  А «бульдозер» - понятно, аллегория грубой прямолинейной силы, трудно подающейся стены, самопреисполняющей себя «добрыми намерениями» и «здравым смыслом» и «заботой» о благонравии горожан. Однако, где те «отважные» якобы защитники, якобы радетелями достоверности и художественности в нашей архитектуре, которые пренебрежительно, образно говоря, ковыряют современные, действительно ковырявистые кирпичи восстанавливаемых старинных стен да восторгаются руинами? Выходит, дабы, более себя показать.  

Тем не менее, чтобы почем зря не биться головой об эту стену сиюминутных «выгод», «объективных» аргументов, личностных амбиций или вообще молчания необходима мощная стена, устойчивый неформальный, но законный, законопослушный институт многогранного общественного мнения, профессиональной и чиновничьей ответственности. Тогда субъективная «незрелость» превратится-сплотится в мощную объективную силу-стену, непробиваемую для временщицкой дряхлости ангажированных решений. А наши уважаемые, пращурами-предками подаренные Стены, оазисы благоустроенной городской земли, не окажутся «стенами плача». Но останутся невесть доколе стены с реальной угрозой. Хотя, если призадуматься, и они по-своему символичны в контексте преобразования наших городов.

Нередко остатки Стен, как неподкупные свидетели героизма известных и неизвестных патриотов становятся воистину великими. Правда, сохранение их нередко также становится гражданским подвигом и немеркнущей гордостью, как, скажем, стены Брестской крепости, которые стараниями совсем не многих борцов (писателя, государственного деятеля) смогли окончательно не пойти на щебень-забутовку. И один, выходит, на этом бескровном поле также воин, раз стеной стоит за справедливость.

Так и Стена коммунаров на парижском кладбище Пер-Лашез стоит до сих пор, несмотря на неоднократную смену политических режимов. Стоит, правда, не навязывая себя современному городу, не кичась и ни с кем не споря ни формально, ни идейно. И тем еще более обогащая культуру Франции. Хотя от также вполне исторически знаменитых стен Бастилии, не оставили камня на камне. И я не слышал, чтобы их мечтают восстановить. Тем не менее старинные художественные произведения, выполненные, можно сказать, с натуры, своим пафосом да и сюжетно очень напоминают сравнительно недавнее развенчание Берлинской стены.

Так и Великая китайская стена для современный китайцев, которая, по военно-оборонительной сути своей, давным-давно себя изжила. И, кстати, некогда также называлась «стеной плача». Права, совсем по другому поводу, чем ее иерусалимская  «тезка», оставшееся основание древнейшего иудейского храма. Неисчислимое  множество погибших на стройке не только века, но и тысячелетий в древнем Китае, были попросту замурованы в Стену. Отсюда,  понятно, и незабываемая скорбь. Но попробуйте только намекнуть на снос-замену хоть части ее чем-то более «полезным», нежели современный символ возможностей и амбиций окрыленной Поднебесной - увидите миллиардоликую стену во главе с высшими властями…

…Пойду-посмотрю последние телевизионные новости с подступов к Стене Берлина – кто кого и как возьмет в боях за его самые, пожалуй, молодые, но  принципиальные символические устои. Чего и вам советую.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...