Монолитные железобетонные фундаменты и каркасы зданий являются их основой, от их прочности зависят надежность и долговечность всей конструкции. Можно отремонтировать или переустроить крыши и фасады, заменить элементы инженерных систем и окна, по-новому отделать интерьеры, но нельзя поменять каркас здания – его возводят единожды и навсегда. Поэтому дальновидный застройщик знает, насколько важным является качество бетона, используемого для монолитных работ, и относится к выбору поставщика крайне внимательно и щепетильно.
Осознают груз всей ответственности и производители товарного бетона. Те, кто не заботится о стабильном качестве своей продукции, на этом рынке долго не задерживаются. А новым игрокам и вовсе с двойным усердием приходится завоевывать доверие и отстаивать свое право на признание.
Все прелести такого положения испытали на себе учредители предприятия «Трансжелезобетон», купившие в 2011 г. у компании «ГородСтрой» растворобетонный узел в г. Смолевичи. Несмотря на то что в активе новоиспеченной компании оказалось превосходное оборудование немецкой компании TEKA Maschinenbau, потенциальные заказчики поначалу с недоверием отнеслись к новому производителю. Заказов не хватало, оборудование простаивало, да и с цементом наблюдались сложности – квоты на это стратегическое сырье с начала года были разобраны, поэтому приходилось изыскивать окольные пути приобретения цемента по коммерческим ценам.
Но ставка на высококвалифицированный персонал, на соблюдение всех регламентов в производстве продукции и, как следствие, получение на выходе бетона стабильно высокого качества сделали свое дело. Значительным плюсом по сравнению с конкурентами явилось наличие хотя и небольшого, но собственного парка автобетоносмесителей.
Так постепенно круг заказчиков начал расширятся, появилась первая прибыль. Вскоре на РБУ была установлена линия подогрева инертных материалов, что позволило не останавливать выпуск бетонов даже в зимний период. В итоге к концу года завод сумел наработать приличный портфель заказов, в разы нарастив объемы производства. Это позволило с оптимизмом смотреть в будущее.
В 2012 г. Трансжелезобетон только укреплял успех. Директор Юрий Лапехо отмечает, что помимо качества самой продукции упор был сделан на пунктуальность в доставке бетонов и растворов на строительные объекты. «С этой целью мы оборудовали автомобили GPS-датчиками и автоматизировали систему движения и загрузки бетоновозов, – говорит Ю. Лапехо. – С помощью компьютерной программы операторы в режиме реального времени стали отслеживать движение транспорта, что сразу же отразилось на эффективности работы. До минимума сведены простои бетоносмесителей, сократились транспортные расходы, снизился риск потери свойств смеси. А самое главное, такую пунктуальность оценили заказчики».
Начав свою деятельность с небольших объемов в десятки кубов, в прошлом году предприятие довело выпуск бетонов на своем РБУ почти до проектной мощности – на пике сезона Трансжелезобетон отправлял на стройки в среднем 300–350, а в отдельные дни до 400 кубометров бетона. Разумеется, своего транспортного парка для перевозки таких объемов стало уже недостаточно – выручали субподрядные организации. Тем не менее транспорт стал узким местом в работе предприятия, и руководство всерьез задумалось над расширением автопарка.
Как раз к этому времени подоспел Декрет № 6, давший предприятиям, расположенным в малых городах, возможность приобретения оборудования с нулевыми таможенными пошлинами. Воспользовавшись таким правом, Трансжелезобетон купил к уже имеющимся КАМАЗам новые АБС Mersedes cо смесителями SCHWING-Stetter объемом 10 м3.
«Мы решили постепенно отказываться от российских машин, – рассказывает директор. – Анализ эксплуатационных и транспортных расходов говорит не в их пользу. Немецкие машины несравнимо надежнее и при почти вдвое большей кубатуре смесителей экономичнее КАМАЗов. Хотя, конечно, не на все площадки они способны добраться – там, где отсутствуют оборудованные подъезды, когда стройка ведется в поле, по-прежнему работают представители российского автопрома. Даже если бетоносмеситель застрянет в грязи, его без опасений можно вытянуть трактором, чего не сделаешь с «мерседесом». Поэтому «немцы» закупались прежде всего как трассовые шасси, в основном для обеспечения бетоном столицы и крупных строек в других близлежащих городах».
К слову, несмотря на то что РБУ располагается в Смолевичах, основные партнеры Трансжелезобетона находятся за пределами города. Учитывая, что потребности райцентра ограничены, для потребителей в Минске компания разработала систему компенсационных скидок, что позволяет ей на равных конкурировать с РБУ, которые находятся в черте столицы. Поэтому бетоновозы с логотипом Трансжелезобетона часто можно увидеть на столичных стройках в Уручье и Зеленом Луге, в Колодищах, Борисове, Жодино.
В 2012 г. завод активно обеспечивал товарным бетоном и растворами объекты реконструируемого аэропорта «Минск-2». А строящийся в Борисове новый стадион футбольного клуба БАТЭ, пожалуй, на две трети залит бетоном, произведенным в Смолевичах. Помимо этого Трансжелезобетон поставляет продукцию на стройки, которые в рамках реконструкции и строительства новых цехов ведут БелАЗ, завод агрегатов и ряд других предприятий в регионе.
Таким образом, среди потребителей есть заказчики как с государственной долей собственности, так и с частной. С перспективой на новые заказы Ю. Лапехо рассматривает планы строительства на базе Смолевичей – города-спутника Минска. «Даже если основу застройки составят панельные дома, при их возведении также необходимы монолитные работы, должно проводиться благоустройство территорий, строительство дорог – все эти заказы мы готовы выполнить», – отмечает Юрий Александрович. Кроме того, привлекательными выглядят и потенциальные заказы в рамках планируемого строительства под Смолевичами технопарка.
Поэтому уже сейчас руководство предприятия думает о дальнейшем развитии. Помимо расширения транспортного парка в планах строительство еще одного РБУ в районе Минской кольцевой автодороги. После реализации проектов в Смолевичском, Червеньском и Борисовском районах действующий узел будет целиком занят под эти стройки. А появление нового РБУ, по словам Ю. Лапехо, позволит не только не потерять минских заказчиков, но и укрепить позиции на столичном рынке, который всегда будет оставаться в лидерах строительства. Уже определено, что новый завод также укомплектуют немецким оборудованием.
Пока же в ближайшей перспективе предприятие готовится к сертификации собственной испытательной лаборатории, что еще больше будет содействовать производству высококачественного бетона и растворов, а также расширению номенклатуры продукции.
Хотя уже сегодня спектр выпускаемых бетонов и растворов способен удовлетворить любого заказчика. Компания предлагает бетоны самых высоких марок, до 700-й включительно, при необходимости модифицируемые противоморозными добавками, пластификаторами и суперпластификаторами немецкого производства.
«Политика нашей компании – «Бетон есть всегда!», чтобы в любой момент обеспечить потребности заказчика», – заключает Юрий Лапехо. И судя по тому, с какой регулярностью отъезжают от РБУ бетоновозы и самосвалы, эта политика эффективно реализуется на практике и дает реальные плоды.