В 12 километрах от Лепеля на трассе Витебск–Минск в сосновом бору на берегу озера Щибот располагается бывший военный городок Боровка-3. Воинская часть здесь находилась с 1934 года. Сначала стояла кавалерия, потом долгое время танковые войска. И хотя военные покинули Боровку более десяти лет назад, свидетелями их пребывания здесь до сих пор остались установленные на постаментах образцы техники тех времен. А перед бывшим зданием штаба, ожидающим своей очереди на реконструкцию, стоит бюст танкиста в шлеме. Нынешние хозяева, несмотря на то что назначение данной местности в корне изменилось, говорят, что знаки эти останутся здесь и впредь. Как дань боевому прошлому армии, которой мы обязаны сегодняшней мирной жизнью, и символы ушедшего столетия, напоминающие о длительной дислокации в этой местности воинской части.
Сейчас здесь размещается детский реабилитационно-оздоровительный центр (ДРОЦ) “Жемчужина”. Расставшись с армейским прошлым, территория не превратилась, как это часто бывает, в мертвую зону, а усилиями многих людей и организаций наполнилась иным, диаметрально противоположным первоначальному, содержанием, преобразившись до неузнаваемости.
Центр действует почти 11 лет и находится в ведомственном подчинении Комитета по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при Совете Министров. Круглый год он одновременно принимает свыше 480 детей из районов, пострадавших от чернобыльской аварии. Группы формируются на местах, срок пребывания их в “Жемчужине” — 24 дня, и, что существенно, приезжают они со своими школьными учителями. Это резко уменьшает трудности адаптации детей к новой обстановке, которые здесь учатся, отдыхают и проходят курс оздоровительного лечения. Для них организуются автобусные экскурсии в расположенный неподалеку Березинский биосферный заповедник, Витебск, Полоцк. В центре имеется штат собственных педагогов-воспитателей, а также тех, кто ведет различные кружки по интересам. Они работают в тесном контакте с приезжими учителями. В общей сложности обслуживающий персонал детского центра насчитывает свыше 240 человек.
Единство “многообразия”25 августа 1994 года было утверждено выданное главным архитектором Лепельского района архитектурно-планировочное задание на разработку проектного решения детского реабилитационно-оздоровительного центра в военном городке. Потенциал для его создания в этом месте виделся огромный. В первую очередь — богатейший ресурс местности, ее экологический и природно-ландшафтный бальнеологический аспект. Живописный участок расположен в сосновом бору, он спокойный, ровный, только в южной части — холмистый, с перепадами высотой до двух метров и понижением к озеру, отделенному от основной территории зеленой полосой. Одним словом, место для отдыха и оздоровления детей из районов, пострадавших от Чернобыльской аварии, идеальное. В непосредственной близости находятся местная школа, детский сад, здесь же неподалеку издавна действует военный санаторий. По замыслу, ДРОЦ должен оказывать еще и влияние на социальную жизнь отдаленного от райцентра населенного пункта Боровка, дав его жителям новые точки приложения сил.
Площадкой для проектирования стала бывшая казарменная зона воинской части. От магистрали она отделена лесной полосой, слева и справа ограничена жилой застройкой, в южной части находится озеро. На территории располагались три трехэтажные казармы и двухэтажная кухня-столовая постройки 1935 г., двухэтажное здание штаба постройки 1968 г., появившийся позднее, в 1977 г., трехэтажный учебный корпус, плацы и хаотично разбросанные хозяйственные строения, склады, гаражи, теплицы, овощехранилище. После того как воинская часть была передислоцирована, оставленная местность представляла собой не самое приятное зрелище. Мгновенно пришедшие в запустение захламленные коробки зданий стояли без окон и дверей, потолки и стены разрушались. Тут были, конечно, какие-то коммуникации, старые инженерные сети, транспортные подъезды, и все это при реконструкции нужно было грамотно и разумно использовать. Проектировщики столкнулись с неординарной задачей.
По словам Виктора Павловича Андаралова — директора ОАО “Витебскгражданпроект”, ставшего генеральным проектировщиком “Жемчужины”, в старую форму требовалось войти с новым содержанием и добиться единства “многообразия”: создать комплекс как по функциональной, так и по объемно-пространственной организации. Точнее, разрешить данное социальное противоречие средствами архитектурной композиции, функциональным зонированием, планировочным решением. Наверняка проще и спокойнее было бы, четко скомпоновав модель, начать работать на голом месте. Здесь же приходилось искать и изобретать множество способов и приемов, чтобы все сложилось в живой организм, удобный и интересный детям. Поэтому проектные решения неоднократно менялись в связи с вновь открывающимися обстоятельствами и трудностями, с которыми сталкивались по ходу дела, вначале о них и не подозревая.
Реконструкция началась в 1994 г. Все убрали и подчистили, разобрали полы и кровли, вывезли тонны хлама. Старые стены зданий, которые решено было оставить, таили в себе массу неприятных сюрпризов. Например, пробивали проемы и натыкались на какой-то тяж, трогали перекрытия, с виду вроде нормальные, а вскрывали слои — все оказывалось прогнившим. Одним словом, конструкции, особенно перекрытия, находились в аварийном состоянии. С другой стороны, размеры не только помещений, но и лестниц, коридоров были рассчитаны на взрослых людей. Поэтому измеряли, можно сказать, каждую ступень, переделывая под нормативы лестницы, уменьшая перепад высот. Проблемы возникали с открыванием дверей, несоразмерными по ширине были холлы, по высоте — потолки, которые во многих помещениях пришлось делать подвесными. В общем, трудозатраты и проектировщиков, и строителей на объекте оказались очень большими.
Проектом предложена система разнообразных по характеру внутренних и дворовых пространств комплекса, отвечающих запросам различных возрастных групп школьников и учитывающих особенности детской психологии и антропометрии. Композиция диктовалась сложившимся расположением казарм, при ее построении применена блочная схема. Основные функциональные группы помещений выделены в отдельные блоки, непосредственно примыкающие друг к другу или соединенные различными элементами пространственных связей. Система закрытых переходов между зданиями обеспечивает оптимальное функциональное зонирование и взаимоизоляцию групп помещений с различным режимом использования, а в холодное время ограждает детей от простуд и неудобств, вызываемых сквозняками и плохой погодой.
Итак, реабилитационно-оздоровительный центр разделен на четыре части: основные здания, зеленая — для отдыха, спортивная — для оздоровительных мероприятий и хозяйственная.
За десятилетие проделан громадный объем работы. Вместо казарменной зоны с присущими ей признаками казенщины появился симпатичный и жизнерадостный, благоустроенный городок с цветниками, газонами, садом, стадионом. Все здесь выполнено добротно, аккуратно, на высоком эстетическом уровне. Кремово-изумрудная цветовая гамма сооружений гармонирует с зеленью соснового бора, вызывая радостные ощущения.
Главным входом в детский реабилитационно-оздоровительный центр является административно-вестибюльный корпус. Он расположен в центральной части комплекса и представляет собой двухэтажный объем. На первом этаже расположены кабинеты администрации, на втором — медицинские помещения для физиопроцедур, солярий, а также комнаты для кружковой работы — резьбы по дереву, плетения из соломки, вязания и др.
Спальная группа помещений состоит из двух трехэтажных кирпичных зданий, реконструированных из бывших казарм, — для младших детей, и одного нового — для ребят старшего возраста. Хорошо оборудованные, в том числе и аппаратами Чижевского, уютные комнаты рассчитаны на размещение 4 человек, в каждой имеется санузел. На первых этажах спальных корпусов расположены кабинеты врачей, процедурная, инъекционная, изолятор на 3 человека. Все здания оснащены лифтами и объединены по второму этажу закрытыми переходами со школой, столовой, лечебными и культурно-массовыми помещениями. Под школу перепланировано трехэтажное каркасно-панельное здание солдатского учебного корпуса. Реконструирован спортзал, в нем заменены пол, стены, оборудование.
Значительно расширена за счет кухонного блока и подсобок группа помещений питания. Столовая представляет собой двухэтажный объем с тремя уютно организованными обеденными залами, в которых места сервировки, пути подачи пищи, умывальники разделены барьерами и не пересекаются. Один из залов, пока нет Дома культуры, используется для проведения репетиций, тематических вечеров, дискотек.
В настоящее время ведется вторая очередь строительства комплекса. В частности, в трехэтажном кирпичном здании бывшей казармы запроектирован лечебный корпус. На первом этаже разместится отделение физиотерапии с кабинетами водогрязелечения, минеральными ваннами, на втором — процедурные кабинеты электро-, свето- и теплолечения, иглотерапии, фитобар, ингаляторий и др. Третий этаж отдан под отделение функциональной диагностики: лаборатории срочных анализов, зубопротезную, кабинеты врачей. В левом крыле здания пристраивается 1-2-этажный объем, в котором будет устроен лечебный бассейн с ванной размерами 5х12 м и фотарием.
В ближайшем будущем планируется приступить к реконструкции последнего оставшегося от армейской действительности двухэтажного здания бывшего штаба. На его месте появится Дом культуры с залом на 200 человек, зимним садом и помещениями культурно-массового назначения. Вместе с административно-вестибюльной группой он образует своеобразный общественный центр “Жемчужины”.
В некотором отдалении от зоны основных зданий располагаются хозяйственные помещения — станция очистки и обезжелезивания воды, прачечная, котельная, водонапорная башня. Они не только выглядят “с иголочки”, но и хорошо оснащены, удобны для обслуживающего персонала. Полностью обновлена инженерная инфраструктура, бесперебойно обеспечивающая комплекс теплом, водой, электричеством, газом.
Пока еще не все доведено до совершенства в той части территории, которая предназначена для отдыха: не хватает фонтана, беседки, на входе должна быть открытая эстрада. Мечтают здесь и о создании уютного парка с редкими растениями, кустарниками и деревьями.
Но не только внешним видом, бытовыми удобствами, полнотой медицинского обслуживания определяется привлекательность “Жемчужины”. Понятие полноценного отдыха неизменно связано с наличием водоема. Лепельщина славится своими озерами. Не обделен и этот ее уголок. В нескольких сотнях метров от детского центра голубым блюдцем среди поросших лесом берегов улеглось небольшое озеро Щибот. Посреди него, будто бы предполагая, что когда-нибудь здесь будут отдыхать дети, природа создала небольшой островок — прекрасное место для мероприятий у костра. Он соединен с береговой полосой понтонным мостом. Для самых маленьких ребятишек дамбой отделен “лягушатник”. Прошедшим летом здесь вплотную занимались благоустройством прибрежной полосы. Заросшую камышом низинную ее часть приподняли и сформировали песчаный пляж.
Оздоровительный центр невозможен без спортивных сооружений. Стадион в “Жемчужине”, — а это касается и покрытия дорожек, и газона на футбольном поле, и площадок для различных видов спорта, снарядов, — обустроен с учетом самых современных требований. Все здесь до мелочей продумано и благоустроено, а новшеств с течением времени только прибавляется, благо, территория позволяет.
Однако каждый ее уголок приходилось выводить из запущенного состояния немалыми усилиями, и что характерно, всегда успешно осуществляя задуманное. Так, на месте армейских складов заложен фруктовый сад. Территория приобрела не только новый вид. Многие деревья уже начали плодоносить, с гордостью рассказывает директор центра Иван Демешко.
Не только создать, но и приумножитьС полным основанием можно утверждать, что детский реабилитационно-оздоровительный центр в Боровке стал действительно жемчужиной этих мест благодаря энтузиазму, хозяйственной жилке и незаурядной интуиции его директора. Он не только руководитель по должности, а генератор всех идей и начинаний. Самое главное, Иван Дмитриевич умеет добиваться своего, воплощая в жизнь самые, казалось бы, безнадежные проекты. Проектировщики вспоминают, что в процессе работы ему удавалось неоднократно менять программу реконструкции, чтобы “застолбить” как можно больше объектов. Руководствуясь здравым смыслом, он, как никто другой, видел, что необходимо для нормального функционирования комплекса. И результат, как оказывалось впоследствии, оправдывал и затраты, и усилия.
Или взять такой пример. На территории военного городка стоял на стапелях, можно сказать, “ничейный” теплоход “Заря”. Естественно, дети облюбовали его для игр и так “потрудились”, что посудину надо было срочно спасать. Теплоход отбуксировали в Витебск, привели в порядок. Выяснилось, что он на ходу, требовалось только поменять двигатель на более экономичный. Теплоход рассчитан на 84 места и используется для экскурсий по водному пути из Витебска в Полоцк не только для детей, отдыхающих в центре, но и для организации прогулок по Двине для горожан. За каждый месяц его работы, подсчитал директор, вполне реально выручать немалую денежную прибавку на развитие центра.
Вот так, прокладывая курс своего “хозяйственного корабля”, Демешко любую “мелочь” стремится использовать для дела. К концу года в “Жемчужине” в целом рассчитывают получить около 80 млн рублей прибыли от хозяйственной деятельности.
Кроме реализации путевок ДРОЦ оказывает около 16 видов платных услуг — прокат, медицинское обслуживание, водные процедуры. Населенный пункт Боровка находится достаточно далеко от Лепеля, поэтому местные жители в случае необходимости могут записаться на прием к стоматологу, другим специалистам, пройти обследование на современном оборудовании, которым оснащен центр. Например, аппарата УЗИ такого класса, как здесь, нет даже в Витебске.
В будущем в центре планируют принимать на отдых и оздоровление небольшое количество детей вместе с родителями. Но это станет возможным после ввода в строй лечебного корпуса, в котором появятся номера люкс.
Небольшую, но стабильную прибыль приносит мини-кафе, расположенное у магистрали. Имеется подсобное хозяйство — лошади, свиньи. Держится оно исключительно на отходах столовой. И хотя дело это хлопотное, оно приносит прямую пользу, а окрестным жителям — рабочие места. Лошади содержатся в местном колхозе, а вообще-то их планируют использовать для обучения ребятишек езде верхом.
О реализуемых проектах, планах, вынашиваемых работниками центра идеях, можно рассказывать еще долго. Но самое главное — все их усилия подчинены единственной цели: чтобы дети смогли отдохнуть в красивой обстановке, набраться сил, здоровья и сохранили светлые воспоминания о пребывании в “Жемчужине”.