Вы здесь

Минские городские активисты предлагают окультурить спальные районы и превратить заброшенные здания в лофты

Необычное мероприятие запланировали в Минске городские активисты. Под названием "НеФестиваль городских инициатив Must Act" скрывается необычный контекст. Организаторы хотят объединить людей, неравнодушных к облику современного Минска.

Проблемы эти вроде и не критичны, но все же существуют и решить их можно только умом креативных и активных, ведь у городских властей есть дела и поважнее. Имеются ввиду такие темы, как стрит-арт, паблик-арт, архитектура, экология и человеческое участие в том, что именуется городская среда.

Мероприятие пройдет в Минске 25-30 июля в Музее современного изобразительного искусства и креативном кластере "МЕ100". Посетителям предлагается бесплатно послушать лекции уличных художников, экспертов, поучаствовать в конкурсах и мастер-классах, посмотреть кино.

Судя по программе мероприятия и по заявленной цели, организаторы хотят, как минимум, внести свои изменения в городское пространство. Споры по поводу ]]>облика современного Минска]]> – дело без срока давности. Чего же, по их мнению, не хватает в столице? Подробнее обо всем мы расспросили организаторов Олега Ларичева (координатор проекта SIGNAL) и Евгения Клишевича(руководитель]]>Talaka.by]]>, платформы, которая помогает реализовывать социально значимые проекты).

"Образ Минска должен стать ярче"

Олег Ларичев: "В Беларуси проходят различные фестивали развлекательного характера, а мероприятий, способствующих развитию города трудом обычного человека, пока нет. В организации городского пространства белорусы принимают пассивное участие, думая, что городские администрации справятся сами. А потом те же жители жалуются на скучный и серый облик города.

Первоначальная идея фестиваля уличного искусства вылилась в нечто более глобальное – в фестиваль городских инициатив. Главная цель – продемонстрировать ]]>зарубежные]]> практики и примеры трансформации городского пространства и подтолкнуть белорусов к действию. Если нас не устраивает какой-нибудь дом культуры, почему бы нам не организовать свой?"

Евгений Клишевич: "Город – это не только жилые и ]]>коммерческие здания]]>, это мир, в котором сосуществуют люди, бизнес и городские структуры. "НеФестиваль" наладит коммуникацию между людьми и городом. Мы хотим доказать, что город можно реорганизовать в соответствии со своим представлением о комфорте".

Олег Ларичев: "Эти представления не должны преследовать корыстные цели. К примеру, почему бы людям не помочь коммунальным службам в уборке территорий, если те не справляются? Почему в европейских странах, например, люди без комплексов устраивают пикники на газонах, а у нас нет? В качестве публичных пространств в Минске используются торговые центры и мультифункциональные комплексы. Также чувствуется нехватка площадей. Октябрьская площадь, площадь Победы, площадь Якуба Колоса и некоторые другие объекты – все, что приходит на ум".

Люди, которые меняют город

Молодые люди поддерживают свои идеи при помощи собственных организаторских и финансовых средств. Компетентные участники конференции также согласились приехать в Минск на добровольных началах. Среди них - Флориан Ривьер (Франция), Джейсон Эппинк (Нью-Йорк), Антон Польский (Москва), Ула Торнау (Вильнюс) и другие европейские активисты, художники, урбанисты.

Флориан Ривьер из Франции известен тем, что превращает город в игровую площадку. Он уверен, что город должен нести не только функциональную нагрузку, но и развлекать. Свою деятельность он называет хакингом городского пространства – придание привычным элементам развлекательных функций. Один из его проектов – создание карусели из тележек в гипермаркете, на которой с радостью катались дети.

Джейсон Эппинк из Нью-Йорка обыгрывает городские проблемы чем-то забавным. Самая известная его акция – мост через речку, сделанный своими руками. Речка была искусственной и вытекала из трубы, на которую не обращали внимания городские службы. Чтобы власти заметили проблему, Джейсон перекинул через речку деревянный мост и повесил на него табличку с выдуманным названием реки. Позже эту трубу заделали.

Как это происходит в Минске?

Проект "Брест 2019" – пример государственного и общественного сотрудничества, итогом которого стало строительство полезного объекта на пустыре вблизи Брестской крепости. Пока один бизнесмен не решил вложить средства в благоустройство пустующей территории в Бресте, там были развалины и заброшенные здания. Что именно вырастет на этом месте пока не решено - жилой дом, музей под открытым небом или парк ландшафтного дизайна.

Еще одним примером городской активности можно назвать инициативу минских велосипедистов, создавших карту проблемных для велодвижения точек в городе - с отсутствующими бордюрами, указателями, разметкой. Проблем получилось настолько много, что до сих пор неизвестно, как их исправлять. Как отметили Евгений и Олег, в столице стало больше велопарковок и заниженных бордюров - это итог работы Минского велосипедного общества.

Свой взгляд на реформирование облика Минска имеет и Белорусская ассоциация студентов-архитекторов. Его они обсудят за круглым столом со специалистами, бизнесменами и представителями городской администрации.

Нужна ли культурная жизнь в спальном районе?

Евгений и Олег отметили, что инфраструктура минских спальных районов оставляет желать лучшего. Основная культурная жизнь кипит в центральных районах города, а "спальники" являются насаждением бетонных коробок и не всегда окружены даже парками или скверами. Почему так происходит? Потому что любому бизнесу невыгодно развиваться на окраинах. У ребят на это свой ответ.

Олег Ларичев: "В Вильнюсе группа активистов с нулевым бюджетом взялась за облагораживание одного из спальных районов. После того, как район стал своеобразным центром паблик-арта, цены на недвижимость там начали расти, а поток средств от бизнесменов - вкладываться в создание развлекательных центров в пределах "спальника".

Потенциал заброшенных зданий

]]>Заброшенные здания]]>, пустующие годами, разбросаны по Минску единично, островками и даже промышленными структурами. Польза от них, по мнению Олега и Евгения, нулевая. В Америке давно ввели в практику джентрификацию - передачу заброшек на "растерзание" заинтересованным людям. Стоимость аренды - незначительная. Через некоторое время там открываются лофты, кафе, галереи, креативные кластеры, проводятся фестивали. Выгоду такого нестандартного решения поняли агентства недвижимости, которые выкупают территорию и отдают ее художникам и музыкантам. Позже они получают элитарный комплекс, который можно сдавать и продавать за хорошие деньги.

Евгений Клишевич: "Наглядный пример - Ужупис, заброшенный польский район в Вильнюсе. Как историческое наследие сносить его запрещалось, реставрировать никто не спешил. Администрация города не создавала препятствий художникам, хиппи и прочим интересным личностям селиться там и самовыражаться. Сегодня на месте изолированного местечка - жилой район, который сравнивают с Монмартром в Париже".

Идеи парней выглядят свежо и интересно, но насколько они реализуемы? Организаторы возлагают надежду на благоприятные итоги фестиваля. Возможно, найдутся единомышленники.

Автор Лора Нагапетян, источник ]]>Realt.by ]]>

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В соответствии с «Национальной программой развития туризма Республики Беларусь на 2001—2005 годы» утвержденной Советом Министров...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...