Неподалеку от шумных центральных проспектов областного города есть тихие малозаметные улочки, хранящие малоизвестные исторические памятники. Из-за массивного современного здания городского центра занятости на улице Пролетарской едва заметно просматривается золоченый купол звонницы с православными крестами.
Мастер партизанского поведения! И даже со стороны церковных ворот она совершенно невидна. Есть в этом какая-то притягательная сакральность.
Храм древней верыЭто, пожалуй, самая тихая и «молчаливая» звонница. Молчат ее колокола и в будни, и в великие церковные праздники, когда окрестные храмы заполняют округу своим благовестом. И даже свежий снег за церковной оградой не хранит следов человека. Проводятся ли там богослужения и когда – неизвестно.
Почему-то эта необъяснимая тишина вызывает ассоциации с упомянутым Пелевиным «подземным смехом».
Информационная табличка над входом ставит все по своим местам. Храм сей принадлежит одному из течений старообрядчества – Русской Древлеправославной Церкви. Построенный в переломном и кровавом для православного русского мира 1905 году храм пережил невзгоды бурного прошедшего века.
Исток великой реки под названием Вера Православная не нуждается в широкой рекламе.
Храм трудно заметить. А увидев, пройти мимо уже просто невозможно. Так и произошло с нами. Само слово «древлеправославная» не отпускало от себя, навевало что-то былинное (хочется сказать – доордынское). Сила духа старообрядцев не может не вызывать глубокого уважения. Сохранить веками, живя на чужбине, веру и обычаи, не изменить им несмотря на гонения и запреты, – это просто подвиг. Во имя веры.
Прикосновение к истокамСразу надо оговориться: попасть на территорию (а тем более внутрь) не удалось. И разыскать информацию о времени службы – тоже. Поэтому о внутреннем убранстве остается пока только догадываться. Можно предположить, что внутри аскетично, как и заведено у старообрядцев.
Пришлось ограничиться внешним осмотром и сделать фото экстерьера на память. Старые разлапистые ели вокруг храма и закрытые наглухо ворота не позволили запечатлеть его целиком.
Первое впечатление – ухоженность. Значит, безлюдье просто кажущееся. Основное здание с колокольней – со свежим ремонтом, устремлено ввысь.
Видимо, это и есть уцелевшая часть постройки начала ХХ в. Прочная на вид кирпичная кладка производит впечатление незыблемости, корни вросли на века. Украшения в виде кокошников, резных наличников, фигурная кирпичная кладка, кованые решетки на входе навевают мысли о «русском барокко», точнее, его северо-западной разновидности.
Высокая шатровая колокольня невольно вызывает вопрос: как такой удобный наблюдательный пункт уцелел во время боев Великой Отечественной. Не иначе как чудом! Сохранился и внутренний двор с постройками. Новые здания, возведенные вокруг, не причинили ему вреда. Видимо, и в эпоху борьбы с религией его не осквернили. Не поднялась рука. Снова чудо?
Удивляет до изумления пристроенный молельный зал – явный новодел с современными пластиковыми стеклопакетами и цветной штукатуркой.
Особое впечатление произвело небольшое старинное кладбище с заботливо ухоженными могилами и крестами. Жаль, заснять не удалось. Значит, жив храм, есть кому хранить исконную веру.
А что в грядущем?Что ждет завтра древлеправославный Спасо-Преображенский храм? Хотелось бы, конечно, верить в лучшее. Ведь для всех нас, православных и верующих условно, вслед за родителями, неважно «старообрядец» ли ты или никонианец, истоки веры едины. Пусть живым напоминанием о нашем родстве и единстве будут храмы исконной древней веры.