(начало)
Откат нормальный!
(Возглас артиллеристов после
очередного выстрела,
свидетельствующий, что он произошел
в штатном режиме и
отдача-откат орудия в норме,
что позволяет тут же вновь заряжать орудие
и производить следующий выстрел).
За последние годы все более укрепляется чувство, что центр Минска представляет собой мистическую Зону, где исчезают не люди, но здания, а с ними и пласты памяти, чувство меры, ответственности. Аномальное для здравого смысла явление. Зона, одним словом.
…Ни что, казалось бы, не предвещало беды. Минск заслужено гордился художественной чистотой и выразительностью своих зданий и ансамблей. И жил неомрачаемой верой, что он, особенно его уникальный центр, не только станет мировой сокровищницей ЮНЕКО, но и впредь будет радовать горожан, гостей достойной и неповторимой архитектурной.
Но, без всякого объявления войны, вероломно, тайно, иногда под заверения, что все идет к лучшему миру, на него пришла нечаянная напасть. Кто и почему решил и дал напасть, история потом, конечно, разберется, но нашествие, в любом случае, удивляет своей хитростью и цинизмом. Дабы не рьяно не возмущать добропорядочных минчан нашествие отказалось от блицкрига. Пошло по другому, но, как оказалось, для нее более эффективному пути – постепенной, вкрадчивой интервенции, приучения, приручения минчан к мысли, что это вовсе не во зло, а закономерное и даже благое явление.
Так что, сперва это были локальные удары, но уже нацеленные по центру. Кто был срытым наводчиком – доподлинно пока не известно, но в его, явно заинтересованном старании сомневаться не приходится.
Площадь Независимости, которая очень долго и болезненно ормировала свой ансамбль. И… Бац-бац! Откат нормальный!
Площадь Якуба Коласа, смогшая в оригинале сохранить уникальные здания при семидесятилетних бацаниях самых настоящих и разрушительных . Но… Бац-бац! Откат нормальный!
Знак беды. Призрак худшего пробил по Минску. Уже чувствовалось, что этим все не закончится - идет пристрелка. Сначала одиночными. Потом, понимая, что достойного отпора не будет, и, пристрелявшись, перешли на крупный калибр, на залпы.
Берег тихой померковной Свислочи, сердце старинного городища. Бац-бац! Откат нормальный!
Бацают по самым дорогим достояниям, предметам гордости нашей архитектуры. При этом не скрывают своего надменного торжества и увековечивают его в своем всеоткатном духе.
…Наконец, окончательно уничижительный удар в самое сердце многострадального Минска. Бац-бац!
Становится просто страшно: неужто и здесь откат нормальный и…?
И летят эти безжалостные болванки, как правило, издалека. Зачастую из дальнего зарубежья, отчего и столь беззастенчивы и надменны они… Но не мы ли сами спровоцировали этот беспредел, сотворив такое, скажем из «Немиги», на других улицах поблизости. А потом и руками можно помахать, да сделать добропорядочный вид, очередной раз приняв лозунг: все на защиту архотечества. И приложить к этому карт-бланш в виде «Проекта зоны охраны историко-культурной ценности — исторического центра Минска». Вот только на деле он служит скорее наводкой для архобстрела: вот они самые лакомые цели. Вот она Зона…
…А не через чур ли мнителен я оказался, и эти архинтервенты вездесущи и ведут себя столь агрессивно и нагло повсеместно, и Минск не исключение?
Вот тот же «Кемпински». Его амбиции по экспансии впечатляют. Замахнулся в свое время аж на Санкт-Петербург. Попал! Однако на рожон не полез, хотя и проник на саму «Мойку». (Правда, Дворцовая площадь не очень-то видна). Но этим не кичится. Вынужденно поддерживает в порядке историческое здание. А современный корпус увел с авансцены ансамбля, с привыкших к гармоничной красоте берегов - с глаз долой, достаточно далеко внутрь застройки. Откровенный Бац-бац, видать, не проходит. Ни при каком откате. Значит, сказался опыт ленинградцев-блокадников, до сих пор упорно не пускающих в свой город архинородцев. От них город в достаточно надежной блокаде.
А что Москва? Двести лет назад она, спаленная самими же москвичами, только так и отдана была французу. Дабы не надругался он над городом. И пушки тогда молчали, и отката не было… Да и немец не прошел, а то неудавшийся архитектор с усиками, натворил бы там «гитлеровский ампир». Хотя, по правде говоря, были и местные ампирщики. И был архобстрел со многими откатами… И «Кемпински» тут как тут. И опять в самый центр, на знаменитые брега. К историческим святыням. Из его окна площадь Красная видна.
За двести прошлых с наполеоновских пожаров лет и появления на этом месте доходного дома здание неоднократно меняло и назначение свое и облик. Основное же предназначение – гостиница. Так что двадцать лет назад, когда после кардинального удара-перестройки, здесь обосновался пятизвездочный «Кемпински», событие было вполне логичным. Вот только добросовестные специалисты публично назвали этот Бац-бац уродством, губительным для целого уникального района Балчуга.
А «Кемпински» слушает да ест. Глазами пожирает, где бы еще бацнуть погромче. В Минске он не стал изменять повадкам, прицелу в самое «яблочко» города, да по городской, пусть и не шибко полноводной реке. И ударил пан болванкой, словно из лютой и нескрываемой мести и полной безнаказанности. Словно изощренно беря реванш за нашу былую Победу…
После этого уж не кажутся столь вопиющими другие намеченные цели для Бац-бац.
Ни элегантное, но как оказалось, полностью беззащитное здание Московского автовокзала.
Ни Октябрьская площадь, где уже готова воронка-котлован.
Ни Привокзальная площадь, за «Воротами Минска», где земля уже захвачена и Бац-бац не за грами!
И откат, судя по всему, по-прежнему будет нормальный!
Может, маскировку какую устроить? Загримировать, сажем, ГУМ, чтоб на агентурной фотопленке сходил за маленькую избенку? Авось не долбанут. Но не пройдет же. Агентура у них работает – позавидуешь. Наводчики ушлые. И не по ночам с фонариком, а в открытую, при всем честном народе. Порой очень тонко, по-восточному подкрадываются. Вкрадчиво скажут: ни хаю, привет то есть по-китайски.
А потом?..
А если развивать контрразведку? Хотя за семью замками принимаются очередные Бац-бац. А потом, скажут, а где же вы, такие радетели раньше были-то. Ныне же уже Бац-бац, и – нету.
Или, может, как сделали уже давно бразильцы, или недавно казахи, или только что решились на это египтяне, да вынести город-престол на новую территорию, спасая тем самым Рио, Алма-Аты, Каир от опасности алчных архобстрелов. Пусть там, как на полигоне, упражняются всяческие архтиллеристы. Само по себе забавно может получиться. И Минск будет потихоньку приходить в себя, заживляя старые раны, не спеша подвигая гармоничную поросль.
В любом случае, тянуть нельзя. Вихри враждебные веют еще над нами.
- Скажи-ка, дядя, не уж-то даром, Минск, опален сиим пожаром?...
- Откат нормальный!..