Открытие первого в столице гипермаркета Bigzz положилo начало неистощимой дискуссии о перспективах развития, плюсах и минусах новой для нас формы торговых центров. Восторг от новизны сменяется сомнениями и недоверием. Спорят экономисты, спорят поставщики и потребители, спорят строители и архитекторы. С экономической точки зрения ситуация более-менее ясна. Уже ни для кого не секрет, что при сегодняшней инвестиционной ситуации цены в гипермаркетах не могут быть намного ниже, чем в других крупных магазинах города или на рынках. Тут дело скорее в покупательских пристрастиях (многие охотнее пойдут не на рынок, а в гипермаркет, где можно не только купить все необходимое, но и интересно провести время) и, конечно же, в престиже. Мы же европейская столица! Как это у нас до сих пор нет гипермаркета!?
Но оставим рыночный аспект проблемы. Пусть об этом рассуждают специалисты. В пылу экономических дискуссий на периферии остался немаловажный вопрос о тех перспективах и задачах, которые возникли перед градостроителями и архитекторами в связи с появлением у нас гипермаркетов. Как наши архитекторы разгадают секреты этого “черного ящика”? Какие найдут решения и как их реализуют?
“Их” устоявшиеся традицииВ Европе уже давно сложились своеобразные стереотипы и свои традиции в строительстве гипермаркетов. Конкурентная борьба между торговыми комплексами и рост их строительства порождают особое отношение к проектированию зданий для гипермаркетов. Конструкции торговых мегаполисов должны отличаться долговечностью, быстровозводимостью и минимализмом. Все эти факторы должны подчиняться главенствующему требованию — эффективности и экономической выгоде. В Европе гипермаркеты, как правило, появляются в секторе новостроек, на окраине города или даже за его пределами. Для жителей стран, где у большинства есть свой личный транспорт, не составляет никаких сложностей добраться туда. Кроме того, иногда к этим магазинам курсируют бесплатные автобусы, как, например, в Польше. Выбор такого размещения зачастую обусловлен экономическими причинами: земля за городом дешевле, строительство обходится в меньшую сумму, соответственно цены в гипермаркете будут ниже. Здание для будущего магазина строится в виде прямоугольной коробки (элементарная конструкция, простая в исполнении), порой под торговые площади используются помещения недействующих складов или промышленных объектов. Но эта “коробка” создает свой замкнутый мир, в котором царит особая атмосфера, где покупатель теряет чувство времени, отдаваясь во власть эйфории закупок.
“Волшебная шкатулка”Гипермаркет представляет собой комплексное торгово-обслуживающее учреждение, соединяющее крупный супермаркет с досуговым центром, где помимо торговых залов есть несколько кафе, специализированных магазинов, сеть бутиков, салоны красоты, кинотеатр, видеосалоны и т.д. Проектирование актуальной торговой недвижимости базируется на современных материалах — металле, стекле, пластике, визуальная семантика которых лаконична и ассоциируется с долговечностью и простотой. В основном такая схема типична для стран с устоявшимися традициями гипермаркетизации. За границей, похоже, никто не станет ломать голову над дорогостоящим архитектурным проектом гипермаркета. А вот его внутреннее обустройство — это серьезный вопрос, который решается на стыке дизайна, психологии, маркетинга и рекламы. Размещение товаров в торговом зале, их презентация, специфическое освещение, дизайн интерьера тщательно обдумываются и просчитываются. Для того чтобы сведенные воедино все элементы огромного мира, именуемого гипермаркетом, могли так влиять на настроения и желания покупателя, чтобы он ушел, совершив как можно больше покупок. Это своего рода “волшебная шкатулка”: снаружи непритязательная и простенькая, но внутри таящая тысячи диковин. Новое сакральное место современного общества, где все охвачены жаждой приобретения и обладания. Проходя за “неприступные” стены-горы, отделяющие его от остального мира, покупатель попадает в иное измерение, в иное пространство, где царят свои законы...
Наши первые шаги…
А как обстоят дела у нас? Применимы ли у нас традиционные европейские подходы к строительству гипермаркетов? Возведение их дало пищу для споров в среде архитекторов-проектировщиков, какой должна быть в Беларуси модель гипермаркета. Многие называют европейские конструкции торговой недвижимости унылыми и сухо функциональными. Сторонники этой точки зрения нацелены на создание выразительной торговой архитектуры, ярких архитектурных акцентов, на возведение комплексов, организующих окружающую среду. И сейчас у нас все больше распространяется тенденция строительства гипермаркетов в городской черте, так как заказчики ориентируются на зависимость покупателей от общественного транспорта. Автомобиль есть не у всех, а тащиться через весь город с тяжелыми сумками – сомнительное удовольствие. Хотя насчет такого подхода к местоположению гипермаркетов существуют разные мнения.
Архитектура вне контекста?Архитектуру гипермаркетов часто называют архитектурой вне контекста. По словам петербургского архитектора Михаила Мамошина, эстетика этих зданий рассчитана на совершенно иное восприятие — из окна движущегося автомобиля. Это восприятие не отдельных точек, акцентов в окружающем пространстве, а континуума функциональных прямых, которые призваны сопровождать человека, облегчая его дорогу. Но строить гипермаркеты по такому принципу для Беларуси не совсем актуально. А если возводить торговые мегаполисы в сердце жилых массивов, то традиционный прямоугольный каркас — вряд ли подходящее решение: никого не порадует возникновение в городе безликого, неадекватного сооружения. Сегодняшняя тенденция ведет к тому, что в нашей стране архитектура гипермаркетов станет именно архитектурой в контексте. Новые здания придется вписывать в окружающую среду. Поэтому и работают архитекторы над созданием нового образа торговой недвижимости.
Строительству гипермаркетов сейчас уделяется повышенное внимание. Строители и архитекторы с пылом и азартом занялись новой стройкой десятилетия. Вернее, стройками. Потому что только в Минске планируется возведение 12 гипермаркетов, из них два должны быть сданы в ближайшее время. Это торговые центры на пересечении улиц Дзержинского и Уманской, Дзержинского и Есенина. Как уверяют в Комитете по архитектуре и градостроительству, проекты будут запоминаться особым архитектурным обликом и в зависимости от градостроительного положения каждый из них будет отличаться от других. Тут сработает и реклама, и освещение, и малые формы.
Недавно в Минске открылся первый “контекстный” гипермаркет в микрорайоне “Серебрянка” на пересечении улицы Ванеева и проспекта Рокоссовского по проекту архитектора Виталия Белянкина. В настоящее время это, пожалуй, самое удачное воплощение идеи гипермаркета — как по внешнему виду, так и по внутреннему обустройству, дизайну помещений, грамотному освещению. Построен запоминающийся, интересный комплекс, привнесший в архитектуру микрорайона новый акцент.
Заметки на полях, или Впечатления неискушенногоПосле открытия “Гиппо” раздавалось много хвалебных отзывов о нем (дескать, и архитектура, и освещение, и цены, и обслуживание заслуживают восхищения). Все это невольно вызвало у меня сомнения и недоверие, переходящие в скепсис. И решила: поеду, чтобы воочию убедиться, что же за зверь такой появился у нас в городе. Оказалось, вполне дружелюбный “гиппопотамчик”.
Во-первых, само здание привлекает внимание. Кажется, что такого оригинального можно сделать из традиционной гипермаркетовской коробки? И все же... В отличие от Bigzz, где все строго “прямоугольно”, “Гиппо” выглядит очень впечатляюще. Нет ощущения приземистости, характерной для этого типа сооружений, — его “облегчает” декорированный стеклом фасад, восьмиметровый силуэт которого словно “подтягивает” вверх все здание, а выпуклость форм и фактура стен серебристо-серого цвета позволяют избежать унылости и однообразия. Обрамляющие вход огромные полукольца как бы приоткрывают перед посетителем волшебную шкатулку: заходите, заходите, впереди вас ожидает масса сюрпризов!
Прохожу под аркой-кольцами и оказываюсь внутри: пространство, залитое светом, красивые стеллажи, огромный выбор товаров. Реальный мир уже не имеет силы, здесь начинается особая игра по своим правилам. Чувство времени теряется полностью, и можно провести полдня, бродя между прилавками, чувствуя себя совершенно комфортно. Если не принимать в расчет того легкого недоумения, которое испытываешь, обнаружив, что потратил больше, чем планировал.
Размеры торгового зала и пассажной зоны не очень большие, если сравнивать с европейскими аналогами. Но, честно говоря, именно это мне и понравилось. Соблюдено главное: вкус и мера. Без нарочитости неофитов и небрежности асов создателям удалось совместить все характерные гипермаркетовские заморочки с требованиями здравого смысла. Пространство не перегружено, нет ощущения постоянной “торговой атаки”, поэтому покупатель чувствует себя свободно и раскованно.
Еще у входа “подслушала” разговор: “В таком месте и деньги тратить приятно!”. Более того — хочется их тратить, как ни парадоксально это звучит. Мы, к сожалению, не привыкли к тому, что даже такие обыденные вещи, как походы за покупками, могут приносить удовольствие. Здорово, что есть место, где мы это почувствовали.
Не хочу утверждать, что “Гиппо” — такой уж идеальный гипермаркет. Он может кому-то нравиться, кому-то нет. Но уж точно — это лучшее из того, что у нас построено на сегодняшний день. И хочется надеяться, что повышенное внимание со стороны наших неискушенных покупателей не сглазит новорожденнного “гиппопотамчика”.
P.S. Конечно, гипермаркет для нас — новое слово и в торговле, и в архитектуре. И первые шаги в этом направлении даются не без труда. Сложность нового сектора градостроительства заключена в необходимости удачно сочетать экономическую составляющую гипермаркетизации с архитектурной политикой города. А этот вопрос, как представляется, далек от решения… Нашим зодчим, похоже, еще предстоит найти золотую середину между архитектурным и экономическим полюсами данной проблемы.