…Передо мной пожелтевшие и потрепанные документы истории нашего зодчества, что бережно хранятся в Белорусском государственном архиве научно-технической документации. Из них узнаешь, какими могли бы быть наши города и села, отдельные ансамбли. Эти замыслы уже никогда не воплотятся, но проследить, как некогда мыслили и творили наши архитекторы, можно. Вот какова, к примеру, архитектурная судьба Центральной (с 1984 г. — Октябрьской) площади г. Минска.
Еще в довоенное время перед градостроителями Минска стояла задача создания нового главного ансамбля в центре города. В Генеральной схеме его планировки, разработанной сотрудниками Ленинградского филиала Гипрогора РСФСР, отмечалось, что г. Минск, имеющий довольно развитую сеть улиц, хотя и узких, почти не имеет благоустроенных площадей. Поэтому предлагалось создать такой общегородской центр и разместить его перед Домом правительства, чтобы связать прямым проездом проектируемую площадь с Вокзальной.
Перед зданием ЦК КПБ тоже намечалось создать вместительную площадь для проведения народных собраний и митингов.
Однако положительное решение было найдено не сразу, а война внесла свои коррективы, и центр Минска стал создаваться в послевоенные годы по-новому. Поскольку после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков возникла необходимость в разработке проекта планировки и застройки центрального ансамбля столицы, Комитет по делам архитектуры при СНК СССР 4 ноября 1944 г. принял решение об организации закрытого конкурса на составление эскизного проекта застройки центрального ансамбля Минска.
В основу проекта была положена идея центра города, намеченная комиссией Комитета по делам архитектуры СССР в составе академиков архитектуры П. Мордвинова, А. Щусева, В. Семенова, Н. Колли, члена-корреспондента Академии архитектуры Б. Рубаненко и профессора И. Лангбарда и одобренная правительством Белоруссии в сентябре 1944 г.
Создание общегородского центра планировалось в районе, ограниченном улицами Ленина, Энгельса, Советской и площадью Свободы. А формировать этот уникальный центр должны были здания Верховного Совета БССР, Совнаркома БССР, Наркоминдела БССР, Наркомата обороны БССР, Музей Великой Отечественной войны, Центральный почтамт, а также монумент героическим партизанам Белоруссии и др.
На рассмотрение жюри из 17 членов, среди которых народный художник БССР Заир Азгур, народный поэт БССР Якуб Колас, председатель Союза советских художников БССР Иван Ахремчик, было представлено 11 конкурсных проектов застройки центрального ансамбля г. Минска. Авторы их — академики архитектуры, члены-корреспонденты Академии архитектуры Н. Колли, В. Семенов, И. Соболев, М. Парусников, заслуженный деятель искусств БССР, профессор И. Лангбард и др.
В апреле 1945 г. жюри завершило свою работу, отметив высокий уровень конкурса и целый ряд интересных предложений. Вместе с тем указывалось, что ни один из проектов не может быть принят полностью, а дальнейшая работа над проектом центрального ансамбля г. Минска должна строиться на основе использования проектов архитекторов И. Соболева, Н. Колли, М. Парусникова, В. Андреева, Д. Жигачева, Ю. Егорова, В. Моргулиса. Недостатком же всех проектов отмечена чрезмерная величина Центральной площади.
В результате конкурса было окончательно определено ее место: квартал напротив Центрального сквера и здания ЦК КПБ, имеющий форму прямоугольника, расположенного длинной стороной вдоль главной магистрали города. Размеры площади устанавливались в 4–5 га.
“Застройка кварталов, входящих в площадь, полностью разрушена, и последние представляют собой груды развалин, высота которых достигает 3,5 м над естественной поверхностью земли” (Из пояснительной записки к проекту земляных работ по вертикальной планировке Центральной площади в г. Минске, 1946 г.).
В 1946 г. группой белорусских архитекторов во главе с Н. Трахтенбергом была закончена разработка генерального плана Минска, который намечал основные направления и принципы планировки и застройки города. В пояснительной записке к плану отмечалось, что “существенным дефектом исторически сложившегося плана города является отсутствие достаточных по размерам площадей, ясно выраженного ансамбля города”.
“Перед Центральной площадью со стороны Ленинской ул. проектируется устройство аванплощади, которая будет служить для аккумуляции и подготовки к проходу через площадь мотомехчастей во время парадов, колонн демонстрантов и т.п. В обычных условиях эта площадь будет использоваться для автостоянки большого количества автомашин, обслуживающих посетителей правительственных и административных зданий, расположенных вокруг площади” (Из генерального плана восстановления и развития г. Минска, 1946 г.).
Комиссия Комитета по делам архитектуры при СНК СССР утверждает для площади новые границы — между улицами Ленинской, Красноармейской, К. Маркса и площадью Свободы. Целесообразность этого решения обосновывалась следующими соображениями:
1. Район располагается в центре пятна города и совпадает с местоположением исторического центра города.
2. Здесь размещаются крупнейшие архитектурные сооружения города — здание ЦК КПБ, окружной Дом офицеров, исторические и архитектурные памятники.
3. Выбранное местоположение Центрального ансамбля дает возможность создания простой и четкой связи с архитектурными ансамблями районов — площадью Парижской Коммуны (Театр оперы и балета), Юбилейной площадью, Центральным парком культуры и отдыха.
4. Район подвергся наиболее опустошительному разрушению, что дает возможность решить его планировку и застройку, включив в ансамбль сохранившиеся ценные здания.
В 1947–1948 гг. проводится новый Всесоюзный конкурс на проектирование центрального ансамбля города, который выдвинул много новых интересных идей и дал конкретные предложения по планировке и застройке Центральной площади. Они были учтены в ходе дальнейшего проектирования и застройки.
В 1951–1952 гг. на Центральной площади проведены работы по благоустройству — подсыпка территории, озеленение, установка осветительных мачт.
В начале 1950-х годов площадь начинает формироваться по проекту, разработанному архитекторами Г. Бадановым, В. Королем, Л. Мацкевичем, М. Осмоловским, М. Парусниковым. Но проект не был окончательно реализован.
В 1949–1953 гг. построены Дворец культуры профсоюзов (архит. Ершов, 1953) и на противоположной стороне площади жилой дом с магазином на первом этаже (архит. М. Парусников, Г. Заборский, 1950–1953). Южная сторона площади граничит со старинным сквером, за которым находится здание ЦК КПБ (ныне Резиденция Президента, архит. А.П. Воинов, В. Вараксин, 1941), со стороны сквера площадь окаймлена гранитной подпорной стенкой с трибунами (архит. Е. Заславский, 1957).
В 1960-х годах на площади завершено строительство зданий Минского облисполкома (архит. В. Волчек, 1960), Центрального телеграфа (архит. А. Духан, В. Король, 1966), Музея Великой Отечественной войны (архит. Г. Бенедиктов, Г. Заборский, 1964).
В 1970 г. проведен дополнительный конкурс на эскиз-идею планировки Центральной площади и площади Свободы. Программа конкурса предусматривала строительство Белорусского драматического театра им. Я. Купалы с залом на 1000 зрителей, исторического и краеведческого музеев. Было представлено девять проектов с интересными предложениями по размещению основных сооружений на Центральной площади и площади Свободы. Но окончательное решение принято не было. Планировалось и возведение монумента в честь 50-летия Советской власти на месте взорванного памятника Сталину. Был даже заложен мемориальный камень на месте будущего монумента, который сиротливо пролежал многие годы.
В 1975 г. — еще один конкурс — на проект нового здания Белорусского драматического театра им. Я. Купалы. Через год по заказу Министерства культуры БССР был выполнен проект Концертного зала на 3500 мест с рестораном на 500 мест (руководитель авторского коллектива Ю. Григорьев). Технико-экономическое обоснование (ТЭО) его строительства развивало основные положения проекта детальной планировки и застройки центра Минска, согласно которым ансамбль Центральной площади и площади Свободы сохранял роль главного общественно-политического центра столицы. Формирование ансамбля определялось размещением существующих зданий, а также проектируемых — Концертного зала, комплекса общественного назначения (в составе Дома политпросвещения, Дома знаний и Дома техники), здания Белорусского академического театра им. Я. Купалы и монумента борцам за Советскую власть.
В последующие годы проведено еще несколько конкурсов. Так, в июле 1979 г. Госстроем БССР совместно с исполкомом Минского городского Совета и Союзами архитекторов и художников БССР был объявлен конкурс на разработку эскизного проекта Минского филиала Центрального музея им. В.И. Ленина. На конкурс представлено 29 проектов. И хотя большинство проектов было выполнено на достаточно высоком профессиональном уровне, содержали интересные предложения по формированию ансамбля Центральной площади, ни один из них не удовлетворил взыскательное жюри. Семи относительно лучшим проектам под девизами “Ленину”, “Факел”, “Зеленый квадрат”, “103", ”Треугольное Р", “Голубая снежинка”, “БПН” были присуждены поощрительные премии.
И все-таки конкурс подтвердил основные положения градостроительного формирования ансамбля Центральной площади. Это постановка основного здания (музея) по центральной оси площади, необходимость частичного сноса существующей застройки вдоль улицы Интернациональной и создания подземного уровня как для целей транспортного обслуживания, так и для организации хозяйственной зоны. В решении жюри также подчеркивалось, что особое значение имеют правильный подход к сохранению исторической застройки и транспортное обслуживание всего комплекса с организацией стоянок всех видов транспорта. Кроме этого, требовалось обеспечение выходов на площадь Свободы и Парковую магистраль, а также в пойму реки Свислочь в сторону Оперного театра.
Предлагалось продолжить поиск архитектурных средств для полноценного завершения градостроительного ансамбля центра города. Намечался второй тур конкурса…
В течение 1982 г. проходило рассмотрение проектных предложений Дворца Республики на Центральной площади. При этом неоднократно подчеркивалось, что необходимо “обратить особое внимание на решение градостроительных вопросов в соответствии с требованиями генерального плана города, подземной урбанизации и транспорта, а также организации взаимосвязи со сложившейся застройкой (включая историческую) для достижения совершенного, высокохудожественного ансамбля”.
При подведении итогов общественного обсуждения проектных предложений в ноябре 1982 г. вновь ни один из вариантов, представленных институтами “Белгоспроект» и ”Минскпроект", не был рекомендован к реализации. На расширенном заседании президиума правления СА БССР с ведущими архитекторами г. Минска было констатировано: “...размещение Дворца культуры республики на Центральной площади г. Минска является единственно правильным решением, т.к. соответствует градостроительному и политическому значению площади и ее роли в системе общегородского центра города. Архитектурно-проектное решение, силуэт, пропорции, а также характер архитектуры Дворца нельзя рассматривать без реставрируемого Верхнего города, необходимо также сохранить визуальные и функциональные связи площади с поймой реки Свислочь. Желательно дальнейшее проектирование осуществлять в тесном контакте с реставрационными мастерскими”.
Наконец, в 1987 г. принимается и в течение тринадцати лет реализуется проект, разработанный авторским коллективом Белгоспроекта (архит. М. Пирогов, В. Данилов, Л. Зданевич, Л. Москалевич, В. Новиков, М. Турлюк, В. Усимов, А. Шабалин с участием И. Бизюка, К. Филипповича). Как все это претворилось, мы можем видеть сегодня…