Романтика полетов, волнение взлета и посадки, трепет новых открытий, ощущение оторванности от земли… Пожалуй, самолет был и будет самым удивительным средством передвижения, придуманным человеком. Преодолевать земное притяжение, пересекать часовые пояса, изменять законы природы – человеку свойственно стремиться ввысь, к большему, к невозможному. В этой многочисленности воздушных путей аэропорт становится квинтэссенцией философии полета, средоточием технологий и уникальных достижений.
Признанный лидер архитектуры хай-тека Норман Фостер выступает против погони за некой передовой и изощренной технологией только ради нее самой. В своих проектах он использует большие плоскости из металла и стекла, открытые эстетизированные конструкции, многофункциональные свободные пространства, экологичные решения. И всегда делает это индивидуально и узнаваемо – привилегия мастера. Он принадлежит к числу тех, чей авторитет в мире архитектуры непререкаем. Все запроектированное Фостером становится объектом внимания и предметом для обсуждения. И, как правило, удостаивается эпитетов в превосходной форме: самый высокий небоскреб, самый уникальный дом, самая оригинальная постройка. Центр изобразительных искусств (Сайнсбери-центр) в Норвиче, Millennium Bridge, небоскреб-“огурец” Swiss Re в Лондоне, обновленный Рейхстаг в Берлине и Коммерцбанк во Франкфурте-на-Майне (кстати, самый высокий небоскреб в Европе), Индустриальный театр с большим залом на 5000 мест в Глазго…
Очередным “самым-самым” проектом Фостера и его архитектурного бюро стал Третий терминал Пекинского международного аэропорта Шоуду – самое большое здание в мире. Его открыли в преддверии Олимпийских игр. Длина постройки – 3,25 км, площадь – 1,3 млн м2. Процесс разработки проекта и строительства занял четыре года, а максимум своих возможностей аэропорт покажет к 2020 г., когда сможет отправлять и принимать около 60 млн пассажиров в год. Это поистине сооружение XXI века, созданное в соответствии с самыми высокими стандартами эффективности и надежности функционирования.
Еще до завершения строительства проект Фостера окрестили “новыми воротами Китая”. И вот уже гостей страны встречает мифологический дракон, облик которого угадывается в очертаниях здания. Отчасти благодаря этому визуальному образу, взятому из национальной культуры, новый аэропорт сразу пришелся по душе китайцам. О традиционной китайской архитектуре также напоминают изгибы перекрытий и красно-
золотая цветовая гамма. Здесь словно соединились стихии земли и воздуха, и кажется, уже никогда между землей и небом не будет четких границ.
Аэропорт состоит из трех объемов, расположенных вдоль одной оси. Это субтерминалы, обслуживающие местные и международные рейсы. Такая схема обеспечивает парковку большого числа самолетов. Объединение всех функциональных частей терминала под одной аэродинамической крышей позволило сэкономить часть земли, выделенной под строительство. Залы вылета и прилета расположены на разных уровнях: приезжающие сразу оказываются на верхнем ярусе и в полной мере могут оценить красоту и масштаб комплекса.
Площадь всего сооружения огромна, и потому изначально стояла задача создания оптимальной внутренней инфраструктуры. Для ее решения запроектирована автоматическая транспортная система – своего рода внутренняя железная дорога, которая позволяет быстро, за несколько минут попасть из одного конца аэропорта в другой.
Системы управления нацелены на то, чтобы свести к минимуму потребление энергии. Для Фостера вообще характерно повышенное внимание к новациям в области энергосбережения и экологичности. Он стремится воплотить свои идеи с максимальным использованием естественного света и воздуха, прибегая к самым смелым инженерным решениям. Терминал практически весь прозрачен, кроме стальной крыши с застекленными участками, через которые проникает солнце. Эти окна, ориентированные на юго-восток, обеспечивают максимальный доступ тепла в утренние часы – чтобы избежать перегрева здания днем.
Единое высокое пространство, льющийся свет, гамма цветов, меняющаяся по мере движения по зданию, – здесь все передает ощущение полета, вызывает яркие впечатления и возвращает авиарейсам, ставшим вполне обыденными и привычными, утраченную ауру странствий, открытий, романтики и приключений.