При выборе приемов освещения и декорирования внешних контуров важно учитывать тип строений, расположение объекта, имеющееся окружающее освещение, архитектурные особенности сооружений (рис. 1). Необходимо соблюдать правила по экономичности и привлекать внимание зрителей.
Рис. 1 – Освещение Троицкого предместья, Минск
Один из современных способов подчеркнуть здание и привлечь взгляды прогуливающихся или проезжающих мимо жителей – медиа-архитектура. Медиа-архитектура – это направление дизайнерского оформления фасадов зданий с разного рода световыми приемами, управляемыми компьютерными программами. Что она собой представляет и какие преимущества принесет в большой и шумный город?
Получается, что вокруг нас строятся сооружения с применением светопрозрачных фасадов (см. статью Екатерины Корнеевой 28.02.2007), поражающие своей оригинальностью днем, и они же совершенно в другом «свете» могут предстать перед нами ночью.
Современные возможности медиа-архитектуры позволяют перевоплотить форму здания. Программирование и управление освещением, позволяет подчеркивать зданию с медиа-фасадом свой образ, независимо от погодных условий и поры года.
Рис. 2 - Медиафасад Grand Lisboa Resort Hotel, Макао, Китай
В отличие от неоновых подсветок, световые фасады буквально обволакивают здания и практически формируют иной облик архитектурного объекта в темное время суток.
При правильной интеграции мадиа-фасада в архитектурный фасад здания, возможно перевоплотить, изящно подчеркнуть и акцентировать внимание зрителя на определенную информационную картину. Это позволят сделать данный объект ориентиром на местности, источником рекламы, местом для встречи и развлечения и т.д.
Интеграция – это решающая характеристика при оценке медиа-фасада, которая определяет, является ли данная установка медиа-фасадом. Без интеграции дисплея в здание, возникает ощущение, что установка существует отдельно от фасада и является иным строением. Если дисплей был хорошо интегрирован в здание, то такое слияние обращает на себя ваше внимание и заостряет акцент на архитектуре здания. В дополнении к интегрированному дисплею, содержание архитектуры может быть дополнено отдельными элементами, которые только подчеркнут особенности здания. Интеграция между зданием и дисплеем – не просто поверхностная характеристика, которая ограничивает фасад, здесь скрыто более глубокое понимание.
Это позволяет расширить функциональные способности задания. Сооружение приобретает новые функции: СМИ, реклама, телевидение и просто место скопление с целью полюбоваться и пообщаться. Завоевывая внимание, правильно оформленный медиа-фасад дает крупным корпорациям новую имиджевую составляющую, а компаниям малого и среднего бизнеса позволяет выделиться среди конкурентов.
При конструировании каждый элемент освещения независим и его можно видоизменять и перепрограммировать. Ярким примером медиа-фасада в нашей столице является здание национальной библиотеки (рис. 3). Каждый вечер объект радует нас яркостью и привлекает к чтению информации в бегущей строке. Есть в Минске возможность оформления медиа-фасадов и на других зданиях.
Рис. 3 – Национальная библиотека, Минск
В мировой практике предполагается оформление медиа-фасадов на стадии проектирования сооружения. Создаются решения с возможностью управления фасадом любым человеком по средствам SMS сообщения или предварительного заказа определенной композиции в определенное время. Есть проекты, где можно поиграть в несложную телефонную игру на всеобщее обозрение. Blinkenlights в Берлине (рис. 4) – наглядное подтверждение признания в любви.
Рис. 4 – проект Blinkenlights, Берлин
Сегодня есть множество фирм, осуществляют разработку медиа-фасадов как на стадии строительства объектов, так и для уже существующих зданий. Преимущества при параллельной разработке фасада на стадии архитектурного проекта, заключается в возможности корректировки фасада здания в соответствии с мадиа-архитектурной подсветкой.
В свою очередь медиа-фасады не имеют четкой градации на разновидности. Различие заключается в выборе технологии дисплея (его разрешающей способности), полупрозрачности здания (солнечный свет, попадает в окна всё меньше и меньше, при увеличении плотности конструкций медиа-фасада), энергопотребление (зависит от эффективности и количества источников света). В совокупности данные характеристики должны давать оптимум между экономическим и эстетическим эффектами при подборе медиа-фасада.
Ежедневно мы узнаем огромное количество информации по средствам рекламы. Медиа-фасады широко внедряют с этой целью. СМИ, различного рода плакаты и стенды – все это метод донести до потребителя информацию. В основном рекламируется косметика, одежда и др. товары общего потребления. Однако практикуется реклама мероприятий, выставок, акций, новостей турбизнеса и т.д. Между тем маркетологи прибегают к рекламе на огромных площадях: фасадах зданий. Прогуливаясь мимо красочного и нового объекта, подсознательно акцентируешь на нем внимание и запоминаешь считанную информацию. Будешь делиться ей со знакомыми и тем самым служить источником распространения.
Продолжая тему рекламы, стоит выделить смежное с медиа-архитектурой понятие Digital Signage, которое можно встретить как «световая вывеска», видеореклама на мониторах. Это весьма популярный и доступный метод, однако, при творческом совмещении светодиодных поверхностей медиа-фасадов, а так же световых вывесок и витрин можно добиться уникальных решений и завлечь посетителей.
Уличные поверхности отличаются большими размерами, а светодиодные решения сами по себе ярче и контрастнее чем световые вывески, что более важно именно в уличных условиях для обеспечения контакта с аудиторией. Внедрение же мониторов, позволяет получать четкую и единую картину на определенной площади.
Таким образом, строительство мадиа-фасадов на улицах Минска и др. городов, актуальное решение по преображению города, распространению информации и способ привлечения людей в определенные места.
Литература
1. Электронный ресурс ]]>]]>]]>http://sensingarchitecture.com]]> - Дата доступа: 10.07.2012
2. Электронный ресурс ]]>]]>]]>http://www.interactivearchitecture.org]]> - Дата доступа: 10.07.2012
3. Электронный ресурс ]]>]]>]]>http://lightonline.ru]]> - Дата доступа: 10.07.2012
4 Электронный ресурс ]]>]]>]]>http://www.screens.ru]]> - Дата доступа: 10.07.2012
5. Электронный ресурс ]]>]]>]]>http://www.skyvision.by]]> - Дата доступа: 10.07.2012
6. Электронный ресурс ]]>http://ais.by -]]> Дата доступа: 10.07.2012