Не постесняюсь показаться банальной – я очень люблю Минск, особенно периода 1950-х годов. Детские впечатления, старые фотографии студенческой молодости родителей, гуляющих по Ленинскому проспекту (излюбленное место встреч), в известной мере сформировали эти вкусовые пристрастия, и думаю, не только у меня.
Поэтому, когда волею судеб в руки попадает работа с объектами этого времени, мучает мысль – самовыражаясь, не навредить (как говорят врачи). Насколько это получается?..
В таких сомнениях начиналась работа над проектом реконструкции сквера, прилегающего к зданию Национального академического Большого театра оперы и балета.
В то время объект целиком находился в институте “Белгоспроект”, поскольку творческим коллективом под руководством А.А. Шабалина велась работа над реконструкцией самого театра. Была сделана, на мой взгляд, удачная концепция реконструкции сквера. Но со сменой заказчика на благоустройство общегородских территорий разработку этого проекта поручили институту “Минскпроект”, чему я, не скрою, была безмерно рада.
Первая заповедь архитектора-ландшафтника, чтобы почувствовать пространство и масштаб, – идти на место и смотреть, смотреть, смотреть… Надо сказать, зрелище представилось унылое. Сквер своей загущенностью больше напоминал лес, где прекрасно чувствовало себя воронье, гнездившееся повсюду, и очень неуютно прохожие, пробегавшие транзитом. Сырость, потрескавшиеся тротуары, покосившиеся невыразительные светильники… Трава в сквере без солнца давно уже перестала расти… Только одинокий Максим Богданович на фоне театра задумчиво смотрел на все это, не имея никакого отношения ни к оперному, ни к балетному искусству.
Тем не менее запроектированная И. Лангбардом классическая планировочная структура сквера по-прежнему ясно читалась, что, безусловно, следовало бережно сохранить. А сам театр оперы и балета – драгоценная жемчужина – просто требовал достойной столичной оправы.
Поднимая эскизы И. Лангбарда, становилось понятно, какое огромное значение он придавал центральной аллее, широко раскрывающей здание театра. С течением времени высаженный дополнительный ряд деревьев существенно заузил ее. И все-таки, не имея планировочной городской перспективы и каких-либо элементов притяжения, аллея создавала впечатление безлюдного, бесполезного пространства. Предстояло наполнить его предвкушением того праздника, коим всегда является театральное действо.
Ядром композиции задуман был светодинамический фонтан, образ которого отрабатывался во множестве вариантов: от достаточно сложного, с центральным цветником, к простому и самому реальному. Мощные гейзерные струи центральной чаши фонтана, расположенные ярусами по высоте, в виде праздничного торта, должны были вторить архитектуре здания, а заполняющийся по семи каскадам лоток с плавно переливающейся водой в одном уровне с мощением создавал то дивное озеро, в котором отражался театр во всем своем великолепии. Роскошные гранитные балюстрады с классическими колоннами-светильниками должны были окаймлять центральную аллею и площадь, организуя некие пространства, напоминающие театральные ложи со скамьями. В вечернее время сияющий огнями фонтан буйством водной стихии должен был исполнить свою незабываемую увертюру.
Немалая роль в этом спектакле была отведена и диагональным аллеям, получившим свои названия: аллея Оперы и аллея Балета. Обрамленные полированным гранитом с пышным центральным озеленением и освещением, они должны были придать важность и торжественность происходящему. Тем более что на аллее Балета уже закружились в изящном танце три балеринки (автор – скульптор Сергей Гумилевский), а на аллее Оперы только что величественно сошла с театральной лестницы примадонна работы скульптора Константина Селиханова и сосредоточенно замерла в ожидании музыкальной прелюдии.
Далее осуществлялись следующие мероприятия:
- подлежало полной реконструкции чугунное ограждение сквера. Проектом решено было восстановить его в обязательном порядке, поскольку сквер является частью зеленого ансамбля скверов им. Я. Купалы и М. Казея. Входы обозначились гранитными столбиками с неизменными “минскими” шарами;
- заменено мощение территории сквера на плиточное с гранитными элементами, подчеркивающими планировочную структуру. Безумно жаль было утраченного клинкерного кирпича на главной площади, который не удалось использовать повторно;
- санация зеленых насаждений должна была придать скверу прозрачность и лиричность;
- появились дополнительные транзитные пешеходные пути с милыми площадками отдыха;
- все детали малых архитектурных форм стилистически должны были создать единый ансамбль.
Тяжело решалась судьба памятника Максиму Богдановичу, много было споров и сомнений. И тем не менее он занял свое достойное место на уютной площади вдоль улицы, названной его именем. Фоном памятнику стало бескрайнее небо с шумящей листвой, что так сродни творчеству поэта. Мне кажется, что к его подножию сегодня приносят еще больше цветов, чем прежде.
Не знаю, сколько можно было бы рассказывать об этой работе, которая более полугода велась в составе прекрасного творческого коллектива, но, наверное, достаточно. К тому же в громадном комплексе работ по реконструкции Большого театра оперы и балета она не кажется такой уж значимой…
Однако кто сказал, что театр начинается с вешалки? По моему глубокому убеждению, театр начинается со сквера, который непременно получит название “Театральный”. Пожалуйте на премьеру!