Вы здесь

Индивидуальность против интерстиля

На триеннале “INTERARCH-2009” Специальным дипломом Международной академии архитектуры (МО, евразийский регион) был отмечен проект 25-этажного офисно-делового центра в г. Минске (авторы – архит. В. Аладов и О. Волович).

Чем же отличался этот проект от подавляющего большинства представленных работ и почему он вызвал повышенный интерес посетителей выставки?

Уже не один десяток лет в мировой архитектуре царствует “интернациональный стиль”, основанный якобы (почему “якобы”, скажем ниже) на рационализме, отрицании “украшательства” (ах, как это напоминает времена “ликвидации архитектурных излишеств”!), со своими давно “назначенными” классиками “правилами”, отступление от которых западными архитекторами, принявшими на себя роль главных “оценщиков” современной архитектуры, считается просто ересью.

Действительно, трудно сегодня увидеть в этом “интернационале”, чем отличаются одни европейские города от других – американских или азиатских.

И поэтому то на одной, то на другой конференции, посвященной проблемам архитектуры, появляются мысли о том, что эстетика минимализма сошла на нет.

Да, она была эффектна после эпохи модерна и так называемой эклектики, но сейчас потуги найти что-то новое на основании этого направления напоминают высасывание из пальца какой-нибудь идейки – редко-редко появляется действительно уникальная с точки зрения искусства архитектура.

Да и рационализм исчезает. Ведь уже всем понятно, что давно пора уйти от кубиков, перпендикуляров и бесконечных остекленных плоскостей.

И вот дома начинают извиваться, громоздиться бесформенными глыбами, приобретать фантастические или подражающие каким-либо натурально существующим знаковым предметам формы.

Вообще-то это все, конечно, забавно и даже диковинно, а главное – уже объявлено шедеврами, и, чтобы не отстать от моды, западные архитекторы практически соревнуются, кто сделает проект дома, больше других не похожего на дом. В общем, девиз – как в старые добрые времена в авиации: “Выше всех, дальше всех, быстрее всех”. Что и хорошо. В техническом, технологическом плане, конечно. Однако золотое сечение никто не отменял.

Кое-кто из наших зодчих тоже боится отстать от западных собратьев и спешит стать “интернационалистом”, а по сути, лишить Беларусь национальных черт. Ну что ж, каждому свое.

Вот только почему-то в этой их Европе, в Париже и Амстердаме туристы интересуются Лувром или историческим центром, а в Минске – застройкой 1950-х
годов. Может, потому что она старая?

Да нет, просто она уникальна. Она присуща только этим городам, этим странам.

Так куда же идти архитектору? Ну, построил дом высотой в километр – это такие будут города?

Или дома, наклонившиеся под углом 45 градусов. Или еще что-то подобное. Сложно? Безусловно. Красиво? Не всегда, скажем осторожно.

Или, может, понятие красоты уже уничтожено? Да нет же.

Этим и вызвал интерес наш проект – дом просто красивый. Люди подходили и говорили: “Какой красивый дом!”.

Хотя, пожалуй, не так уж “просто”. Тысячи лет архитектура эволюционировала, развивая традиции, базируясь на вечных принципах гармонии, масштабов, пропорций, сохранении объемов и стилей.

И мы попытались соединить возможности новейших технологий и материалов с продолжением традиций тысячелетней истории архитектуры, с неизменными законами красоты, которым сегодняшняя наука, вплоть до медицины, дает убедительные обоснования.

Конструктивизм хотя и прокламировал уход от “всего, что было сделано”, практически вернулся к традициям второго тысячелетия.

Мы попробовали соединить два последних стиля двадцатого века – модерн и конструктивизм с его разновидностями, соединить красоту и рационализм.

На основе четкой современной конструктивной системы, со всеми веками сложившимися принципами тектоники, с применением приемов хай-тека мы внесли в композицию современное понимание эстетики модерна – стиля плавных линий и растительных мотивов, который хотя и был тоже интернациональным, но в каждой конкретной стране получил свое, национальное воплощение.

Так что это за стиль такой получился?

Не хай-тек. Не модернизм. И не модерн. Не модное стремление всех удивить тем, что дом, несмотря на то что вроде бы должен упасть, – стоит.

Мы такое архитектурное направление назвали для себя “неомодерн”.

Он прост в конструкциях. Легок в возведении. И красив. Как Витрувий прописал.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Мядельщина. Никакими словами не передать величие и красоту этого прекрасного уголка белорусской земли, воистину края голубых озер. Живописные берега...