Почему-то существует стойкое мнение, что реконструкция города связана с деятельностью узкой группы людей, занимающихся историческими центрами городов. Как только слышим термин “реконструкция”, тут же всплывает слово “нельзя”, и далее что-то сухое, еле живое, узкопрофессиональное.
Думается, что это заблуждение. Город, родившись однажды, постоянно реконструируется. Все, что строится в городе, является его реконструкцией.
Другое дело — чувствуем ли мы, что творим? Является ли каждое новое здание элементом целостного организма города или это свободный набор зданий, которые вынуждены объединяться в систему? Существует ли понимание генного кода города, которому нужно следовать органично?
Здесь необходимо знание о городе, знание его истории всеми участниками градостроительного процесса. И тогда есть надежда, что появится чувство города, которое приведет к успеху.
Город неизвестный. 1. Раскопки древнего Берестья.
Город с гравюры. 1. Гравюра “Осада Берестья шведами в 1657 г.”
2. Фрагмент гравюры
Сколько уже написано о городах! И все равно, когда перед тобой чистая страница и мысль витает, рождая образы Города, такого знакомого и такого далекого, совсем неизвестного и вечно нового, изменяющегося, рука непроизвольно тянется к перу, чтобы запечатлеть это на бумаге. И каждая новая статья, работа с архивами вновь и вновь воссоздают прошлое, укрепляют уверенность в будущем.
Наш город вряд ли когда-нибудь будет изучен до конца. Исторические исследования открывают новые грани его прошлого. Его генетический код продолжает свою работу и теперь, когда город стал совсем другим. Невидимые силовые линии городской Природы начертаны в пространстве, и мы, горожане, следуем им вольно или невольно.
Мы осознаем это, и город после бурных исторических событий каждый раз рождается вновь, вбирая в себя новые технические возможности, меняя свой облик.
Первое упоминание о городе находим в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях за 1019 г. под названием Берестье. Расположенный на слиянии рек Мухавца и Западного Буга, он был в стороне от основных торговых путей. Если взглянуть на карту Европы того времени сверху, мы бы увидели оживленное движение по Днепру с ярко выраженными городами-узлами. Наш город лишь слышал отголоски бурной жизни. Он терялся в тумане, он рос медленно, будучи лишь предметом споров соседних государств.
Первое рождение города связано с природными факторами. Город родился на слиянии рек — важных коммуникациях того времени.
Благодаря раскопкам, проведенным Петром Лысенко, мы узнали о структуре и образе жизни древнего поселения. В настоящее время мы можем наблюдать его в крытом раскопе в месте городского детинца.
Город неизвестный. Долгое время по материалам раскопок создавалось представление о жизни славян. Причем делались выводы о недостаточно развитой, низкой культуре проживания: скученность, неорганизованность и т.д. Однако была выдвинута гипотеза о том, что это осадное городище. Здесь собирались люди во время нашествия врага. Жили же они в посадах, примыкающих к городищу.
Эта гипотеза стала возможной благодаря анализу форм расселения славян на протяжении тысячелетия. Всегда наблюдалось тяготение к свободе, к природе независимо от сословного положения. Состоятельный человек имел дворец в городе (зимняя квартира) и усадебное поместье за городом. В настоящее время мы проживаем в панельных домах городов, летом предпочитаем дачу.
Город непредвиденный. 1. Панорама с 9-этажного жилого дома у кинотеатра “Беларусь”. 2. Дворик квартала в границах улиц Буденного, Советских Пограничников, Дзержинского, 17-го Сентября. 3. Дворик квартала в границах улиц Советской, Пушкинской, Куйбышева, Маяковского. 4. Дворик квартала в границах улиц Советской, Маяковского, Гоголя, Комсомольской.
5. Дворик квартала в границах улиц 17-го Сентября, Буденного, Ленина, Гоголя. 6. Дворик квартала в границах улиц Советской, Дзержинского, 17-го Сентября, Буденного.
Наивысшего расцвета Брест достиг с образованием Великого княжества Литовского и позже — Речи Посполитой. Перемены вдохнули в него жизнь — торговый путь прошел через город. В 1390 г. Брест первым из городов Беларуси получил магдебургское право. Все это способствовало росту его экономики. К концу XV в. здесь проживало более 5 тыс. человек. В 1569 г., после заключения унии, город становится центром воеводства, находящегося на главном торговом пути Краков–Вильно. Население увеличивается до 8 тыс. человек. В центральной части располагались здания магистрата и суда, рыночная площадь, дома зажиточных горожан, церкви и монастыри, был учрежден монетный двор, устроена типография, где в 1563 г. напечатана Брестская Библия.
Произошло так называемое второе рождение города — на транспортно-пешеходных путях — гостинцах.
Город с гравюры. Образ города этого периода предстает со старинной гравюры “Осада Берестья шведами в 1657 г.” Город обозначается в тумане шпилями монастырей, церквей, ратуши. Он похож на небольшие европейские города того времени. Видится некая жанровая картина: центральная площадь, трактир. Из трактира выходит подвыпивший горожанин, поднимает голову и вдруг... Вдруг видит над монастырем выплывающую из тумана гигантскую “голову” со 180-метровым металлическим шпилем. Горожанин вздрагивает, мотает головой. Видение будущего исчезает.
В результате разрушительных войн, сокращения торговли многие города Речи Посполитой со 2-й половины XVII в. пришли в упадок. В 1795 г. Брест отошел в состав Российского государства и стал уездным. В 1807 г. восстанавливается Варшавское герцогство, которое спустя 8 лет присоединяется к России. С этого времени начинается эпоха русского владычества, Брест — опорный пункт обороны западной границы Российской империи.
После войны 1812 г. в Бресте насчитывалось около 4 тыс. человек. А уже к 1825 г. население увеличилось до 11 тыс. В 1830 г. начинается отселение жителей города в Кобринский и Волынский форштадты и ведутся земляные работы по возведению Брест-Литовской крепости. Новый город построен за два года.
Город незнакомый. Виды города с птичьего полета.
Фото А. Качуровского
Часть города, которая сейчас считается центром, начала застраиваться с 1830 г., когда было принято решение о строительстве крепости. Первым на новых территориях возведен почтамт (по ул. Московской). Затем строились жилые дома по регулярно разработанному плану. “На горке”, где сейчас расположен ЦУМ, появились торговые ряды и Свято-Семеновская церковь (1862 г.). К этому времени застройка вдоль ул. Московской уплотнилась, образовала одну сплошную линию. На месте теперешнего сквера Пограничников и до реки Мухавец был разбит общегородской парк. Можно сказать, что новый центр города к началу XX в. полностью сформировался. Застраивался он одно-, двухэтажными домами, имел регулярную сетку улиц. Крепость же жила своей жизнью. По переписи 1860 г., в городе насчитывалось 19,3 тыс. человек.
Интенсивное каменное строительство начало вестись с 1895 г., после большого пожара, который уничтожил практически всю центральную часть нового города. Сформировался новый центр на теперешней площади Ленина, ул. Советская (тогда Полицейская). Возведены Братская церковь, синагога, костел, униатская церковь. Хотя разбивка на кварталы оставалась прежней, архитектура новой каменной застройки отличалась от прежних зданий. Дома ставились очень плотно друг к другу, создавая цельный фронт уличных фасадов. Это определило развитие зданий в глубину кварталов, в результате чего они, как правило, получали сложную конфигурацию плана.
Город непредвиденный. Мы узнаем свой город по образу улиц, которые его создают. Оживленная улица Советская, зеленая Мицкевича, поэтичная Гоголя. Город, расположенный “у лица”, сформирован, задуман, сделан. Но если мы сделаем шаг левее или правее, войдем в арки, внутрь кварталов, то откроем для себя другой мир, другой город. Этот город менее фешенебельный, но более живой, естественный. И не случайно немецких художников, приезжающих в город на плейер, в большей степени привлекают брестские дворики. Там больше жизни, правды, естественности. Они непредсказуемо поэтичны. За каждым углом, с каждой ступенькой вас ждет новый ракурс, не задуманный кем-то, а естественно сложившийся.
Город иллюзорный. 1. Проектное предложение по застройке ул. Московской на участке от ул. Пионерская до ул. Советской Конституции. Фото с макета (архит. А.А. Андреюк, Д.Г. Новик, Д.В. Гриднев). 2. Детальный план СЭЗ "Брест", район "Аэропорт". Общий вид. Фото с макета (архит. А.А. Андреюк, А.И. Ничкасов, Д.Г. Новик, В.П. Шелест, С.В. Тыцик). 3. Детальный план СЭЗ "Брест", район "Аэропорт". Деловой центр. Гостиничный комплекс. Фото с макета (архит. А.А. Андреюк, А.И. Ничкасов, Д.Г. Новик, В.П. Шелест, С.В. Тыцик). 4. Детальный план СЭЗ "Брест", район "Аэропорт". Офисное здание. Фото с макета (архит. А.А. Андреюк, А.И. Ничкасов, Д.Г. Новик, В.П. Шелест, С.В. Тыцик).
5. Проект детальной планировки Юго-Западного жилого района. Фото с макета. Вид с запада на Парковую магистраль (архит. А.А. Андреюк, А.И. Ничкасов, Д.Г. Новик, Л.Н. Смирнова, В.П. Мусиенко, А.М. Вержук, С.М. Фролов, Д.В. Гриднев, И.Н. Волоско)
Строительство железных дорог, протянувшихся из Варшавы в Москву и на Киев, вдохнуло в город новую энергию: начала активно формироваться новая градостроительная ось города — север–юг, соединяющая торговые ряды и железнодорожный вокзал. Именно этому периоду развития города мы обязаны существованием пешеходной ул. Советской. Город “потянулся” от московского тракта к вокзалу лучами параллельных улиц.
С присоединением Бреста к Польше изменилась система расселения — поле внешних тяготений. Если раньше основной путь лежал в направлении Москвы (вдоль него размещались главные объекты: почтамт, Свято-Семеновская церковь, торговые ряды), то теперь ситуация изменилась: город начал расти в сторону Граевского предместья, и вслед за этим сместился административный центр города. На теперешней площади Ленина были построены банк, здание воеводского управления, больница, костел, кирха, разбит городской парк.
Третье рождение города связано со строительством железной дороги. Он подключился к наиболее прогрессивной в то время системе коммуникаций.
Очередной всплеск в жизни Бреста пришелся на период после Великой Отечественной войны, когда он стал западным форпостом великой державы — Советского Союза. В город вкладывались государственные инвестиции. В 1960-е годы началось строительство заводов — город стал расширять свои границы. Население выросло в 5 раз. Возникли панельные предместья — микрорайоны, построенные по нормам и законам градостроительной науки великой державы. Шло интенсивное освоение новых территорий: строились жилые районы “Восток”, “Ковалево”, “Речица”, “Вулька”. Город очередной раз изменил свой облик.
Происходят изменения и в зоне исторической застройки бульвара Космонавтов, ул. Московской (от бульвара Космонавтов до Кобринского моста). Появляются многоэтажные здания по улицам Советская, Комсомольская, Крупской.
Город современный. 1. Здание облисполкома.
2. Железнодорожный вокзал. 3. Вход в мемориальный комплекс “Брестская крепость-герой”. 4. Кинотеатр “Беларусь”. 5. Благоустройство площади возле кинотеатра “Беларусь”.
6. ЦУМ, гостиница “Интурист”. 7. Драматический театр. 8. АБК завода “Газоаппарат”. 9. Спортивный комплекс “Брестский”. 10. Административное здание по бульвару Космонавтов.
11. Административное здание типографии. 13. Ледовый дворец. 14. Жилой дом по ул. Энгельса
В Брестской крепости возводится мемориальный комплекс “Брестская крепость-герой”, открытие которого состоялось 25 сентября 1971 г.
Передо мной фото города с птичьего полета. Я вижу совсем другой город. Такой родной и такой новый, необычный, большой.
Город незнакомый. Когда-то проводил интересные эксперименты. Забирался на крыши 9-этажных домов и фотографировал на слайды улицы города. Затем устраивал просмотры, играя в “угадайку”. И открывались удивительные вещи. Жители знают свой город на уровне 1-го, максимум 2-го этажа. Изменение угла зрения приводит к дезориентации в пространстве. Люди не узнают родной город.
С образованием независимой Республики Беларусь произошли изменения в управлении, организации, экономике, повлиявшие на рост, развитие и облик Бреста. Промышленный комплекс города был сориентирован на мощный всесоюзный потенциал, и его производительность снизилась. Однако в 1995 г. правительством принято решение о создании первой в республике свободной экономической зоны “Брест”. Функционировать она начала в 1997 г., имея в запасе мощный территориальный потенциал для привлечения иностранных инвестиций. СЭЗ “Брест” включает два района: “Аэропорт” и “Козловичи”.
Город иллюзорный. Архитектурный образ делового центра СЭЗ “Брест” задуман как один из форпостов нового города. Он призван, с одной стороны, продолжить традиции, а с другой — стать лучезарным всплеском, возвыситься над земляными валами как символ высокотехнологичного светлого будущего, будущего Мира, Добра и Света.
Район “Аэропорт” запроектирован в месте, где сконцентрированы все виды транспорта: аэропорт, железнодорожный грузовой двор, проектируемый Речной порт и главная автодорога страны М-1/Е-30 Брест–Минск — граница Российской Федерации.
Появилась реальная возможность вдохнуть новую жизнь в экономику города, а значит, дать возможность очередному рождению города. Четвертое рождение Бреста может состояться на основе воссоединения всех видов коммуникаций.
Возникнет ли это воссоединение? Хватит ли сил довести благостное начинание до нового качественного уровня? Покажет время. А пока в районе СЭЗ строятся новые предприятия: “Санта Бремор”, “Морфиш”, “Белс” и т.п.
Передо мной родной город. Как он вырос! Какой он разный! Такой близкий и такой таинственно-далекий. Как много надо знать, чтобы понять законы его развития. Как сильно действие генного градостроительного кода! И каждое новое знание о городе приносит новый взгляд, новое видение. Поэтому он всегда будет нов и интересен.