Вы здесь

В основе должна быть концепция

На современном этапе своего развития мировое сообщество наконец созрело до понимания того, что столетиями формируемая человечеством среда обитания некомфортна для значительной части населения. Важнейшие требования, предъявляемые к элементам этой среды, — удобство проживания и травмобезопасность — не выполняются в отношении инвалидов, малолетних детей, женщин с младенцами и беременных, пожилых людей, травмированных, которые и составляют большинство населения.
Значительная подвижка в этом направлении была сделана в развитых странах мира в период инициированного ЮНЕСКО десятилетия инвалидов (1983—1992 гг.). За это время были проведены необходимые исследования, разработаны и утверждены нормы по проектированию среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями передвижения (маломобильных групп населения), а также осуществлены практические мероприятия по адаптации ее элементов.

 


Белорусская столица включилась в этот процесс на десятилетие позже в рамках реализации государственных программ по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, которые были приняты на основе законов Республики Беларусь “О социальной защите инвалидов” (1991 г.) и “О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов (1994 г.). Для решения этой комплексной проблемы перед органами по управлению архитектурной и градостроительной деятельностью г. Минска была поставлена задача координации формирования так называемой безбарьерной среды с тем, чтобы уменьшить физические трудности и моральные страдания маломобильных групп минчан, чтобы и они имели доступ к социальной инфраструктуре и рабочим местам, просто к замечательным местам нашего города. В этой связи нормативные документы и рекомендации по проектированию разработаны с ориентацией на инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Расчет таков: что хорошо для инвалидов, хорошо и для остальных.
Опыт работы по созданию безбарьерной среды в Минске показал ее реальную проблематику. Остановлюсь на двух аспектах.
Во-первых, практическая реализация положений общегосударственных программ потребовала разработки и целевой городской программы, которая была принята решением Мингорисполкома в 1998 г. и в 2002-м продлена на период до 2005 г. под названием “Мероприятия по созданию безбарьерной среды на территории г. Минска для инвалидов и физически ослабленных лиц”. Это адресная программа поэтапного переоборудования городских объектов обслуживания населения исходя из потребностей маломобильных групп.
К сожалению, она реализуется не в полном объеме, и на то есть много объективных и субъективных причин. Однако можно с удовлетворением сказать, что разработка и мониторинг реализации “Мероприятий...” приносит конкретные положительные результаты. Так, увеличилось и продолжает расти число ранее возведенных зданий и сооружений, которые целевым образом оборудуются и благодаря этому становятся доступными для инвалидов-колясочников. Прежде всего, это здания и помещения служб и организаций городского исполнительного комитета, районных администраций. А вот адаптация крупных городских спортивных и зрелищных объектов некоммунальной собственности задерживается, поскольку для нее нет требуемого целевого финансирования из республиканского бюджета.
Несмотря на это, наши стремления и конкретный опыт одобрены Республиканским межведомственным Советом по проблемам инвалидов, который распространил его на все регионы республики.
Второе направление работы — наличие и выполнение необходимых нормативных требований по безбарьерной среде при новом строительстве или реконструкции (модернизации) зданий и сооружений. Наряду с констатацией положительных результатов необходимо отметить, что на практике мы нередко имеем неудовлетворительные результаты: намеченные мероприятия не реализуются или осуществляются некачественно. Это происходит по ряду причин, в том числе в силу недостаточно эффективного государственного контроля и механизма ответственности, а также слабой нормативной базы проектирования.
В целом практика работы по формированию безбарьерной среды показывает, что только на региональном или городском уровне невозможно решить сложный комплекс проблем, связанных с эффективной реализацией государственной политики по созданию безбарьерной среды. Поэтому Мингорисполком в 2000 г. обратился в Республиканский межведомственный Совет по проблемам инвалидов с инициативой и обоснованием разработки государственной концепции по формированию среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями передвижения. Без наличия такой концепции, которая не только определила бы общие и локальные, первоочередные и долгосрочные, ведомственные и межведомственные цели и задачи, но и сформировала и инициировала принятие государственных программ, все мероприятия не дадут должного эффекта. Это поняли, например, в Российской Федерации, где выполняется целевая государственная программа “Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности”.
И нам, если мы всерьез думаем о создании безбарьерной среды, нужна подобная продуманная и перспективная концепция, на основе которой будут осуществляться государственные программы, а само государство обеспечит развитие нормативно-правовой и нормативно-технической базы, целевое финансирование, эффективный контроль за выполнением нормативных требований и ответственность за его качество.
Вот тогда о безбарьерной среде можно будет говорить не только в будущем, но и в настоящем и прошлом времени.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...