В последние годы в Беларуси отмечается резкий рост участников строительного процесса, увеличиваются объемы производства. Проблема повышения эффективности и качества строительства в этой ситуации становится особенно актуальной и во многом зависит от уровня выполняемых строительно-монтажных работ, процессов их контроля в ходе возведения зданий и их приемки. Поэтому в современных условиях она должна решаться комплексно и системно, охватывая все этапы инвестиционного процесса — от замысла строительства объекта до ввода его в эксплуатацию. В конечном итоге — это рост объемов реализации и рентабельности капитала, престиж фирмы и ее конкурентоспособность.
Введение сертификации работ и услуг в строительстве продиктовано еще и тем, что Республика Беларусь вовлечена в мировой процесс производства, в котором основными регулирующими процедурами являются стандартизация и техническое нормирование, оценка соответствия и единство измерений. Приведение их к требованиям международных организаций — одно из основных условий, необходимых для вступления страны в ВТО. Существующие у нас в данный момент методы регулирования деятельности организаций, в частности лицензирование, будут в дальнейшем заменяться на такие формы подтверждения соответствия, как сертификация и декларация поставщика.
Сертификация, согласно закону Республики Беларусь “Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации”, трактуется как форма подтверждения соответствия, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации.
Первым шагом по сертификации работ и услуг в строительстве стало введение с 01.07.2005 г. СТБ П.5.3.13-2004 “Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ и услуг в строительстве. Основные положения и порядок проведения”. Ее основными целями, согласно данному стандарту, являются обеспечение безопасных для жизни, здоровья и имущества граждан, а также окружающей среды условий строительства и эксплуатации зданий и сооружений; подтверждение соответствия работ и процессов их выполнения установленным требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Хочу отметить, что сертификация в настоящее время не подменяет лицензирование. Лицензия подтверждает право на осуществление определенного вида строительно-монтажных работ, а сертификация подтверждает, что фирма выполняет их согласно требованиям нормативных документов.
На сегодняшний день сертификация услуг в строительстве является добровольной. Кроме того, наличие у предприятий сертифицированной системы менеджмента качества предусматривает прохождение данной процедуры по упрощенной схеме.
РУП “Стройтехнорм” первым в стране создал орган по сертификации работ (услуг) в строительстве и провел его аккредитацию в Госстандарте (аттестат аккредитации BY/112 01.2.0.0053 от 6.06.2005 г.). Он укомплектован экспертами-аудиторами, по каждому из видов работ (услуг) заключены соглашения с техническими экспертами, обладающими знаниями и большим практическим опытом в оценке их качества.
Процедура сертификации включает следующие этапы:
– подача заявки и предоставление исходной информации (документов) о выполняемых работах;
– экспертиза представленных на сертификацию документов, идентификация работы;
– принятие решения по заявке, выбор схемы сертификации и назначение экспертов-аудиторов (формирование комиссии) по подтверждению соответствия работ;
– проверка работ;
– рассмотрение и анализ ее результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (далее – сертификат);
– регистрация и выдача сертификата и заключение соглашения по сертификации;
– инспекционный контроль за сертифицированными работами.
Оценка соответствия работ и услуг в строительстве производится на нескольких уровнях. В первую очередь, это оценка исполнителей — проверка кадрового состава и его соответствие требованиям технологической документации, сведениям о квалификации, знаниям нормативно-технической и технологической документации на выполняемые работы, наличию опыта в области выполнения сертифицируемых работ и услуг.
Оценка процессов выполнения работ предусматривает проверку наличия и состояния нормативно-технической, технологической и производственной документации, технических средств, необходимых для выполнения работ, и системы контроля их качества, договоров с субподрядчиками на осуществление отдельных видов работ и процедуры оценки их деятельности.
Контроль качества выполняемых работ предполагает обязательное наличие на предприятии структурного подразделения, аттестованного в соответствии с требованиями РДС 1.02.09 или аккредитованного в соответствии с требованиями СТБ 941.2 и СТБ ИСО/МЭК 17025, и включает оценку уровня организации входного и приемочного контроля, согласно СТБ 1306, и стабильности результатов осуществляемых строительных работ.
Однако выдача сертификата соответствия не является окончанием всей процедуры, поскольку помимо этого организация ежегодно подвергается инспекционному контролю для подтверждения соответствия выполняемых работ требованиям, установленным в ТНПА.
Приостановление или отмена действия сертификата и соглашения по сертификации проводятся при установлении фактов несоблюдения требований и правил Национальной системы подтверждения соответствия или поступлении от органов государственного строительного надзора информации об отрицательных результатах проверки качества сертифицированных работ. При этом организации дается “последний шанс” — 3 месяца для устранения несоответствий. Если по истечении данного срока корректирующие мероприятия не проведены, орган по сертификации принимает решение об отмене действия сертификата и аннулировании соглашения по сертификации.
Сертификация работ и услуг в строительстве требует введения на предприятии высокоэффективных систем обеспечения качества, что является неотъемлемой составной частью современной организации производства.
Наличие сертификата соответствия на выполняемые работы и услуги позволит белорусским строительным организациям вести конкурентоспособную борьбу с иностранными строительными фирмами, реализующими подряды на строительные работы в нашей стране, а также получать соответствующие тендерные предложения.