Полноценная среда обитания человека невозможна без развитой системы отдыха и оздоровления. Она включает озелененные пространства вблизи жилища, городские и загородные парки, зоны отдыха, учреждения санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма. Для жителей Беларуси это особенно важно, так как Чернобыльская катастрофа поставила под угрозу здоровье детей и взрослых, проживающих или проживавших на радиоактивно загрязненных территориях. В этой связи санаторное лечение, отдых и туризм в отпускной и каникулярный период становятся важнейшим средством восстановления и укрепления здоровья каждого жителя нашей страны.
Эффективность градостроительной организации рекреационных территорий обеспечивается:
- возможностью пространственного развития рекреационных территориальных образований;
- гибкостью и вариабельностью градостроительных решений;
- минимизацией затрат времени на доступность рекреационных территорий;
- разнообразием условий рекреации;
- соответствием рекреационных функций природно-ландшафтным особенностям территории;
- экологически обоснованными масштабами рекреационного освоения, не допускающими нарушения природных ценностей.
Соотношение рекреационных потребностей и ресурсов. Определение потребности в рекреационных ресурсах основывается на прогнозах развития рекреационной деятельности населения. Прогнозирование рекреационных процессов носит вероятностный характер, поскольку рекреационные потребности динамичны и преобразуются под влиянием социальных, экономических, экологических условий.
Тем не менее, расчетное единовременное количество длительно отдыхающего в Беларуси населения составит на перспективу около 1,5 млн человек, а расчетная потребность в территориях для организации длительного отдыха и оздоровления населения Беларуси — 0,9 —1,3 млн га.
Потребность в территориях для кратковременного загородного отдыха определяется исходя из количества жителей, выезжающих в выходные и праздничные дни на отдых из городских и сельских поселений. Основой для таких расчетов служат результаты социологических исследований, анализ занятости населения на производстве и структуры свободного времени. Например, как показывают результаты исследований, на отдых за город в летние выходные дни из крупных и крупнейших городов выезжает до 35%, из малых – до 15% населения. Потребность в территориях кратковременного загородного отдыха для жителей сельских поселений относительно невелика и может быть оценена в пределах 5% от общей численности сельского населения.
Суммарная перспективная потребность в территориях длительной загородной рекреации в целом по стране составляет порядка 1 млн га, примерно такая же площадь территорий необходима для кратковременной загородной рекреации.
Взаимосвязанное размещение и развитие городов и рекреационных территорий. Наряду с определением общей потребности в рекреационных территориях важное значение имеет и локализация рекреационных ресурсов в системах расселения. Более того, возможности использования имеющегося ресурсного потенциала ограничены рамками допустимых затрат времени на посещение мест отдыха. То есть обеспеченность рекреационными территориями должна оцениваться с учетом условий их доступности.
Проведенные укрупненные расчеты позволили выявить поселения с дефицитом и избытком ресурсов для организации отдыха населения. Дефицит рекреационных ресурсов и низкие показатели ресурсной обеспеченности наблюдаются в зоне 1-часовой транспортной доступности от крупных и крупнейших городов ввиду высокой потребности населения в рекреационных территориях (Минск, Брест, Гродно, Витебск), а также ряда больших и средних городов (Слуцк, Солигорск, Пинск, Орша) в связи с высокой сельскохозяйственной освоенностью пригородных территорий. Наиболее сложное положение у жителей городов, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы (Гомель, Могилев, Мозырь, Жлобин, Пинск, Кричев, Житковичи и др.).
В условиях, когда основными потребителями пригородных рекреационных ресурсов являются жители больших городов, целесообразно выделять определенную часть городского бюджета на содержание и благоустройство рекреационных территорий, организацию транспортного обслуживания, поддержание правопорядка, противопожарной безопасности, медицинского обслуживания горожан в местах отдыха. Решать эти задачи под силу большим городам, в которых сосредоточен основной экономический потенциал страны.
Экологический императив. Ведущим принципом градостроительной организации рекреационных территорий Беларуси является принцип экологического развития, который направлен одновременно на обеспечение экологической устойчивости рекреационных территорий и использование их для поддержания экологического равновесия среды. Формирование и развитие рекреационных территорий связано со строительством зданий и сооружений для размещения и обслуживания отдыхающих, прокладкой дорог, инженерно-технических коммуникаций. Это приводит к значительным изменениям в природных экосистемах, трансформации природных ландшафтов в антропогенные. При этом должно быть обеспечено сохранение природного достояния.
Перспектива. Разработанные предложения по совершенствованию градостроительной организации рекреационных территорий Беларуси предусматривают формирование иерархически соподчиненных территориальных рекреационных систем национального, регионального и местного значения.
На разных иерархических уровнях различны целевые установки, приоритеты и условия оптимизации рекреационных территориальных образований. На уровне страны наиболее важно ранжирование по ценности рекреационных ресурсов, установление режимов, обеспечивающих охрану и рациональное использование наиболее ценных рекреационных территорий. На уровне регионов приоритетно обеспечение баланса ресурсов и потребностей населения региона в местах длительного и кратковременного отдыха. На уровне отдельных поселений наиболее важно создание мест массового отдыха жителей вблизи мест их проживания. Соответственно ведется формирование территориальных рекреационных систем национального, регионального и местного значения.
Территориальная рекреационная система национального значения, формируемая на основе наиболее ценных курортно-рекреационных и туристских ресурсов страны, предназначена для организации длительного отдыха населения в период отпусков и каникул, развития познавательного, спортивно-оздоровительного и экологического туризма. В процессе развития она претерпела существенные изменения. В настоящее время площадь рекреационных территорий национального (республиканского) значения существенно уменьшилась в результате их радиоактивного загрязнения (около 100 тыс. га), а также создания национальных парков на основе курортов и зон отдыха республиканского значения.
Ограничением развития рекреационной системы национального значения являются зоны интенсивного антропогенного воздействия, так как при этом проблематично сохранить имеющиеся природные ценности. Поэтому выделение рекреационных территорий национального значения следует вести за пределами зон 1–1,5-часовой транспортной доступности от больших городов. Площадь потенциальных рекреационных территорий национального значения составляет около 0,7 млн га.
Учитывая существенные различия требований к организации отдыха, санаторно-курортного лечения и туризма, целесообразно выделение в составе территориальной рекреационной системы национального значения трех подсистем: санаторно-курортного лечения, оздоровительного отдыха и туризма.
Подсистема санаторно-курортного лечения формируется на основе природных курортологических ресурсов — лечебных минеральных вод, торфогрязей, сапропелей. Учитывая возросшую потребность в оздоровлении жителей радиоактивно загрязненных районов, сеть курортов национального значения должна быть расширена. Основным резервом для ее развития является Витебская область, Белорусское Поозерье. Санаторно-курортное лечение может быть организовано на базе источников лечебных минеральных вод в районе Островна, Браслава, на базе лечебных торфогрязей и сапропелей в пределах курортно-рекреационных зон Туровля, Озерная, Браслав, Девинское, Ушачи, Улла.
Подсистема оздоровительного отдыха формируется на основе природных комплексов. Увеличение площади рекреационных территорий национального ранга возможно за счет еще не используемых для этого природных ресурсов (Белорусскоое Поозерье, другие экологически чистые районы в пределах формируемых трансграничных и национальных охраняемых природных территориальных образований), а также за счет перевода части существующих рекреационных зон местного значения в национальный ранг.
При формировании и развитии территориальной рекреационной системы национального значения следует учитывать необходимость организации оздоровления и отдыха в экологически чистой природной среде жителей радиоактивно загрязненных районов. Потребность в курортно-рекреационных учреждениях для оздоровления и длительного отдыха жителей радиоактивно загрязненных районов в настоящее время в полном объеме не обеспечивается. В соответствии с расчетами для оздоровления детей и взрослого населения радиоактивно загрязненных районов необходимо дополнительно порядка 0,2 млн га рекреационных территорий.
Подсистема туризма формируется на основе как природных, так и историко-культурных ресурсов. Для развития экологического туризма предлагается наряду с использованием существующих национальных парков «Беловежская пуща», «Браславский», «Припятский», «Нарочанский» создать новые – «Белая Русь» («Логойский»), «Свислочско-Березинский», «Суражский».
Для развития познавательного туризма предусматривается создать сеть туристских центров на основе исторических городов с богатым историко-культурным наследием. Это перспективные центры туризма международного значения – Минск, Гродно, Брест, Полоцк, Несвиж, Мир, Новогрудок, Слоним; национального значения – Витебск, Могилев, Гомель, Лида, Орша, Бобруйск, Заславль, Мстиславль, Логойск, Кобрин, Ружаны, Шклов, Поставы, Жировичи, Гольшаны, Волковыск, Будслав.
Территориальные рекреационные системы регионального значения. Потребность в формировании территориальных рекреационных систем регионального значения обусловлена зонами влияния больших городов, региональных центров с большой потребностью в территориях загородного отдыха. Формирование таких систем (с учетом местоположения и численности населения всего региона), следовательно, направлено на удовлетворение потребностей в длительном и кратковременном загородном отдыхе с ночлегом вблизи мест постоянного проживания. Это отдых детей в оздоровительных комплексах, регулярно навещаемых родителями в выходные дни, отдых в рекреационных учреждениях, используемых для кратковременного с ночлегом и длительного загородного отдыха.
В Беларуси предусматривается создание региональных систем расселения на основе больших городов (более 100 тыс. жителей) – Минска, Бреста, Гродно, Витебска, Могилева, Гомеля, Бобруйска, Барановичей, Мозыря, Пинска, Лиды, Молодечно, Орши и «парных» городов Полоцка–Новополоцка, Борисова–Жодино, Слуцка–Солигорска.
Площадь потенциальных рекреационных территорий регионального значения составляет около 0,7 млн га. Однако реальная потребность в них рассчитывается для каждого города и системы расселения индивидуально с учетом перспективной численности населения и структуры рекреационных потоков, их частоты и интенсивности. Ближе к городам размещаются места кратковременного загородного отдыха – рекреационные леса и водоемы, летние городки и базы отдыха, садоводческие товарищества, дальше – места длительного отдыха: детские оздоровительные комплексы, пансионаты и базы отдыха и др.
Территориальные рекреационные системы местного значения предназначены для организации кратковременного отдыха населения в выходные и будние дни в поселениях и их ближайшем окружении (в зоне 0,5-часовой транспортной доступности). Их основу составляют городские и пригородные парки, лесопарки, центры отдыха и развлечений, рассчитанные на массовые посещения отдыхающих.
Площадь потенциальных загородных рекреационных территорий местного значения составляет от 0,7 до 0,9 млн га.
Формирование территориальных рекреационных систем местного значения связано с величиной поселений, особенностями градостроительных условий (этажность и плотность застройки, доля усадебной застройки, степень развитости и характер промышленности), ландшафтных условий (характер озеленения внутригородских и пригородных территорий, наличие и характер водоемов, рельеф, микроклиматические особенности).
Размещение и развитие пригородных рекреационных территорий должно осуществляться взаимоувязанно с формированием и развитием зеленых зон городов (они комплексно выполняют рекреационные, средорегулирующие, защитные функции), и вестись преимущественно на основе существующих лесов и водоемов, предусматривая их укрупнение. Оптимальная величина зоны формирования пригородных ландшафтно-рекреационных территорий для малых городов составляет 1—5 км, для больших и средних городов — 5—10 км, для крупных и крупнейших городов — 20—25 км.
Планировочная организация пригородных территориальных рекреационных систем местного значения усложняется с ростом городов и увеличением потребности в рекреационных территориях. В окружении малого города достаточно создание одной зоны отдыха. В окружении большого или среднего города создается несколько зон отдыха. В окружении крупных и крупнейших городов требуется создание развитых систем рекреационных территорий и объектов.