12 апреля исполняется 100 лет со дня рождения крупного белорусского советского архитектора А. Брегмана. Биография творческой личности — это в большой степени биография его работ. За свою недолгую жизнь в архитектуре, прерванную войной и оборвавшуюся на взлете, он сумел создать свой гармоничный мир. Построенные им за несколько предвоенных лет и первое послевоенное десятилетие более двух десятков зданий в центре Минска стали органической частью застройки центра белорусской столицы.
На каждом творце лежит отблеск времени. А. Брегман работал в один из переломных этапов отечественной истории, и она отразилась в его судьбе и творчестве. Сын печника из полесского городка юношей уехал в Москву, работал, учился в художественной студии АХР, на рабфаке, окончил Московский архитектурный институт. В 1936 г. был направлен в Минск (архитектор, начальник АПУ). Здесь до войны им построены здания Института физкультуры (совместно с А. Воиновым и В. Муравьевым), жилой дом МТЗ на углу ул. Советской и Долгобродской, в Могилеве – гостиница и жилой дом СНК БССР (совместно с А. Воиновым). В 1937—1941 гг. он — председатель Союза архитекторов Белоруссии, бессменный член правления СА.
В первые дни войны А. Брегман призван в армию. После освобождения Минска направлен на работы по восстановлению города. Здесь он проработал до своей безвременной смерти в 1958 г., прямо за рабочим столом АКМ Белгоспроекта, которой руководил.
А. Брегман удивительно быстро созрел как серьезный, профессиональный архитектор. Как бы предчувствуя свой ранний уход, торопился сделать как можно больше, работал на износ, преподавал, участвовал в конкурсах — в их числе всесоюзный конкурс на застройку Центральной площади в Минске (1954 г.). Среди неосуществленных проектов – два 116- квартирных дома на Привокзальной площади в Минске (совместно с В. Вараксиным, 1940—1941 гг.), гостиница “Европа” (1946 г.), стадион “Динамо” (1940 г.).
Он принадлежал к поколению мечтателей и делателей, поколению строителей, воспитанных в духе служения Отечеству, гражданского назначения профессии. Горение, внутреннее нетерпение, поразительная самоотдача сочетались с внешней сдержанностью, спокойствием, уравновешенностью стилистики его архитектуры, будь то застройка улиц К. Маркса, Энгельса, Ленина или комплекс коттеджей по ул. Фрунзе. При всей стилистической общности с застройкой главного проспекта столицы архитектура этих зданий имеет свой индивидуальный характер. В ней логика продолжения, преемственности, диалога — то, что придает целостность застройке, что создает архитектурную среду. Может быть, потому они и востребованы сегодня, что в них есть то, что отличает руку мастера.
Лучшему из созданного в 1940—1950-е гг. суждено было найти второе дыхание. Так, обрело другую жизнь многое из построенного в эти годы: Академия управления при Президенте РБ по ул. К. Маркса, Малая сцена Национального театра по ул. Энгельса, здание Национального банка по ул. Ленина, реконструкция которого выполнена с большим уважением к авторскому замыслу.
Тем досадней видеть, как наслоения последних лет искажают даже то, что признано памятниками истории и культуры. Такова остекленная пристройка чуждой формы к зданию Института физкультуры. Крайне неудачна покраска в кричащие цвета здания на углу улиц К. Маркса и Ленина, искусственно вырвавшее его из контекста застройки, разрушившая ее композиционное единство. Хочется верить, что нанесенный урон временный, и мы увидим наследие зодчего в неискаженном виде.
Человек щедрой души и бескорыстия, внутреннего благородства, он всегда был готов прийти на помощь, как бы трудно ни было самому. А трудно было всегда. Из этого таланта доброты и желания сделать жизнь лучше и рождался мир его архитектуры.
“Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех” — эти слова поэта могут быть отнесены к судьбе архитектора Аркадия Брегмана.