Не только хлебом насущным жив человек, ему хочется зрелищ, да и сам он не прочь в них поучаствовать.
Любой из залов для проведения культурномассовых мероприятий должен соответствовать своему функциональному назначению, чтобы каждый из нас одинаково хорошо и удобно ощущал себя в филармонии либо в оперном или драматическом театрах, в конференцзале или на спортивной арене. Не отрицая ведущей роли архитектурного решения, возьмем на себя смелость утверждать, что самым главным требованием к таким зданиям является обеспечение в них акустического комфорта.
Согласитесь, сложно да и незачем смотреть спектакль, если не слышны или непонятны слова актеров, слушать музыку или пение солистов, которые “бьют” по ушам и совсем неразборчивы, пытаться вникнуть в смысл речи выступающего, когда он чтото “сам себе” рассказывает за трибуной… Как же сделать так, чтобы наше дорогое личное время не было потрачено “не в радость себе любимому”?
Мы твердо убеждены в том, что проектирование или реконструкцию зрительных залов необходимо осуществлять только в альянсе архитектора, акустикастроителя и акустиказвуковика.
После того как определены габариты зала, акустикистроители на основании акустического расчета совместно с архитектором работают с различными факторами естественной акустики помещения – объемом, конфигурацией и внутренними поверхностями (отражающими, поглощающими, рассеивающими). Затем к ним присоединяются акустикизвуковики, в сфере ответственности которых искусственная акустика – микрофоны и усилители, линия временной задержки и системы искусственной реверберации, а также системы громкоговорителей.
При проектировании естественной акустики залов следует соблюдать основные акустические требования:
– зал должен обладать оптимальным временем реверберации, которое зависит от объема и назначения помещения. При малом времени реверберации помещение становится заглушенным, при высоком – гулким;
– иметь определенный объем на одно зрительское место: в пределах 4–5 м3 на место – в конференцзалах, аудиториях, драматических театрах; 6–8 м3 – театрах оперы и балета, концертных залах камерной музыки; 8–10 м3 – концертных залах симфонической музыки; 10–12 м3 – залах, предназначенных для хоровых и органных концертов; 4–6 м3 – залах многоцелевого назначения. При малом объеме на одно место трудно достичь оптимального времени реверберации, при большом – требуется увеличение звукопоглощающего материала;
– отношение длины зала к его средней ширине и отношение средней ширины зала к его средней высоте должно быть более 1, но не более 2, а отношение наибольшего размера в плане к высоте спортивного зала не превышать 5. При несоблюдении пропорций ухудшается диффузность звукового сигнала, появляются эхо и нежелательные запаздывания отражений звука;
– запаздывание первого интенсивного отражения звука и интервалы между последующими интенсивными отражениями должны быть 20–35 мс. Несоблюдение данного требования чревато неразборчивостью речи и пения, исчезновением четкости звучания и пространственного впечатления музыки, нарушением диффузности звукового поля зала. Оптимальное запаздывание первых интенсивных отражений достигается формой зала;
– индекс ясности в зале должен находиться в пределах от 0 до + 5дБ; индекс разборчивости речи – не ниже 0,6. Индекс разборчивости речи от 0,75 до 1 соответствует оценке “очень хорошо”, от 0,6 до 0,75 – “хорошо”, от 0,45 до 0,6 – “удовлетворительно”, от 0,3 до 0,45 – “неудовлетворительно”, 0,3 и меньше – “недопустимо”;
– ограждающие конструкции зала должны обладать достаточной звукоизолирующей способностью, снижающей проникающий шум до соответствующих требований. По опытным данным, общий уровень собственного шума слушателей, например, в театральном зале не превышает 35–45 дБА. Уровень мешающих шумов должен быть на 10 дБА ниже уровня собственного шума слушателей, то есть допустимые уровни проникающего в зал шума не могут превышать 25–35 дБА.
– выбор системы вентиляции и кондиционирования воздуха осуществляется с учетом того, что уровень шума у распределительных и заборных вентиляционных решеток должен быть не выше 20–25 дБА, а скорость воздушного потока – 3 м/с.
Акустическое проектирование специалисты БелНИИС выполняют на ЭВМ с использованием программы EASE 4.1 (Enhanced Acoustic Simulator for Engineers). Инструментальные исследования действующих объектов культурномассовых мероприятий осуществляются с помощью всенаправленного источника звука Додекаэдр D301. В его состав входят усилитель мощности с генератором белого и розового шума, устройство дистанционного управления, шумомер, ноутбук. Запись и дальнейшая обработка в лабораторных условиях полученных сигналов проводятся с помощью программного обеспечения dBBATI32 – модуль MLS, модуль критериев строительной акустики (класс 1 по МЭК 60651 и МЭК 60804).
Акустикистроители института осуществляли акустическое проектирование при строительстве и реконструкции таких объектов, как Национальная библиотека, театр оперы и балета, Национальный академический драматический театр имени М. Горького, Дом радио, Белорусская государственная филармония, Молодежный театр, Дворец детей и молодежи, ДКиТ “Нефтяник”, Витебская областная филармония, универсальный спортивный комплекс для игровых видов спорта в Бресте, ледовый дворец “Металлург”, Дворец легкой атлетики в Гомеле, спортивный комплекс “МинскАрена”, многозальный кинотеатр “Беларусь”, студия областного телевидения в Могилеве, летний амфитеатр “Славянский базар” в Витебске и др. Расчетные модели некоторых из объектов представлены на рисунках.
Однако приходится с сожалением констатировать, что в некоторых из перечисленных сооружений так и не были приняты рекомендации, разработанные специалистами в ходе акустического проектирования, порой по непонятным и необоснованным причинам. Конечно, посмотреть на построенные или реконструируемые здания для культурномассовых мероприятий однажды придут обязательно, но не ощутив внутри залов должного акустического комфорта, зритель вряд ли посетит их повторно.