Вы здесь

Об отчислениях в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства

Порядок формирования инновационных фондов (в том числе инновационного фонда, образуемого Минстройархитектуры) организациями, осуществляющими деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов, определен Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.2006 г. № 499 “О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли” (далее – Указ), вступившим в силу 1 июля 2006 г.

Во исполнение Указа Минстройархитектуры разработало и постановлением от 27.12.2006 г. № 37 утвердило Инструкцию о порядке образования инновационного фонда на 2007 г. (далее – Инструкция № 37).

Рассмотрим некоторые характерные особенности формирования данного фонда с учетом положений вышеназванных документов.

Плательщики отчислений в инновационный фонд

Указом впервые введена обязанность по уплате отчислений в инновационный фонд (ИФ), образуемый Минстройархитектуры, организациями частной формы собственности, в уставном фонде которых отсутствует доля государственной собственности, если они осуществляют деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов. До вступления в силу Указа данные субъекты хозяйствования не участвовали в формировании инновационных фондов.

Как и ранее (согласно Закону о бюджете), отчисления в инновационный фонд осуществляют организации, находящиеся в ведении Минстройархитектуры, в том числе хозяйственные общества, в отношении которых министерство уполномочено управлять принадлежащими государству долями (акциями) в их уставных фондах, действующие в сфере строительства и промышленности строительных материалов.

Таким образом, с принятием Указа основным признаком, определяющим плательщика в инновационный фонд, является не форма собственности и ведомственная подчиненность, а осуществление или неосуществление деятельности в области строительства и промышленности строительных материалов.

При отнесении организаций к осуществляющим деятельность в области строительства следует руководствоваться определением термина “строительная деятельность (строительство)”, данным в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 300–З “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь”. Для идентификации видов работ и услуг в области строительства – общегосударственным классификатором Республики Беларусь “Виды экономической деятельности” (ОКРБ 005–2001), утвержденным постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.12.2001 г. № 52, а также Классификатором видов работ и услуг в строительстве, разработанным в развитие ОКРБ 005–2001 и утвержденным приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 26.08.2004 г. № 217.

Необходимо обратить внимание на то, что плательщиками отчислений в инновационные фонды в соответствии с Указом являются не только организации, находящиеся в ведении Минстройархитектуры, и частные организации, не имеющие доли госсобственности в своих уставных фондах, но и организации, находящиеся в ведении других органов госуправления (кроме Минстройархитектуры), а также в коммунальной собственности. Данной категории предприятий размеры отчислений устанавливаются нормативными актами тех органов госуправления, к которым они относятся, или решениями исполкомов.

Таким образом, все плательщики производят отчисления в инновационные фонды исходя из ведомственной подчиненности, за исключением частных организаций без доли госсобственности, а также организаций, находящихся в ведении Федерации профсоюзов Беларуси, общественных объединений “Белорусское общество глухих”, “Белорусское товарищество инвалидов по зрению”, “Белорусское общество инвалидов” и других добровольных общественных организаций и объединений, осуществляющих деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов, которые уплачивают отчисления в ИФ Минстройархитектуры по ставкам, установленным Минстройархитектуры.

Пример 1. Строительная организация имеет в своем уставном фонде долю госсобственности в размере 20 % и находится в ведении Мингорисполкома. 80 % уставного фонда принадлежит частным лицам (работникам организации). Такая организация независимо от соотношения долей государственной и частной собственности в уставном фонде полностью производит отчисления в ИФ Мингорисполкома по ставкам, установленным решением Мингорисполкома.

Пример 2. Строительная организация (совместное предприятие) имеет в своем уставном фонде долю госсобственности в размере 90 % и находится в ведении Минстройархитектуры. 10 % уставного фонда принадлежит иностранному юридическому лицу. Такая организация производит отчисления в ИФ Минстройархитектуры по ставкам, установленным постановлением Минстройархитектуры.

Пример 3. Промышленное предприятие имеет в своем уставном фонде долю республиканской собственности в размере 50 % (Минстройархитектуры) и коммунальной собственности в размере 50 % (облисполком). Такая организация в соответствии с п. 1 подп. 1.5 Указа в полном объеме производит отчисления в ИФ Минстройархитектуры по ставкам, установленным Минстройархитектуры.

Пример 4. Промышленное предприятие имеет в своем уставном фонде долю республиканской собственности в размере 80 % (Министерство энергетики) и коммунальной собственности в размере 20 % (горисполком). Такая организация в соответствии с п. 1 подп. 1.5 Указа в полном объеме производит отчисления в ИФ горисполкома по ставкам, установленным горисполкомом.{/mostip}

Ставки отчислений

Пунктом 4 Инструкции № 37 установлены ставки отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры, при этом следует отметить, что никаких индивидуальных ставок и льгот по отчислениям в инновационный фонд для организаций не предусматривается.

Возмещение отчислений в инновационные фонды по строительным и иным работам и услугам в области строительства производится заказчиками строительства исходя из ставок, установленных для подрядных организаций и иных исполнителей, а не из ставок, установленных для заказчиков.

Пример 5. Заказчик объекта строительства находится в ведении Министерства энергетики и по своей деятельности производит отчисления в ИФ по ставке 0,25 % (ставка условная). Им заключен договор строительного подряда с подрядчиком – частной организацией, не имеющей доли госсобственности в уставном фонде. Строительство объекта финансируется из собственных средств заказчика. Для строительных работ, финансируемых не из средств республиканского или местного бюджета, Минстройархитектуры установлена ставка отчислений в размере 13,5 %. Следовательно, при формировании стоимости выполненных работ отчисления в ИФ рассчитываются подрядчиком исходя из ставки, равной 13,5 %, независимо от ставки, по которой отчисления производятся заказчиком объекта строительства по роду своей деятельности.

Пример 6. Заказчик объекта строительства (промышленное предприятие) находится в ведении Минстройархитектуры и по своей деятельности производит отчисления по ставке 4,5 %. Заказчиком заключен договор на выполнение строительных работ с подрядчиком, который находится в ведении Министерства энергетики. По строительным работам Министерством энергетики установлена ставка отчислений в размере 0,25 % (ставка условная). Следовательно, при формировании стоимости выполненных работ отчисления в ИФ рассчитываются подрядчиком исходя из ставки, равной 0,25 %, независимо от ставки отчислений, утвержденной органом госуправления, в ведении которого находится заказчик.{/mostip}

В связи с тем что на строительном рынке Беларуси работают подрядные организации, имеющие различную ведомственную подчиненность, а также частные организации без доли госсобственности в уставных фондах, то при возведении объектов с участием генподрядчика и субподрядчиков возможна ситуация, когда генподрядчик производит отчисления по одной ставке, а субподрядчик по другой. Причем колебания ставок могут быть как в большую, так и в меньшую стороны.

С целью недопущения включения генподрядчиком в стоимость выполненных работ отчислений в инновационные фонды по ставке большей, чем установлена субподрядчикам, а также в целях компенсации заказчиками отчислений в ИФ по ставкам, применяемым каждым участником строительства (в случае, если ставка генподрядчика меньше ставки субподрядчиков), Минстройархитектуры рекомендует заказчикам при подписании Справки о стоимости выполненных работ и затрат формы С3 (далее – Справка ф. 3), утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 11 апреля 2005 г. № 13, требовать у генподрядчика расшифровку стоимости работ в текущих ценах (раздел 2 Справки ф. 3) с разбивкой по исполнителям.

Пример 7. Заказчиком заключен договор на строительство объекта с подрядчиком – организацией А, которая находится в ведении Минстройархитектуры и производит отчисления по ставке 13,5 %. Договором не предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы лично, и им могут быть привлечены субподрядные организации, которые уплачивают отчисления в ИФ других органов госуправления по более низким ставкам, к примеру, субподрядчик В – по ставке 0,25 %, субподрядчик С – по ставке 4,5 %.

По окончании месяца генподрядчиком представлен заказчику на подпись акт приемки выполненных работ формы С-2 на общую их стоимость (общая “процентовка”), которая состоит из стоимости работ, выполненных непосредственно генподрядчиком, и стоимости работ, выполненных субподрядчиками. Расчет отчислений в ИФ произведен в общей “процентовке” по ставке 13,5 %. Эта же стоимость выполненных работ отражена в Справке ф. 3. В данном случае генподрядчиком завышена стоимость работ.

При составлении Справки ф. 3 генподрядчику на основании актов приемки выполненных работ следовало отразить в ней стоимость работ, выполненных собственными силами, и стоимость работ, выполненных каждым субподрядчиком в отдельности, с учетом ставок отчислений, применяемых этими организациями.{/mostip}

Основная ставка отчислений при осуществлении деятельности в области строительства составляет 13,5 % от себестоимости строительных (в том числе ремонтностроительных, реставрационновосстановительных), монтажных, специальных строительных работ, выполненных на территории Республики Беларусь, которые оформляются первичными учетными документами установленного образца. Ими являются акт сдачи­приемки выполненных работ формы С2, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 11 апреля 2005 г. № 13 (при строительстве объектов, по которым не установлена договорная (контрактная) цена), а также акт сдачи­приемки выполненных работ, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235, используемый при строительстве объектов по договорным (контрактным) ценам.

При осуществлении иных видов деятельности в области строительства (кроме строительных работ) применяется ставка 4,5 %. По этой ставке облагаются проектноизыскательские работы, услуги по техническому надзору, техническое обслуживание инженерных систем, пусконаладочные работы, услуги по аренде строительных машин и механизмов с экипажем, услуги по авторскому надзору и т.д.

В случае заключения организацией смешанного договора, предметом которого является выполнение строительных и иных работ, а также оказание услуг в области строительства, расчет отчислений производится от себестоимости каждого вида работ и услуг в отдельности по установленным ставкам.

Пример 8. Организация по договору с заказчиком выполняет работы по монтажу оборудования, пусконаладочные работы, а также техническое обслуживание системы пожарной сигнализации. Между заказчиком и организацией заключен смешанный договор.

В данном случае ставка 13,5 % применяется по отношению к работам по монтажу оборудования, 4,5 % – пусконаладочным работам и техобслуживанию.{/mostip}

При осуществлении деятельности в области строительства установлены пониженные ставки отчислений в размере 0,25 %.

Так, при выполнении работ, оказании услуг, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, применяется ставка отчислений в размере 0,25 %. Эта ставка не применяется при финансировании работ, услуг из средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, образуемых в соответствии с законодательными актами: инновационного, поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожного, содействия занятости, охраны природы, развития строительной науки и других.

В целях применения указанной пониженной ставки подрядным и иным организациям при заключении договора с заказчиком в качестве обязательного условия договора следует указывать источник (и) финансирования работ, услуг. Если на стадии заключения договора при смешанном финансировании доли источников не определены или не установлены, то в дальнейшем следует потребовать у заказчика документ об источниках финансирования работ, услуг. При неполучении такого документа применяется общая ставка в размере 13,5 или 4,5 % в зависимости от видов работ или услуг.

Пример 9. Подрядная строительная организация на основании договора с заказчиком – государственной коммерческой организацией – выполняет строительные работы, которые финансируются частично из средств республиканского бюджета и частично из собственных средств заказчика. В общем объеме финансирования доли источников распределены в размере 40 и 60 % соответственно. Себестоимость работ, выполненных собственными силами подрядной организации, составила 100,0 млн руб.

Отчисления в инновационный фонд будут произведены в следующем порядке:

100,0 х 40 % = 40,0 млн руб. – определена себестоимость работ, приходящаяся на долю бюджетного финансирования;

40,0 х 0,25 % = 0,1 млн руб. – произведены отчисления в ИФ по льготной ставке в размере 0,25 %;

100,0 – 40,0 = 60,0 млн руб. – определена себестоимость работ, приходящаяся на долю финансирования из собственных средств заказчика;

60,0 х 13,5 % = 8,1 млн руб. – произведены отчисления в ИФ по общей ставке в размере 13,5 %.

При расчете отчислений в инновационный фонд для их включения в акт приемки выполненных работ к плановой себестоимости работ, отраженной в акте приемки, также будут применены две ставки (0,25 и 13,5 %) исходя из соотношения долей источников финансирования.{/mostip}

Пониженная ставка отчислений в размере 0,25 % применяется также при производстве продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг за пределами Республики Беларусь или на экспорт, в том числе по договорам субподряда.

 

В данном случае применяется понятие экспорта, данное в Законе Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226–З “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее – Закон № 226–З). Согласно п. 9 ст. 1 Закона № 226–З, экспорт – передача резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту Республики Беларусь. Нерезидентами Республики Беларусь согласно п. 8 ст. 1 Закона № 226–З являются:

– юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;

– организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;

– дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;

– международные организации, их филиалы и представительства;

– иные организации и физические лица, перечисленные в п. 8 ст. 1 Закона № 226–З.

Пример 10. Между заказчиком – посольством иностранного государства, находящимся в Республике Беларусь, и подрядчиком – резидентом Республики Беларусь, заключен договор на выполнение строительных работ. Так как в данном случае происходит их экспорт, применяется ставка отчислений в размере 0,25 %.{/mostip}

Пониженная ставка отчислений в размере 0,25 % применяется плательщиками при выполнении организациями строительных работ для собственных нужд. В данном случае имеется в виду выполнение строительных работ хозяйственным способом, то есть собственными силами организации с целью принятия результата работы на баланс (отнесение затрат по ремонту на себестоимость продукции, работ, услуг; включение в состав капитальных вложений затрат по новому строительству, реконструкции).

Пример 11. Строительная организация, не имеющая доли госсобственности в уставном фонде, собственными силами произвела ремонт принадлежащего ей административного помещения. Так как организация согласно п. 2 Инструкции № 37 является плательщиком отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры, от себестоимости работ по ремонту следует произвести отчисления в инновационный фонд по ставке 0,25 %.

Пример 12. Организация, оказывающая услуги связи, имеет в своем составе филиал, который для ее собственных нужд выполняет строительные работы. Отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры от себестоимости работ, выполненных хозяйственным способом, в данном случае не производятся, так как организация в соответствии с п. 2 Инструкции № 37 не является плательщиком в инновационный фонд Минстройархитектуры.{/mostip}

Пониженная ставка отчислений в размере 0,25 % применяется также при выполнении строительных работ, оказании услуг в области строительства для бюджетных организаций, при осуществлении финансирования указанных работ, услуг за счет собственных средств этих организаций.

 

Согласно статье 16 Налогового кодекса Республики Беларусь организацией, финансируемой из бюджета (бюджетной организацией), признается организация, созданная государственным органом, в том числе местным Советом депутатов, исполнительным или распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально­культурных, научнотехнических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитнофинансовой организации и ведет бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке. К бюджетным организациям не относятся организации, получающие дотацию (целевое финансирование) за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов, а также средства для осуществления предпринимательской деятельности.

Данная льготная ставка не распространяется на производителей строительных материалов.

Пример 13. Между заказчиком – государственным учреждением образования и подрядчиком заключен договор на монтаж и техническое обслуживание охранно­пожарной сигнализации. Заказчик является бюджетной организацией. Финансирование работ производится частично из средств республиканского бюджета и частично из собственных средств заказчика, полученных от осуществления коммерческой деятельности (платного образования). Отчисления в инновационный фонд подрядчиком будут производиться по ставке 0,25 % и от себестоимости работ по монтажу оборудования, и от себестоимости услуг по техническому обслуживанию оборудования.{/mostip}

Между заказчиком – государственнымчреждением образования и подрядчиком заключен договор на монтаж и техническое обслуживание охранно­пожарной сигнализации. Заказчик является бюджетной организацией. Финансирование работ производится частично из средств республиканского бюджета и частично из собственных средств заказчика, полученных от осуществления коммерческой деятельности (платного образования). Отчисления в инновационный фонд подрядчиком будут производиться по ставке 0,25 % и от себестоимости работ по монтажу оборудования, и от себестоимости услуг по техническому обслуживанию оборудования.

Порядок включения отчислений в стоимость строительных и проектноизыскательских работ

Согласно Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденному постановлением Минэкономики от 22.04.1999 г. № 43, цены в строительстве формируются всеми субъектами хозяйствования в соответствии с порядком, определяемым Минстройархитектуры.

В 2007 г. установленный порядок расчета налогов и отчислений для включения в стоимость выполненных работ доведен до сведения организаций письмом Минстройархитектуры от 05.02.2007 г. № 04–2–02/497. Он предусматривает включение отчислений в инновационный фонд в стоимость выполненных работ по формуле: плановая нормативная себестоимость х ставка отчислений : 100.

 

Расчет стоимости проектноизыскательских работ производится исходя из базисной стоимости, определенной согласно СНБ 1.02.06–98 (с изменениями) и индекса изменения стоимости проектных и изыскательских работ, ежемесячно утверждаемого Минстройархитектуры, или на основании калькуляции.

Индексы изменения стоимости проектных и изыскательских работ учитывают все налоги и обязательные платежи, предусмотренные действующим законодательством, кроме отчислений в инновационный фонд, сборов в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог и налога на добавленную стоимость, которые должны учитываться в стоимости проектных и изыскательских работ дополнительно.

Учет указанных налогов и обязательных платежей в стоимости проектных и изыскательских работ производится во исполнение Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 г. № 191–3 “О бюджете Республики Беларусь на 2007 год” и Указа Президента Республики Беларусь от 04.08.2006 г. № 499 “О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли”.

Расчет отчислений в инновационный фонд для включения в стоимость выполненных проектных работ производится от себестоимости, рассчитанной исходя из фактического уровня рентабельности, сложившегося в проектной организации.


 

 

 

 

Читайте также
22.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Когда над площадью Победы, над обелиском, посвященным последней войне, вместо привычных рубиновых “Подвиг народа — бессмертен”...
12.11.2004 / просмотров: [totalcount]
16 сентября этого года в деревне Волма, что на Дзержинщине, состоялась consecracja (освящение) нового здания костела Святого Яна Крестителя. История...
16.09.2005 / просмотров: [totalcount]
Создатель не обделил белорусское Полесье, воздвигнув посреди лесов, многочисленных рек, речушек и болотных топей мощный гранитный остров. Можно...