Вы здесь

“Тарелка” приземляется в крепости

Авторский коллектив:

Архитекторы: М. Гродников, А. Ничкасов, Ю. Даргевич

Инженеры: А. Перегуд, Н. Слободчикова, Л. Лазакович,
Н. Рушева

На прошлогодних “Дожинках” посреди прославленной Крепости Бобруйска, как раз в годовщину ее 170-летия, был торжественно установлен бетонный куб – знак-залог, что здесь вскорости будет возведен уникальный Ледовый дворец. Он призывается на архиответственную государственную службу – стать не только крупнейшим спортивно­зрелищным сооружением в регионе, но и служить дублером главной спортивной арены страны, что параллельно возводится в Минске, и вместе принимать престижные международные спортивные соревнования. Отсюда и изначальные самые серьезные требования к проекту. Вместимость дворца, например, превысит семь тысяч зрителей, включая гостевые ложи и места для инвалидов­колясочников.

Создается полный комфорт для участников соревнований. Их – как профессионалов, так и массовых посетителей – примет целый каскад благоустроенных раздевалок. При этом команды соперников – также новое для нас требование – будут проникать во дворец с разных сторон.

Техническое оснащение даст возможность подняться на достойную высоту в организации не только спортивных соревнований, но и всевозможных массовых зрелищ. Трибуны будут динамично трансформироваться, создавая различные конфигурации внутреннего пространства. Все варианты спасения людей в случае форсмажора скрупулезно просчитаны.

И все это чертежами высвечивается на мониторах, ложится на бумагу, где просматриваются очертания экзотической “тарелки”. Так, по крайней мере, называют свое произведение сами проектировщики (УП “Белпромпроект”).

Круглое в плане здание (радиус 59,4 м) действительно будет напоминать гигантскую летающую тарелку. Это впечатление станет особенно ярким вечером, когда изнутри засветятся одновременно два яруса периметральных стеклянных вестибюлей­фойе. Да и днем, обладая двухсветным пространством и венчаясь фонарем, интерьеры визуально выльются в экстерьер, и наоборот. А первый ярус вестибюля взлетом хлынет во второй. Это легкое движение акцентируется светотехническими средствами, контрастной колористикой “отсеков” и важных узлов вестибюлей. Плюс легкие натяжные потолки – как солнечные паруса.

В главном интерьере царит хромированный металл со специальной подсветкой, непредсказуемыми бликами. То ли это детали фантастического летательного аппарата, то ли забрала шлема сразу на тысячи участников яркого “ледового ристалища”. Серебристый металл, визуально легкое и пластичное покрытие особо выразительны в контрасте с брутальностью кирпича различных тонов.

Что еще известно о будущем “пришельце”?

“Тарелка” – каркасное здание сложной в плане конфигурации. Металлический каркас – система рам, состоящих из колонн, стропильных ферм пролетом 72 м и балок­ригелей пролетом 6 м.

Фундаменты – монолитные столбчатые и ленточные на свайном основании. Сваи – буронабивные с вытрамбованной плитой.

Перекрытия и покрытия двухэтажной части дворца – сборные многопустотные железобетонные плиты с монолитными участками.

Наружные стены здания – газосиликатные блоки толщиной 400 мм, трехслойные панели типа “сэндвич”.

Лестницы – металлические со сборными железобетонными ступенями.

Полезная площадь – 20947, 7 м2.

Общая площадь – 22882,9 м2.

Эти сухие цифры и обширный перечень служебных, технических и вспомогательных помещений в экспликации чертежей впечатляют и не вызывают сомнения. Не то что место посадки гигантской “тарелки” – посреди уникального памятника градостроительного и фортификационного искусства. (Точнее, того, что от него еще чудом осталось.)

Некогда разместившись на возвышенном берегу Березины у пересечения стратегических дорог, крепость радикально изменила жизнь города, принципиально определила его планировочную структуру. И задолго до своего завершения в 1836 году успешно противостояла многим “языкам”, составлявшим армии Наполеона. Все ее укрепления из восьми кирпичных бастионов, многие вспомогательные, а также капитальные сооружения, в том числе валы и подземные ходы, составляли в плане многоугольник с площадью около 150,0 га, а вместе с окружением, включающим эспланаду, порядка 350,0 га.

В свое время Бобруйская крепость соответствовала всем новейшим достижениями фортификационного искусства. После ухода крепости “в отставку” она претерпела разительные изменения, многое утратив из своего достояния. Сюда пришла, как на свалку, всяческая малоценная застройка, по сути, рухлядь. Крепость вынесла и это нашествие, хотя ныне она не многим может гордиться. Например, двухэтажным казематированным, своеобразным по архитектуре люнетом, что обеспечивал возможность круговой обороны…

…И вот еще один “пришелец”. Что можно хорошего ждать от него? Ведь он, этот гигантский круг, видимо, не намерен отсиживаться в круговой обороне?

Так и есть – еще до своего появления Дворец начал круговое наступление, освободив центр крепости от самой неприглядной застройки. Затем концентрирующими кругами он распространит преображающее воздействие на все большее окружение, воссоздав в новом свете активный и выразительный общегородской центр. Здесь встанут в ряды повторяющие очертания старинных кварталов высококачественное жилье, многообразные общественные учреждения. Причем при максимально возможном восстановлении и сохранении исторического наследия. В частности, путем использования существующих фортификационных сооружений для новых мирных целей.

Наиболее сохранившаяся южная парадная часть крепости подлежит реконструкции с максимальным восстановлением облика застройки XIX в., воссозданием ансамбля Соборной площади с собором Александра Невского в центре.

Иначе говоря, предусматривается самобытный музей под открытым небом как экзотический компонент обширного благоустроенного рекреационнопаркового пространства. То есть исторический ландшафт также не будет забыт. Есть намерение воссоздать историческую уличную структуру в пределах крепости, превратив сами улицы в выразительные экспозиции. Предполагается также восстановление абриса земляных укреплений при бастионах со специальным озеленением и благоустройством, “работающих” на крепость.

Архитектурное наступление затронет и узкую полоску между высокой, местами почти отвесной стеной коренного берега и рекой – тоже уникальный природноисторический ландшафт. Ранее до нее никак не доходили руки, но Дворец не потерпит запустения возле себя. Наконецто повергнется принудительной эвакуации или приобретет пристойный вид ее невзрачная застройка.

Дальше круги преобразования пойдут по воде, ибо на полуострове задуман туристский и молодежно­развлекательный комплекс, а значит, преобразится и набережная.

Все это не стыдно будет показать и иностранным “языкам”, “нашествие” которых будут только привечать и новый Дворец, и обновленная Крепость, которой, судя по всему, недолго осталось скорбеть в забытьи.

Впрочем, это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть. Тем более что детальный проект регенерации территории “Бобруйская крепость” (УП “БелНИИПградостроительства”, ГАП – Т.Н. Прокопович) еще в работе. Многое предстоит продумать, уточнить тактические моменты, но главное – стратегия по последовательному отвоеванию плацдармов у серости и безалаберности необратима. Мы обязательно будем следить за ходом реализации этих замыслов. В том числе и с высоты идущей на посадку “тарелки”, площадкафундамент под которую методом беспрерывного бетонирования уже готовится.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...