Вы здесь

Костел Св. Троицы в Чернавчицах – оборонный храм

Костел в Чернавчицах, фундатором которого является Радзивилл Сиротка, построен в 1585–1595 гг. Это был сложный период в формировании стилистического направления в архитектуре, что в известной степени отразилось и в Троицком костеле. Его изучением в свое время занимались В.А. Чантурия, А.Н. Кушнеревич, Т.В. Габрусь, которые имели свое видение архитектуры костела, однако многое осталось неясным. Натурные исследования, проведенные мною в 2009 и 2010 гг., позволили дополнить, а в отдельных случаях уточнить уже опубликованные сведения.

Итак, это однонефный храм с вытянутым пресбитерием и подобием трансепта. С южной стороны к пресбитерию примыкает сакристия с круглой башней-лестницей. С северной в месте сакристии устроена каплица с входами из нефа и апсиды. Своды нефа и пресбитерия находятся почти на одной высоте. Это решение поддерживается устройством общего конька крыши, хотя кровли у них разделены. Некоторые исследователи предполагали, что на главном фасаде, возможно, планировалось поставить башню. При обследовании фронтона со стороны чердака в 2010 г. нами обнаружены две замурованные бойницы для дальнего боя (круглые) и две вертикальные (частично заложены сверху) щелевидные бойницы. Они хорошо спрятаны с наружной стороны между обрамлениями “ниш”.

Над щелевидными бойницами идет ряд гнезд, куда входили концы балок. Другим концом эти балки опирались на ригель фермы. По ним укладывался настил для стрельцов. Очевидно, оборонительные функции фронтона обусловили постановку башни в стороне по диагонали от главного фасада.

Фронтон имеет скорее готические, нежели ренессансные пропорции. Он разбит вертикальными лопатками, между которыми расположены прямоугольные “ниши”, а также бойницы, круглое окно и круглая ниша. Такой прием уже был применен в других храмах Беларуси, например в Несвиже. Однако это явилось творческим осмыслением архитектуры прошлых времен. В таком решении фронтона скорее всего наблюдаются черты маньеризма – предвестника нового направления барокко. Но нельзя не согласиться с мнением Т.В. Габрусь, что архитектура костела имеет готико-ренессансную основу.

Удалось также установить, что южная сакристия имела крышу на два ската с диагональным ребром. Возможно, боковые алтари в “трансепте” первоначально планировались как оборонительные башни для защиты боковых окон и окон апсиды, а также для выхода на чердак. Они имеют четкий квадрат в плане и толстые стены, равные продольным стенам. Кроме того, эти алтари, перекрытые цилиндрическим сводом (в направлении трансепта), очень тесны и значительно ниже, чем главный неф.

Особый интерес представляет стропильная система, выполненная в 1860 г. “усердием ксендза Зарембы”. От предыдущей конструкции остались ниши, куда входили концы балок, на которых она и возводилась. Новая конструкция покоится на верхней плоскости стены. Фермы весьма сложные и выполнены из брусьев большого сечения. Особую сложность представляет конструкция для сигнатуры, так как высота крыши до конька – 9 м. Фермы имеют разметку, что свидетельствует об изготовлении их на земле. Интересным является выполнение кирпичного алтарного “торца” крыши нефа. Из него выходит более узкая крыша пресбитерия. Треугольные (наклонные) кирпичные торцы выполнены по стропильной ноге фермы. Таким образом, чердачное пространство не разделено.

Ценнейшие памятники белорусского зодчества XIV–XVI вв. – храмы оборонного типа в Сынковичах и Мурованке. Удивительная и самобытная их архитектура складывалась веками. И если на начальной стадии замочки перестраивались на церкви, то в дальнейшем сложился новый образ храма оборонного типа, каким и является костел в Чернавчицах. Это результат органического слияния двух функций – сакральной и оборонной – явление, также широко известное в Европе.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
«... высшее мастерство эзотерики в архитектуре, когда созданное человеческими руками становится безболезненным продолжением природно-...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...