УДК.711
В настоящее время во многих городах мира реализуются проекты по созданию пешеходных улиц и пешеходных зон, эта тенденция не обходит стороной большие и средние города Беларуси. Данная тема порой воспринимается нами как формальный элемент городской среды и как предмет китча архитекторов и градостроителей, однако аспекты глубинного влияния на человека бестранспортных пространств недооценены и неосознанны в достаточной степени. Еще один немаловажный фактор влияния — наличие, баланс и доступность открытых пространств в городской среде. В статье раскрываются основные психические и физиологические аспекты воздействия на человека открытых общедоступных бестранспортных пространств, а также рассматриваются основные направления формирования и исторического развития совокупности открытых и пешеходных пространств.
At present, in many cities around the world Developed the pedestrian streets and pedestrian areas, this trend does not shy away from towns and cities of Belarus. This topic is sometimes perceived by us as a formal element of the urban environment and as a matter of kitsch architects and urban planners, but the aspects of the deep impact on public pedestrian spaces undervalued and unconsciousness sufficiently. Another important factor of influence — the presence, balance and accessibility of open space in an urban environment. The article describes the basic psychological and physiological aspects of human exposure to the pedestrian open spaces and the basic directions offormation and development of the historical collection of open spaces and pedestrian.
Введение. Вполне очевидная истина, что города XX-го века - это города для автомобилей. Складывавшиеся веками пешеходные связи городов были приспособлены для передвижения транспорта, а пешеходы были вытеснены к обочине. Так же «к обочине» были отброшены их комфорт, безопасность и интересы. Однако первые негативные последствия автомобилизации города начали испытывать уже во второй половине XX-го века, и приблизительно в это же время в городах Западной Европы и США начинают предприниматься первые попытки по созданию свободных от автомобилей пространств. К началу XXI-го века эта тенденция превратилась в полномасштабную концепцию по возвращению города человеку-пешеходу. В целом новейшее время, характеризующееся экономическими кризисами и пересмотром духовных ценностей, наибольшей ценностью наделяет человека-индивидуума, в чем можно провести аналогию с периодом «гуманизма», характерным для Европы в XIV-XVI вв. Как подтверждение этому, можно привести тему «пешеходных пространств», которая вошла в обиход современных архитекторов и теоретиков градостроительства. Однако в процессе «стихийных» автомобилизации и урбанизации, города утратили еще один важный элемент полноценной среды - баланс открытых пространств, важности и значению которых не уделяется должного внимания.
Рисунок 1. Пример пешеходного пространства
Актуальность проблемы. Рост городов, их развитие привело к ряду всем известных проблем: переуплотнённость городов (в историческом центре), транспортная перенасыщенность, отсутствие привлекательной среды, наличие гомогенных полей (однородная среда в новых жилых районах), и неизбежно возникающее в таком городе одиночество индивидуума, - вызывает в итоге тяжелейшие психические потрясения. По данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний [л. -1].
В последнее время особенно актуальной стала проблема «сидячего» образа жизни, и его последствий. Современная медицина и базовые принципы здорового образа жизни, рекомендуют гулять на «открытом воздухе» по возможности больше, однако наши города в основном мало приспособлены для этого. Нет альтернатив способных заменить оздоровительный эффект от пробежек и ходьбы на воздухе, во время которых происходит очищение легких от аллергенов и пыли, благодаря этому происходит улучшение функций верхних дыхательных путей и слизистой носа. Прогулки на улице помогают правильно работать жизненно важным системам организма, а также мозга, стимулируют физическое и интеллектуальное развитие. Добавочный расход энергии на двигательную активность и сохранение температуры тела, поднимают энергию всех систем организма, а также иммунной и сердечнососудистой. При контакте человека с различными факторами окружающей среды, такими как жара, мороз, ветер, дождь, адаптационные механизмы организма не угасают, а только закаляют. В коже, при помощи ультрафиолетовых лучей, вырабатывается витамин D. Открытые пространства имеют особое значение для профилактики близорукости. В ограниченном пространстве взгляд сфокусирован предметах расположенных вблизи, а на улице - на дальних. Во время прогулок у человека появляется много новых впечатлений и позитивных эмоций, от которых зависит его интеллектуальное и социальное развитие, устанавливается психологический комфорт [л. - 2].
Более глубинными аспектами подсознательного воздействия открытых пространств занимался историк-культуролог А. Дж. Тойнби, согласно исследованиям которого, открытые пространства бросают сообществу живущих там людей сильный вызов, требующий максимальных усилий для выживания; открытые пространства ассоциируются с морем или степью, которые нужно преодолевать, в результате чего в организме человека аккумулируются внутренние энергетические ресурсы. Может быть поэтому у кочевых народов не развивается цивилизация в таких масштабах, как у оседлых [л. – 3].
Рисунок 2. Визуальная и психическая взаимосвязь с природным окружением
Исследования Германа Миллера, посвященные повышению эффективности трудовой деятельности, базируются на том, что, несмотря на различия между национальностями, почти у всех людей все гены, в том числе и генетическая память - практически идентичны. Мы тяготеем к открытым пространствам, которые позволяют видеть далеко и перспективно, в том числе видеть опасности, а также к малым, безопасным местам, где мы могли бы спрятаться от «хищников» [л. - 4].
Согласно древнекитайскому учению Фэн-Шуй (набирающему в последнее время всё большую популярность среди дизайнеров и архитекторов), пространство, в любой форме его организации, пронизывают потоки Ци - это жизненная энергия, то, без чего человек не сможет быть здоровым, жить полноценной жизнью. Китайцы называют ее «космическим дыханием Дракона». Ци ведёт себя подобно воде и ветру. В переводе с китайского, Фэн-Шуй как раз и означает «ветер и вода». Ци протекает как потоки воды по открытым пространствам, если же она встречает преграды, то огибает их. Фэн- Шуй городской среды имеет свои особенности. Так энергия Ци движется вдоль улиц, подобно реке и многочисленным её притокам, поэтому улицы и, что особенно интересно, открытые пространства должны быть непрерывными и беспрепятственными, иметь выход в окружающую среду. По традиции, особое внимание уделялось перекресткам, на которых устанавливались защитные знаки и тотемы [л. - 5].
Рисунок 3. Согласно философии Фэн-Шуй энергия «ЦИ» свободно циркулирует по открытому пространству
Приведенные выше доводы свидетельствуют, во-первых, о важности открытых пространств для физиологического и психологического комфорта пребывания человека в городе, а во-вторых, об очевидном несоответствии современной городской среды сбалансированному соотношению открытых и закрытых пространств. Возникшее несоответствие, очевидно, возникло как наследие «стихийных» автомобилизации и урбанизации городов. Не смотря на существование проблемы и её актуальность, конкретной единой формулировки данная тема пока не имеет.
Исходные понятия. В западноевропейских исследованиях довольно давно применяется понятие open space (открытое пространство), для обозначения пешеходных пространств используются понятия mall (протяженное пешеходное пространство используемое для прогулок) и presinkt (локальное пространство перед объектом), как таковое понятие pedestrian road (пешеходная улица) - не используется, так как историческое слово road подразумевает «пешеходный путь». Заявленное в названии статьи понятие открытые общедоступные бестранспортные пространства (ООБП) - по сути собирательное понятие - обозначает общедоступные открытые городские пространства, изолированные от транзитного транспорта, предназначенные для свободного передвижения людей (open mall and open presinkt, pedestrian open space).
В понятийно-терминологическом словаре довольно четко разделяются такие понятия как закрытые, полуоткрытые и открытые пространства, которые характеризуются процентом и характером застройки или зеленых насаждений. Логично, что в ООБП входят открытые и полуоткрытые пространства. Однако соотношение данных разновидностей не нормируется в градостроительной практике, и носит лишь теоретический характер. Оптимальным считается соотношение: 50% - за
крытые и полуоткрытые, 50% - открытые пространства. Более конкретно научных трудах и нормативных документах нормируются площадь озеленения города и площадь объектов транспортной инфраструктуры. В заявленное понятие ООБП следует также включить: из первого - открытые природно-урбанизированные и природно-ландшафтные пространства (за исключением водных поверхностей), а из второго - пешеходные улицы, площади, зоны, а также открытые урбанизированные пространства, являющиеся частью общественной территории города. Показателей о норме пешеходных пространств, в рассмотренных источниках - не выявлено вовсе [л. - 6, 7].
Рисунок 4. Пример типового пешеходного мола — крытые торговые ряды
Основные направления «гуманизации» городской среды. Процесс перехода от «города для автомобиля» к «городу для пешехода» находится в самом начале своего становления, формируются элементарные принципы и способы создания бестранспортных пространств. В различных регионах мирах этот процесс находится в разных стадиях и имеет разные масштабы. Если в Западной Европе и США эта тенденция находится в прерогативе общественного мнения и муниципалитетов, то на постсоветском пространстве - это, за редким исключением, компетенция градостроителей и городских властей, может быть поэтому идея не получила у нас такого массового распространения, и население ждет, что о нём позаботятся.
В процессе анализа мирового опыта по «гуманизации» города, было выявлено, что создание открытых общедоступных бестранспортных пространств в городе развивалось в рамках трёх основных направлений:
1. Создание пешеходных улиц и пешеходных зон, путем вытеснения автомобиля из исторических центров городов. Процесс характерный для европейских и американских городов. По сути же - это восстановление прежних функций улиц и пространств, сформированных пешеходными исторически, кроме того прослеживается восстановление сакральных либо торговых функций. Может быть поэтому этот процесс не встречал там особых противоречий. Данный способ «пешеходизации» был апробирован и на исторических улицах в советских городах: улица Арбат в Москве, торговые пассажи на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, Лайсвес-аллея в Каунасе и многие другие [л. - 8].
2. Создание и благоустройство открытых озелененных пространств. По сути же: говорим открытые озелененные пространства - подразумеваем общедоступные бестранспортные пространства. Пожалуй, данный процесс проходит незримой нитью сквозь все эпохи и все страны. Сохранившиеся традиции общественных садов перекочевали в нормы по озеленению в процессе урбанизации, и, к сожалению, приобрели утилитарный характер, особенно в постсоветских городах. Однако в последнее время ситуация меняется: парки, скверы, бульвары, плазы, приведенные в порядок, - становятся полноценным культурным пространством. В качестве наиболее яркого примера можно привести Гранд-Парк в Нью-Йорке. Расположенный в тени небоскрёбов Манхеттэна, парк приобрел статус культурной ценности и местом релаксации горожан.
3. Создание открытых бестранспортных пространств в рамках нового проектирования и строительства перед обособленными зданиями и сооружениями. Данному направлению посвящено множество современных рекомендаций, а мировой опыт предлагает обилие оригинальных примеров. П.Г Буга в своих работах по организации пешеходного движения в городах выделяет пешеходные пути и пешеходные узловые элементы. Для последних составлена классификация по характеру пешеходных потоков, в зависимости от функции пространств и режиму их использования, приведены рекомендации по прогнозированию и организации пешеходного движения. Результат работы теоретиков и архитекторов - пешеходные пространства перед торговыми и общественными центрами [л. - 9].
Рисунок 4. Пешеходное пространство перед общественным зданием
На сегодняшний день в нормах по проектированию безбарьерной среды в Беларуси мы имеем сухие цифры для создания физически комфортных условий: ширина и протяженность тротуаров, уклоны поверхностей, наличие ограждающих устройств, качество и прочность используемых материалов. Но все это напоминает примеры типового строительства 1960-х годов, регламентируется лишь один из элементов (одно из измерений) пешеходного пространства - горизонтальная поверхность, к сожалению, без видения картины в целом.
Заключение. О городском пространстве в целом... Бытует утверждение, что в обустроенной обществом среде люди окружены и постоянно взаимодействуют с объектами архи
тектуры. Вместе с тем, собственно архитектуру можно увидеть в самом примитивном виде лишь на бумаге. Богатство, разнообразие и красота созданной человеком среды проявляются в особенностях организации пространства. Очевидно, с помощью архитектурных форм. Недаром Зигфрид Гидеон назвал свой известный труд «Пространство, время, архитектура». Если не настаивать, что пространство является ведущим элементом в организации жизненной среды, то можно сойтись на том, что материальные формы и формируемые с их помощью пространства равноценно влияют на физическое, психическое, эмоционально-семантическое состояние людей, формируют макро и микроклимат среды, в которой мы живем [л. - 10].
Об открытых общедоступных бестранспортных пространствах... Социально-функциональное, физиологическое, эмоционально-эстетическое значение ООБП мы попытались раскрыть. Дело за малым: необходимо научно доказать типологический состав этих пространств, геометрические параметры, комплекс режимных предпочтений и ограничений, способы их обустройства, а также особенности взаимодействия с другими составляющими городской среды. Только после этого можно ставить вопрос о корректуре и дополнении нормативных документов.
Литература
1. Шимко, ВТ., Комплексное формирование архитектурной среды. Основы теории. Книга 1. //М.: Издательство СПЦ- принт, 2000. — 150 с.
2. Польза прогулок для здоровья. Интернет-статья на сайте ]]>]]>]]>www.puzkarapuz.ru/]]> 2011-2012. ]]>http://puzkarapuz.ru/]]> content/328
3. John Berry, Herman Miller: The Purpose of Design // Rizzoli — 2004. - 272р.
4. Цай Ци Жун, Весь Фэн-Шуй из первых рук. Советы китайского мастера//М: Крылов, 2007. — 288с.
5. Градостроительство и территориальная планировка: Понятийно-терминологический словарь/ Министерство архитектуры и стр-ва Респ. Беларусь; Редколлегия: ГА. Потаев, И.А. Иодо, К.К. Хачатрянц, А.И. Ничкасов //Мн.: Минсктиппроект, 1999. — 192с.
6. Протасова Ю.А., Городские улицы: вчера, сегодня... // Архитектура и строительство — 2012. - статья в журнале и интернет-статья на сайте ]]>]]>]]>WWW.AIS.BY]]> // http://ais.by/ story/
7. Урбах А.И., Лин М.Т., Архитектура городских пешеходных пространств //М.: Стройиздат, 1990. — 200с.
8. Буга П.Г., Пешеходное движение в городах///М.: Стройиздат, 1979. — 128с.
9. Пространство, время, архитектура (Перевод с нем.) / Гидеон Зигфрид//М.: Стройиздат, 1984.
Поступила в редакцию 03.12.2012 г.