Вы здесь

Открытые общедоступные бестранспортные пространства - как основной элемент гуманизации городской среды

УДК.711

В настоящее время во многих городах мира реализуются проекты по созданию пешеходных улиц и пешеходных зон, эта тенденция не обходит стороной большие и средние города Беларуси. Данная тема порой воспринимается нами как формальный элемент городской среды и как предмет китча архитекторов и градостроителей, однако аспекты глубин­ного влияния на человека бестранспортных пространств недооценены и неосознанны в достаточной степени. Еще один немаловажный фактор влияния — наличие, баланс и доступность открытых пространств в городской среде. В статье раскрываются основные психические и физиологические аспекты воздействия на человека открытых общедоступных бес­транспортных пространств, а также рассматриваются основные направления формирования и исторического развития совокупности открытых и пешеходных пространств.

At present, in many cities around the world Developed the pedestrian streets and pedestrian areas, this trend does not shy away from towns and cities of Belarus. This topic is sometimes perceived by us as a formal element of the urban environment and as a matter of kitsch architects and urban planners, but the aspects of the deep impact on public pedestrian spaces undervalued and unconsciousness sufficiently. Another important factor of influence — the presence, balance and accessibility of open space in an urban environment. The article describes the basic psychological and physiological aspects of human exposure to the pedestrian open spaces and the basic directions offormation and development of the historical collection of open spaces and pedestrian.

Введение. Вполне очевидная истина, что города XX-го века - это города для автомобилей. Складывавшиеся веками пеше­ходные связи городов были приспособлены для передвижения транспорта, а пешеходы были вытеснены к обочине. Так же «к обочине» были отброшены их комфорт, безопасность и интере­сы. Однако первые негативные последствия автомобилизации города начали испытывать уже во второй половине XX-го века, и приблизительно в это же время в городах Западной Европы и США начинают предприниматься первые попытки по созда­нию свободных от автомобилей пространств. К началу XXI-го века эта тенденция превратилась в полномасштабную концеп­цию по возвращению города человеку-пешеходу. В целом но­вейшее время, характеризующееся экономическими кризисами и пересмотром духовных ценностей, наибольшей ценностью наделяет человека-индивидуума, в чем можно провести ана­логию с периодом «гуманизма», характерным для Европы в XIV-XVI вв. Как подтверждение этому, можно привести тему «пешеходных пространств», которая вошла в обиход современ­ных архитекторов и теоретиков градостроительства. Однако в процессе «стихийных» автомобилизации и урбанизации, горо­да утратили еще один важный элемент полноценной среды - баланс открытых пространств, важности и значению которых не уделяется должного внимания.

Рисунок 1. Пример пешеходного пространства

Актуальность проблемы. Рост городов, их развитие при­вело к ряду всем известных проблем: переуплотнённость горо­дов (в историческом центре), транспортная перенасыщенность, отсутствие привлекательной среды, наличие гомогенных полей (однородная среда в новых жилых районах), и неизбежно возни­кающее в таком городе одиночество индивидуума, - вызывает в итоге тяжелейшие психические потрясения. По данным Всемир­ной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний [л. -1].

В последнее время особенно актуальной стала проблема «сидячего» образа жизни, и его последствий. Современная медицина и базовые принципы здорового образа жизни, рекомен­дуют гулять на «открытом воздухе» по возможности больше, однако наши города в основном мало приспособлены для этого. Нет альтернатив способных заменить оздоровительный эффект от пробежек и ходьбы на воздухе, во время которых происхо­дит очищение легких от аллергенов и пыли, благодаря этому происходит улучшение функций верхних дыхательных путей и слизистой носа. Прогулки на улице помогают правильно ра­ботать жизненно важным системам организма, а также мозга, стимулируют физическое и интеллектуальное развитие. Доба­вочный расход энергии на двигательную активность и сохране­ние температуры тела, поднимают энергию всех систем орга­низма, а также иммунной и сердечнососудистой. При контакте человека с различными факторами окружающей среды, такими как жара, мороз, ветер, дождь, адаптационные механизмы орга­низма не угасают, а только закаляют. В коже, при помощи уль­трафиолетовых лучей, вырабатывается витамин D. Открытые пространства имеют особое значение для профилактики бли­зорукости. В ограниченном пространстве взгляд сфокусирован предметах расположенных вблизи, а на улице - на дальних. Во время прогулок у человека появляется много новых впечатле­ний и позитивных эмоций, от которых зависит его интеллекту­альное и социальное развитие, устанавливается психологиче­ский комфорт [л. - 2].

Более глубинными аспектами подсознательного воздей­ствия открытых пространств занимался историк-культуролог А. Дж. Тойнби, согласно исследованиям которого, открытые пространства бросают сообществу живущих там людей сильный вызов, требующий максимальных усилий для выживания; открытые пространства ассоциируются с морем или степью, которые нужно преодолевать, в результате чего в организме че­ловека аккумулируются внутренние энергетические ресурсы. Может быть поэтому у кочевых народов не развивается цивилизация в таких масштабах, как у оседлых [л. – 3].

Рисунок 2. Визуальная и психическая взаимосвязь с природным окружением

Исследования Германа Миллера, посвященные повышению эффективности трудовой деятельности, базируются на том, что, несмотря на различия между национальностями, почти у всех людей все гены, в том числе и генетическая память - практиче­ски идентичны. Мы тяготеем к открытым пространствам, кото­рые позволяют видеть далеко и перспективно, в том числе видеть опасности, а также к малым, безопасным местам, где мы могли бы спрятаться от «хищников» [л. - 4].

Согласно древнекитайскому учению Фэн-Шуй (набира­ющему в последнее время всё большую популярность среди дизайнеров и архитекторов), пространство, в любой форме его организации, пронизывают потоки Ци - это жизненная энергия, то, без чего человек не сможет быть здоровым, жить полноценной жизнью. Китайцы называют ее «космическим дыханием Дракона». Ци ведёт себя подобно воде и ветру. В переводе с китайского, Фэн-Шуй как раз и означает «ветер и вода». Ци протекает как потоки воды по открытым простран­ствам, если же она встречает преграды, то огибает их. Фэн- Шуй городской среды имеет свои особенности. Так энергия Ци движется вдоль улиц, подобно реке и многочисленным её притокам, поэтому улицы и, что особенно интересно, откры­тые пространства должны быть непрерывными и беспрепят­ственными, иметь выход в окружающую среду. По традиции, особое внимание уделялось перекресткам, на которых уста­навливались защитные знаки и тотемы [л. - 5].

 

Рисунок 3. Согласно философии Фэн-Шуй энергия «ЦИ» сво­бодно циркулирует по открытому пространству

Приведенные выше доводы свидетельствуют, во-первых, о важности открытых пространств для физиологического и психологического комфорта пребывания человека в городе, а во-вторых, об очевидном несоответствии современной го­родской среды сбалансированному соотношению открытых и закрытых пространств. Возникшее несоответствие, очевидно, возникло как наследие «стихийных» автомобилизации и ур­банизации городов. Не смотря на существование проблемы и её актуальность, конкретной единой формулировки данная тема пока не имеет.

Исходные понятия. В западноевропейских исследовани­ях довольно давно применяется понятие open space (откры­тое пространство), для обозначения пешеходных пространств используются понятия mall (протяженное пешеходное про­странство используемое для прогулок) и presinkt (локальное пространство перед объектом), как таковое понятие pedestrian road (пешеходная улица) - не используется, так как историче­ское слово road подразумевает «пешеходный путь». Заявлен­ное в названии статьи понятие открытые общедоступные бестранспортные пространства (ООБП) - по сути собира­тельное понятие - обозначает общедоступные открытые го­родские пространства, изолированные от транзитного транс­порта, предназначенные для свободного передвижения людей (open mall and open presinkt, pedestrian open space).

В понятийно-терминологическом словаре довольно четко разделяются такие понятия как закрытые, полуоткрытые и от­крытые пространства, которые характеризуются процентом и характером застройки или зеленых насаждений. Логично, что в ООБП входят открытые и полуоткрытые пространства. Однако соотношение данных разновидностей не нормируется в градостроительной практике, и носит лишь теоретический характер. Оптимальным считается соотношение: 50% - за­

крытые и полуоткрытые, 50% - открытые пространства. Бо­лее конкретно научных трудах и нормативных документах нормируются площадь озеленения города и площадь объектов транспортной инфраструктуры. В заявленное понятие ООБП следует также включить: из первого - открытые природно-ур­банизированные и природно-ландшафтные пространства (за исключением водных поверхностей), а из второго - пешеход­ные улицы, площади, зоны, а также открытые урбанизирован­ные пространства, являющиеся частью общественной терри­тории города. Показателей о норме пешеходных пространств, в рассмотренных источниках - не выявлено вовсе [л. - 6, 7].

Рисунок 4. Пример типового пешеходного мола — крытые торговые ряды

Основные направления «гуманизации» городской сре­ды. Процесс перехода от «города для автомобиля» к «городу для пешехода» находится в самом начале своего становления, формируются элементарные принципы и способы создания бестранспортных пространств. В различных регионах ми­рах этот процесс находится в разных стадиях и имеет разные масштабы. Если в Западной Европе и США эта тенденция на­ходится в прерогативе общественного мнения и муниципа­литетов, то на постсоветском пространстве - это, за редким исключением, компетенция градостроителей и городских властей, может быть поэтому идея не получила у нас такого массового распространения, и население ждет, что о нём по­заботятся.

В процессе анализа мирового опыта по «гуманизации» города, было выявлено, что создание открытых общедоступ­ных бестранспортных пространств в городе развивалось в рамках трёх основных направлений:

1.   Создание пешеходных улиц и пешеходных зон, путем вытеснения автомобиля из исторических центров горо­дов. Процесс характерный для европейских и американ­ских городов. По сути же - это восстановление прежних функций улиц и пространств, сформированных пеше­ходными исторически, кроме того прослеживается вос­становление сакральных либо торговых функций. Мо­жет быть поэтому этот процесс не встречал там особых противоречий. Данный способ «пешеходизации» был апробирован и на исторических улицах в советских го­родах: улица Арбат в Москве, торговые пассажи на Не­вском проспекте в Санкт-Петербурге, Лайсвес-аллея в Каунасе и многие другие [л. - 8].

2.   Создание и благоустройство открытых озелененных про­странств. По сути же: говорим открытые озелененные пространства - подразумеваем общедоступные бестран­спортные пространства. Пожалуй, данный процесс про­ходит незримой нитью сквозь все эпохи и все страны. Сохранившиеся традиции общественных садов перекоче­вали в нормы по озеленению в процессе урбанизации, и, к сожалению, приобрели утилитарный характер, особенно в постсоветских городах. Однако в последнее время си­туация меняется: парки, скверы, бульвары, плазы, при­веденные в порядок, - становятся полноценным культур­ным пространством. В качестве наиболее яркого примера можно привести Гранд-Парк в Нью-Йорке. Расположен­ный в тени небоскрёбов Манхеттэна, парк приобрел ста­тус культурной ценности и местом релаксации горожан.

3.   Создание открытых бестранспортных пространств в рам­ках нового проектирования и строительства перед обосо­бленными зданиями и сооружениями. Данному направле­нию посвящено множество современных рекомендаций, а мировой опыт предлагает обилие оригинальных приме­ров. П.Г Буга в своих работах по организации пешеходно­го движения в городах выделяет пешеходные пути и пе­шеходные узловые элементы. Для последних составлена классификация по характеру пешеходных потоков, в за­висимости от функции пространств и режиму их исполь­зования, приведены рекомендации по прогнозированию и организации пешеходного движения. Результат работы теоретиков и архитекторов - пешеходные пространства перед торговыми и общественными центрами [л. - 9].

Рисунок 4. Пешеходное пространство перед общественным зданием

На сегодняшний день в нормах по проектированию без­барьерной среды в Беларуси мы имеем сухие цифры для создания физически комфортных условий: ширина и протя­женность тротуаров, уклоны поверхностей, наличие огражда­ющих устройств, качество и прочность используемых матери­алов. Но все это напоминает примеры типового строительства 1960-х годов, регламентируется лишь один из элементов (одно из измерений) пешеходного пространства - горизонтальная поверхность, к сожалению, без видения картины в целом.

Заключение. О городском пространстве в целом... Бы­тует утверждение, что в обустроенной обществом среде люди окружены и постоянно взаимодействуют с объектами архи­

тектуры. Вместе с тем, собственно архитектуру можно уви­деть в самом примитивном виде лишь на бумаге. Богатство, разнообразие и красота созданной человеком среды проявля­ются в особенностях организации пространства. Очевидно, с помощью архитектурных форм. Недаром Зигфрид Гидеон назвал свой известный труд «Пространство, время, архитек­тура». Если не настаивать, что пространство является веду­щим элементом в организации жизненной среды, то можно сойтись на том, что материальные формы и формируемые с их помощью пространства равноценно влияют на физическое, психическое, эмоционально-семантическое состояние людей, формируют макро и микроклимат среды, в которой мы живем [л. - 10].

Об открытых общедоступных бестранспортных про­странствах... Социально-функциональное, физиологическое, эмоционально-эстетическое значение ООБП мы попытались раскрыть. Дело за малым: необходимо научно доказать типо­логический состав этих пространств, геометрические параме­тры, комплекс режимных предпочтений и ограничений, спо­собы их обустройства, а также особенности взаимодействия с другими составляющими городской среды. Только после этого можно ставить вопрос о корректуре и дополнении нор­мативных документов.

Литература

1. Шимко, ВТ., Комплексное формирование архитектурной среды. Основы теории. Книга 1. //М.: Издательство СПЦ- принт, 2000. — 150 с.

2. Польза прогулок для здоровья. Интернет-статья на сай­те ]]>]]>]]>www.puzkarapuz.ru/]]> 2011-2012. ]]>http://puzkarapuz.ru/]]> content/328

3. John Berry, Herman Miller: The Purpose of Design // Rizzoli — 2004. - 272р.

4. Цай Ци Жун, Весь Фэн-Шуй из первых рук. Советы китай­ского мастера//М: Крылов, 2007. — 288с.

5. Градостроительство и территориальная планировка: Понятийно-терминологический словарь/ Министерство архитектуры и стр-ва Респ. Беларусь; Редколлегия: ГА. Потаев, И.А. Иодо, К.К. Хачатрянц, А.И. Ничкасов //Мн.: Минсктиппроект, 1999. — 192с.

6. Протасова Ю.А., Городские улицы: вчера, сегодня... // Ар­хитектура и строительство — 2012. - статья в журнале и интернет-статья на сайте ]]>]]>]]>WWW.AIS.BY]]> // http://ais.by/ story/

7. Урбах А.И., Лин М.Т., Архитектура городских пешеходных пространств //М.: Стройиздат, 1990. — 200с.

8. Буга П.Г., Пешеходное движение в городах///М.: Стройиз­дат, 1979. — 128с.

9. Пространство, время, архитектура (Перевод с нем.) / Ги­деон Зигфрид//М.: Стройиздат, 1984.

Поступила в редакцию 03.12.2012 г.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...