На подпись Главе государства направлен принятый Палатой представителей 11 ноября 2010 г. и одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 17 ноября 2010 г. проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Его разработка предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 2 декабря 2008 г. № 658.
О том, какие изменения произойдут в законодательстве, мы попросили рассказать председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике
и местному самоуправлению Геннадия НОВИЦКОГО.
– Жилищное строительство является одним из приоритетов социально-экономической политики белорусского государства. Именно поэтому в последние годы на уровне высшего руководства страны строительному комплексу уделяется особое внимание.
17 ноября 2010 г. Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобрил проект закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».
Его цель – реализация комплекса мер по совершенствованию строительной, архитектурной и градостроительной деятельности, сокращение инвестиционного цикла строительства и снижение затрат инвесторов, в том числе государства, на строительство объектов.
Названным нормативным актом вносятся дополнения и изменения в два закона. Так, закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности» дополняется нормой о необходимости согласования с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь проектов технических нормативных правовых актов, используемых при проектировании и строительстве объектов.
Основная же часть нововведений затрагивает закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
Во-первых, по-новому изложена статья, которая содержит толкование терминов, используемых в законе. При этом в нее включены новые термины, которые, несмотря на то что активно использовались в строительстве, в основном «строительном» законе как раз и не были закреплены. Это, например, обоснование инвестирования в строительство, благоустройство, капитальный ремонт объекта, пусковой комплекс, очередь строительства, типовой проект, этап работ и др. Определены понятия транспортной инфраструктуры и инженерной инфраструктуры.
Исходя из практики применения многие термины получили новые, уточненные, определения. Так, архитектурная деятельность трактуется как деятельность по разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, осуществлению авторского надзора за строительством. Предыдущая норма относила архитектурную деятельность к профессиональной деятельности по созданию архитектурного проекта. В новом законе архитектурный проект становится стадией разработки проектной документации. В ходе ее создается система взаимоувязанных проектных документов, которые обеспечивают представление о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, а также о возможных негативных последствиях его воздействия на окружающую среду.
Законом также уточняются определения таких терминов, как заказчик и застройщик в строительной деятельности, инженер (инженерная организация). Для четкого разделения полномочий между участниками строительной деятельности, сокращения их количества и, следовательно, уменьшения стоимости строительства уточняется, что относится к инженерным услугам. Данная новация особенно важна для правовой регламентации деятельности появившихся сегодня инжиниринговых компаний, которые квалифицированно оказывают все услуги от проектирования до ввода объектов в эксплуатацию. Законом также закрепляются полномочия Министерства архитектуры и строительства по установлению порядка оказания инженерных услуг и, по согласованию с Министерством экономики, порядка формирования стоимости инженерных услуг в строительстве.
Важным новшеством стало и то, что застройщик и заказчик получили право выделять в строительстве объекта очереди строительства и пусковые комплексы. Это будет определяться в задании на проектирование. Появилась полноценная возможность так называемого параллельного проектирования в строительстве. Государственную экспертизу можно будет проводить не только в отношении градостроительных, архитектурных и строительных проектов, но и отдельно взятого обоснования инвестирования в строительство, этапа, очереди, пускового комплекса и даже сметы, что позволит сократить инвестиционный цикл. Экспертизу градостроительных проектов, проектной документации будет обеспечивать Государственный комитет по стандартизации. То есть больше не нужно будет обращаться в различные министерства за различными экспертизами. Все сосредоточивается в одних руках.
В целях приведения градостроительного проекта общего планирования в соответствие с законодательством, государственными прогнозами, программами и тенденциями развития территории на заказчика проекта возлагается обязанность каждые пять лет вносить в него изменения либо разработать новый проект.
В отличие от действующего закона качественно новое содержание получили стадии разработки проектной документации. Закрепляется возможность разработки проектной документации (проектирования) в одну, две или три стадии. Так, при проектировании в одну стадию будет разрабатываться строительный проект с выделением утверждаемой архитектурной части; в две стадии – обоснование инвестирования в строительство либо архитектурный проект (утверждаемая первая стадия) и строительный проект (вторая стадия); в три стадии – обоснование инвестирования в строительство (утверждаемая первая стадия), архитектурный проект (вторая стадия) и строительный проект (третья стадия). Таким образом, бюджетное финансирование можно будет открывать уже после утверждения обоснования инвестирования в строительство.
Для избежания увеличения стоимости строительства и тем самым защиты прав его участников предусматривается, что при изменении или введении в действие новых технических нормативных правовых актов утвержденная проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома изменению не подлежит.
Закон дополняется статьей «Приемка объектов в эксплуатацию». Приемка состоит в подтверждении государственными приемными комиссиями готовности к эксплуатации объектов нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта строений и сооружений как жилищно-общественного, так и производственного назначения, инженерных сетей и сооружений, транспортных магистралей, отдельных очередей пусковых комплексов, их инженерно-технического оснащения и др. Допускается приемка в эксплуатацию объекта без выполнения отдельных видов работ, если это предусмотрено утвержденной проектной документацией, не противоречит законодательству и не препятствует его эксплуатации, функционированию инженерной инфраструктуры. Порядок приемки объектов в эксплуатацию устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. В статье также регламентируется вопрос создания приемочных комиссий. Приемочные комиссии назначаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией, а при приемке в эксплуатацию финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории – местным исполнительным и распорядительным органом.
В отличие от действующего законодательства в законе впервые определяется компетенция местных Советов депутатов. Они получили право утверждать региональные программы, концепции, планы мероприятий по вопросам жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства и осуществлять контроль за их выполнением. Это позволит перенести решение вопросов планирования и застройки населенных пунктов на местный уровень.
Кроме того, уточнена компетенция местных исполнительных и распорядительных органов. С целью защиты прав граждан закрепляется, что решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планировки и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются только после проведения общественных обсуждений.
Таким образом, закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» позволит создать более благоприятные условия для осуществления строительной деятельности всеми ее участниками: сократить инвестиционный цикл строительства и значительно снизить затраты инвесторов, а также в целом упростить систему управления и процедур в строительстве.