Комплексный междисциплинарный подход к проектированию жилого интерьера строится на использовании прикладных методик, основы которых закладываются в рамках отдельных дисциплин учебного цикла. Здесь вырабатываются определенные рекомендации и нормы, которые могут стать основой прикладных методов проектирования.
Отобранные для проектирования методы архитектурных исследований обладают рядом специфических черт: они носят междисциплинарный характер, оперируют поведенческими моделями, делятся на подгруппы в зависимости от того, что исследуется – влияние среды на человека или способы формирования архитектурной среды [1].
При отборе и группировке прикладных методик мы отталкивались от следующих поведенческих моделей человека [2]:
1) механической, построенной на основании картезианских представлений о картине мира и сыгравшей важную роль для поисков пропорциональных отношений, для развития научного направления – эргономики;
2) перцептивно-познавательно-мотивационной, популярной в годы становления средовой психологии и способствовавшей углубленному изучению протекающих в человеке процессов и реакций на окружающие воздействия;
3) модели человека-исследователя, позволяющей испытуемому построить вербальное описание наблюдаемого явления;
4) гуманистической, трактующей психологию как науку, изучающую не только биологические основы человеческого поведения, но и моральные;
5) поведенческой, ограничивающей поле исследования наблюдениями над поведением людей в их физическом окружении;
6) экологической, рассматривающей человека как часть сложной экосистемы. Экологический подход к психологическим исследованиям, впервые предложенным Баркером (1968), позволил связать отдельные модели между собой и исследовать различные уровни поведения в рамках каждой модели, становясь частью очерченной психологией экосистемы.
Архитектурное проектирование использует существующие, описанные выше методы архитектурных исследований в рамках выбранных моделей. Именно благодаря этому учебное проектирование жилого интерьера, опираясь на перцептивно-познавательно-мотивационную, поведенческую, экологическую модели, приобретает комплексный характер.
Учебное проектирование жилого интерьера включает в себя блок предпроектного анализа и соответствующий проектный блок. Первый позволяет изучить исходные предпосылки проектирования и специфику данного класса объектов (студенческих и рабочих общежитий, общежитий для инвалидов и т.п.), используя общие принципы формирования интерьера.
В ходе второго происходит непосредственное выполнение проекта с функциональным и композиционным зонированием пространства, а также зонированием по принадлежности.
Блок предпроектного анализа
Первый этап предпроектного анализа – самоидентификация:
- проводится построение интерьера персональной комнаты или зоны постоянного пребывания автора проекта в родительском доме;
- на базе сделанного эскиза строится "идеальный"интерьер, отвечающий представлениям студента о комфорте личного пространства;
- эскизы интерьеров оцениваются с помощью модифицированной анкеты семантического дифференциала, где для оценки вместо свойств интерьера используются его противоположные архитектурные характеристики. Каждая характеристика интерьера оценивается по степени близости к биполярным полюсам, фиксирующим противоположные свойства (используется принцип Ч. Осгуда [4]). Соединение точек фиксации позволяет построить семантический профиль. Первый из них дает возможность зафиксировать воспринимаемую студентом модель персонального пространства. Второй профиль становится оценочным и позволяет наметить те изменения, которые смогут отразить представления потребителя жилого интерьера о комфорте и наметить пути повышения его уровня;
- определяется психотип потребителя пространства (предлагается использовать анкеты, собранные в Приложении 2 книги "Ребенок в мире взрослых". Белосток, ПБ, 2009 [3]). Наличие психологического портрета студента позволяет ему провести анализ имеющейся на сегодня гипотезы, что различным психотипам соответствуют различные типы внутренних пространств;
- проводится анализ интерьера для выявления использованных метапрограмм [4], эниологической обоснованности решения [5, 6], типа цветовых гармоний [7].
Проектный блок включает:
- построение функциональной программы с выделением персональных и общих зон. В процессе работы над функциональной программой следует вновь проверить соответствие принятых характеристик психологическому портрету автора проекта. Так, значительная заполненность пространства элементами мебели и оборудования может спокойно восприниматься флегматиком. Для сангвиника же может оказаться необходимым сблизить по цвету мебель и ограждающие поверхности, чтобы создать иллюзию нужного для данного психотипа свободного пространства;
- формирование интерьера.
Предлагаемая методика проектирования интерьера с учетом психологических портретов потребителей имеет свою область применения. Она срабатывает при проектировании индивидуальных жилых интерьеров, интерьеров жилых комнат общежитий, т.е. при адресном проектировании и возможности контактов авторов проектов с потребителями. Ниже приведены примеры студенческих работ, в которых интерьеры построены с учетом собственных психологических портретов, при этом интерьеры, например, для сангвиника и меланхолика различаются по целому ряду признаков.
Сравнение интерьеров для потребителей с одинаковыми ведущими психологическими признаками и разными вторичными показывает, что в интерьерах для холериков одинаково активно использован принцип трансформации его элементов. Но холерик-меланхолик создает для себя иллюзию визуально прозрачных границ пространства, а холерик-флегматик – более жестких фиксированных границ.
Приведенный ниже интерьер жилой комнаты общежития в свою очередь показывает возможность создать и совместить в одном помещении зоны, комфортные для людей различных психотипов – меланхолика и холерика.
Гипотезы, построенные на основании анализа литературных источников и реальных интерьеров, были проверены в студенческих курсовых проектах [10]. Работа над проблемами проектирования, ориентированного на конкретного пользователя, продолжается нашим коллективом. Целью ее являются поиски дальнейших решений по повышению комфорта жилой среды.
Литература:
1. Агранович-Пономарева, Е.С., Жарновецка, Я.С., Мазаник, А.В. Частные методы решения глобальных проблем в архитектурных исследованиях // Архитектура: сборник научных трудов / под ред. А.С. Сардарова. – Минск, 2008.
2. Bell, P.A. i in. Psychologia srodowiskowa. – Gdansk: GWP, 2004.
3. Агранович-Пономарева, Е.С. Dziecko w swiecie doroslych // Ребенок в мире взрослых / Е.С. Агранович-Пономарева, Я.С. Жарновецка, А.В. Мазаник. – Białystok: Oficyna Wydawnicza Politechniki Białostockiej, 2009.
4. Защепенков, В. Психология интерьера, или Мой интерьер как мой портрет / В. Защепенков, В. Лифанов. – М.: Независимая фирма "Класс", 2005. – 160 с.
5. Лимонад, М.Ю. Живые поля архитектуры. – Обнинск: Смысл, 1997. – 240 с.
6. Лемешев, С.К. Сам себе дизайнер: инф.-метод. пособие. – М.: Архитектура-С, 2004. – 144 с.
7. Агранович-Пономарева, Е.С., Литвинова, А.А. Архитектурная колористика. – Минск: Технопринт, 2003.
8. Osgood, Charles E. The Nature and Measurement of Meaning. – 1952.
9. Agranowicz-Ponomariewa E., •Zarnowiecka J.C., Mazanik A. Interdyscyplinarne metody badania architektury // Nauka – architektura – edukacja. 30 lat Wydziału Architektury Politechniki Białostockiej; red. nauk. J.C. •Zarnowiecka, A. Owerczuk. – Białystok: Wydawnictwo WA PB, 2006. – S. 38–42.
10. Фотографии макетов студенческих работ, выполненных в 2009/10 и 2010/11 учебных годах на архитектурном факультете Политехники Белостокской в рамках предмета "Архитектурное проектирование интерьера", семестр 5, специализация "Архитектура и урбанистика".