Вы здесь

О роли территориального архитектора: взгляд изнутри

26.03.2008 10:25
Просмотров: 2 976
Версия для печати

Работая в должности главного архитектора Минской области, я столкнулась с весьма актуальной проблемой, которая требует незамедлительного реорганизационного разрешения. Речь идет о структуре территориальных органов архитектуры и градостроительства (области и района), анализе существующего положения с целью формирования объективно-устойчивых условий для плодотворной работы по основному направлению.

Чтобы осознать значимость вопроса, тезисно обозначим роль и место данной службы в архитектурно-градостроительной деятельности и в формировании среды обитания.

Вспомним прописные истины. Рассмотрим архитектуру как среду обитания человека, среду его жизнедеятельности – гармоничную, удобную, комфортную, среду высокоэстетичную и высоконравственную, в которой совершенно естественно для человека жить, мыслить, чувствовать, творить. Она формируется столетиями на благодатной основе – прекрасно сотворенном ландшафте Земли. И наша сиюминутная роль – не навредить, улучшить, упорядочить, приспособить его к требованиям жизни современника и, органично нанизывая материальные ценности современности на историческую канву, передать детям, внукам – потомкам.

Такова миссия архитектора. Практически она реализуется посредством градостроительства (всех уровней), архитектуры зданий и сооружений, архитектуры открытых пространств (ландшафтной архитектуры) при безусловном следовании законам реставрационной науки (методике) как средству осуществления преемственности.

Роль территориального архитектора в этом процессе – роль координатора в упорядочении среды. Находясь на стыке “архитектура и власть”, он осуществляет функцию одного из организаторов реализации государственных программ и задач по преобразованию среды.

Его основными задачами являются реализация государственной градостроительной политики, обеспечение принятия обоснованных архитектурных и градостроительных решений, обеспечение государственного контроля за разработкой и реализацией градостроительных и архитектурных проектов, эффективным использованием территориальных и градостроительных ресурсов, формирование комплексной ансамблевой застройки на основе применения современных достижений, сохранения историко-культурного наследия, рационального использования природных ресурсов.

Это величайшая ответственность. Требуются высокий профессионализм и высокая нравственность, так как от этих качеств территориального архитектора (и области, и района, и города) напрямую зависит результат деятельности – качество получаемой среды обитания (за которую, кстати, территориальный архитектор несет персональную ответственность).

На качество и результаты работы в значительной мере влияет организационно-структурная модель службы.

Структура областных и районных служб территориального архитектора, как она сложилась на сегодняшний день, по ряду объективных причин не в состоянии, к сожалению, обеспечить нормальные условия для плодотворной работы по главному направлению – архитектуре и градостроительству.

Существующее положение

Областная структура представлена управлением архитектуры и градостроительства в составе комитета по архитектуре и строительству. Председатель комитета – строитель. Функции управления: вопросы строительства, работа по обращениям граждан, часть функций жилищно-коммунального хозяйства, а также вопросы архитектуры и градостроительства.

От 70 до 90 процентов рабочего времени главного архитектора области и всего управления составляют обязанности, не входящие в компетенцию специализированной службы.

Районная структура представлена, как правило, отделами архитектуры и строительства при рай(гор)исполкомах. В ряде районов главный архитектор не является начальником отдела, отделы возглавляют лица, не имеющие архитектурного образования. Численность отделов – от 1 до 6 человек. Функции: вопросы строительства, работа по обращениям граждан (в том числе трудоемкое “одно окно”), часть функций жилищно-коммунального хозяйства, вопросы газификации, а также архитектуры и градостроительства.

Выводы

Существующая структура ведет к выхолащиванию архитектурно-градостроительной деятельности, снижению роли архитектора в строительстве. Минимизация численности работников, отнесение архитектора на вторые роли может неблагоприятно сказаться на архитектурном облике населенных пунктов, формировании качественного уровня среды жизнедеятельности.

Нисколько не умаляя значения строительной науки, которая зачастую дает импульс для новых архитектурных решений, следует сознавать, что вначале – мысль – концептуальная идея проекта (архитектура), а потом – реализация идеи (строительство). Архитектура и строительство должны сотрудничать, созидать, но вполне могут “жить” раздельно. А это значит, что соединение управлений (отделов) строительства и управлений (отделов) архитектуры, выполняющих совершенно разные функции, имеет механическую, весьма непродуктивную основу.

Наряду с последующими предложениями “на безотлагательное сегодня” автор считает целесообразным показать более эффективную, на наш взгляд, модель структуры территориальных органов архитектуры и градостроительства (начиная с областной службы).

Схематично и укрупненно она может быть представлена в следующем виде: областной комитет – районный отдел – архитектор сельсовета.

1. Комитет (либо самостоятельное управление) по архитектуре и градостроительству областного исполнительного комитета

(областной координационно-методический центр) с функциями:

– координация архитектурно-градостроительной деятельности на территории области;

– просветительская;

– образовательская.

Примерный состав: председатель – главный архитектор области; несколько заместителей председателя по направлениям деятельности; основные отделы (образуются по функциональному признаку):

– градостроительства и планировки территорий;

– архитектуры зданий и сооружений и проектных работ;

– ландшафтной архитектуры и дизайна;

– градостроительного кадастра и информации.

2. Отдел архитектуры и градостроительства районного (городского) исполнительного комитета (осуществляет координацию архитектурно-градостроительной деятельности на территории района (города)).

Начальник отдела – главный архитектор района (города).

Численность отдела определяется с учетом обязательных основных функций и дифференцируется в зависимости от площади и численности населения района.

3. Архитектор сельского (поселкового) исполнительного комитета (осуществляет координацию архитектурно-планировочной деятельности на территории сельсовета (поссовета)).

 

 

 

 

 

Предложения

1. Необходимо привести в соответствие нормативные правовые документы (Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 631 “О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов” закону “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь” и Положению о главном архитекторе области, города, района, района в городе).

2. Для решения задач, которые возложены на главных архитекторов областей, городов, районов и территориальные органы архитектуры и градостроительства в соответствии со статьей № 18 закона Республики Беларусь “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь”, а также Положением о главном архитекторе области, города, района, района в городе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 “О некоторых мерах по совершенствованию архитектурного и строительного дела”, необходимо:

– изменить организационно-структурную модель службы территориального управления архитектуры и градостроительства;

– вернуть самостоятельность структурным подразделениям территориальных органов архитектуры и градостроительства;

– снять с исполнения несвойственные функции;

– оптимизировать численность;

– обратить особое внимание на создание и ведение градостроительного кадастра;

– ввести единицу архитектора в штат территориально крупных сельских и поселковых исполнительных комитетов (к?примеру, д. Боровляны и п. Лесной, п.?Колодищи Минского района, д. Холопеничи Крупского района, д. Раков Воложинского района и т.д.);

– обеспечить транспортными и другими техническими средствами.

От оперативности решения обозначенных проблем зависят и вопросы кадровой политики соответствующих органов.



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 6 100
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: 7 845
Кажется, совсем недавно, в 1983 г., наш институт, тогда еще Белгоспроект, праздновал свой пятидесятилетний юбилей. И вот нам 70! Многое изменилось за...
02.09.2003 / просмотров: 5 933
 Вехи жизни и творчества Родился в Минске 1 мая 1932 г. Окончил архитектурное отделение Белорусского политехнического института в 1959 г....