II республиканский научно-практический семинар, посвященный развитию "Интегрированной базы данных продукции и услуг предприятий Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (англоязычная версия)", призванной содействовать информационному обеспечению внешнеэкономических связей и популяризации возможностей белорусского стройкомплекса, состоялся в декабре в Минстройархитектуры.
Электронный "Каталог предприятий, товаров и услуг", созданный редакцией журнала "Архитектура и строительство" и размещенный поначалу на собственном сайте – ]]>]]>]]>www.ais.by]]>, сегодня функционирует на официальном сайте Министерства архитектуры и строительства – ]]>]]>]]>www.mas.by]]>. У него появилось новое постоянное имя – mascatalog.by, под которым он проиндексирован в поисковой системе Яндекс и др. Разработчики программного продукта представили слушателям семинара англоязычную версию интернет-ресурса с пошаговым объяснением принципов ее работы.
– Большие объемы работ внутри страны, устойчивое финансирование и поддержка стройкомплекса государством на протяжении последнего десятилетия позволяли руководителям предприятий достаточно спокойно относиться к внешнеэкономической деятельности, – сказала, открывая семинар, начальник отдела внешнеэкономической деятельности, заместитель начальника управления информации и внешнеэкономической деятельности Анна Контрова. – В сложившихся экономических условиях необходимость активно выходить на рынки зарубежных стран, в первую очередь Российской Федерации, становится важнейшей задачей каждой организации. Жизнь заставляет в корне изменить ситуацию с внешнеторговым оборотом строительной продукции и услуг, направить энергичные усилия на завоевание позиций на внешних рынках при помощи различных инструментов маркетинга и в частности возможностей Интернета.
Работа по созданию на web-платформе интегрированной базы данных на русском языке, которая в течение прошлого года проделана общими усилиями Минстройархитектуры, предприятий и строительных организаций совместно с редакцией в области продвижения белорусской продукции за рубеж, очень важная и нужная. По объективной оценке, экспортные возможности в отрасли существуют и немалые. Широкая палитра материалов и изделий белорусского стройкомплекса с точки зрения ее качественных характеристик положительно оценивается и востребована на традиционных для нас рынках сбыта – в России, Украине, соседних странах ЕС.
Сегодня, однако, уже недостаточно ограничиваться только освоенными регионами. Руководство Минстройархитектуры ставит задачу диверсификации экспорта в страны Европы, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, где другой образ мышления, другие требования и условия торговли. При их освоении предстоит огромная работа, поскольку там слабо знакомы с нашим рынком и возможностями стройкомплекса, обладающего хорошим производством. Чтобы коммерческие предложения предприятий отрасли появились и стали доступными в информационном пространстве для зарубежного потребителя, их нужно в первую очередь сформулировать на английском языке. Выставляемая в сети Интернет и разработанная с учетом ментальности потребителей дальнего зарубежья англоязычная версия интегрированной базы данных продукции и услуг предприятий Минстройархитектуры с течением времени может стать своеобразной электронной торговой площадкой строительного комплекса Беларуси.
Часть информационной работы выполнена в 2011 г. На английский язык переведен привычный для европейцев классификатор продукции и услуг, положенный в основу работы информационной системы Компас, применяемой в 70 странах мира. Разработчики пошли по пути его адаптации, одновременно стремясь уйти от системы, в которой строительные организации привыкли ранжировать свои услуги. В интегрированной базе данных нужны лаконичные и универсальные описания продукции и услуг, чтобы избавить потенциального покупателя от утомительного поиска.
Семинар был посвящен консультированию и выработке алгоритма заполнения англоязычной версии Каталога с тем, чтобы пользователи могли самостоятельно включить в web-ресурс свои информационные материалы на английском языке (при необходимости заказать перевод в редакции журнала). От предприятий, прежде всего тех, кто осуществляет внешнеэкономическую деятельность, ожидается оперативный ввод сведений о своей продукции.
База данных (каталог) в англоязычной версии предназначена не только для наращивания экспортной деятельности. Она будет весьма полезна инвесторам, которые активно приходят на белорусский строительный рынок и осуществляют такие крупные проекты, как жилые районы на пр. Дзержинского, а также "Дружба", "Магнит Минска", "Маяк Минска", деловой и жилой миниполис "Каскад" и др. При любых обстоятельствах им придется использовать местные строительные материалы и изделия. Понятно, что источник информации будут в первую очередь искать на сайте Минстройархитектуры.
Создание и развитие интегрированной базы данных – проект комплексный, он вбирает в себя обширнейшую сферу товаров и услуг в архитектурно-строительной деятельности. И, конечно, в заинтересованной аудитории речь шла о дальнейшем совершенствовании данного интернет-ресурса, структурировании в подаче информации. В нем, кстати, появились новые сервисы, в частности возможность загружать прайс-листы предприятий, созданы дополнительные поля для сведений о способах отгрузки товара, особых условиях и пр. В случае, если информации окажется недостаточно, пользователи имеют возможность по активным ссылкам перейти на сайт интересующего предприятия или связаться с его представителями по электронной почте. Каталог ежедневно посещают в совокупности до 1 тыс. человек – цифра доступа наверняка гораздо большая, чем на любом из сайтов, принадлежащих конкретным предприятиям. Поэтому имеет смысл здесь быть и выставлять информацию. Многие отечественные предприятия – на день проведения семинара 132 – включились в базу, но это далеко не все.
В то же время производители из соседних стран проявляют гораздо большую напористость. Когда Каталог появился на официальном сайте Минстройархитектуры, в него (понимая, что это место наиболее популярного доступа) в буквальном смысле ринулись российские и украинские субъекты хозяйствования. Заметно, что они активно стремятся к новым контактам и размещают о себе информацию (на что всего-навсего требуется 15–20 минут времени) везде, где есть возможность, во всех каталогах. Отдача, как показывает опыт, порой приходит иногда вовсе не оттуда, откуда ее ждешь.
Каталог открыт для всех. Вероятность того, что среди них найдется именно тот потенциальный клиент или партнер, который необходим нашим субъектам хозяйствования, тоже велика. Сделать же выборку только по белорусским предприятиям вообще или подведомственным Минстройархитектуры в частности – не проблема.
Информационное обеспечение в содействии развитию экспорта – ключевое звено. Обратиться к базе данных и получить предметное представление о продукции и услугах отечественного стройкомплекса в целом и отдельных субъектов хозяйствования можно из любой точки мира. По общему мнению, данный источник, доступный громадной аудитории Интернета, надо постоянно актуализировать, ведь это бесплатная реклама, которая позволяет быть на виду, привлекать внимание и приносить прибыли, если активно и грамотно ею пользоваться. И обязательно персонифицировать ответственность, с одной стороны, за полное и объективное наполнение, с другой – чтобы была возможность вести конструктивный диалог.
В ходе семинара слушатели не только получили подробные консультации и ответы на возникающие в ходе работы с ресурсом вопросы, но приняли живое участие в обсуждении различных подходов, высказали предложения о необходимости оптимизации поиска по категориям и группам товаров. Дискуссия на этот счет проявила ряд конструктивных идей, разработчики продемонстрировали готовность к диалогу и совершенствованию интернет-ресурса, что, безусловно, послужит на благо общему делу.
– Созданная база данных является продолжением нашей работы по информационному представлению потенциала белорусской строительной отрасли и освещению деятельности подведомственных Минстройархитектуры предприятий, которую мы ведем на страницах журнала, – отметил директор РУП "Редакция журнала "Архитектура и строительство" Павел Ткачик. – И если год назад приходилось убеждать и приводить многочисленные доводы в пользу ее появления, то сегодня надобности в привлечении новых аргументов уже нет.
Информация – объективная, взвешенная – никогда лишней не бывает. И чем ее больше, тем легче потенциальному покупателю сориентироваться и понять, стоит ли и с кем иметь дело. А ее отсутствие равносильно отсутствию серьезных амбиций и стремления к завоеванию лидерства во внешнеэкономической деятельности. Не зря говорится: "Кто владеет информацией (возьмем на себя смелость добавить: и умеет виртуозно ею пользоваться. – Прим. ред.), тот владеет миром".