Авторы проекта: М.А. Гаевская, Н.М. Дятко
при участии Т.Г. Григорьевой, Г.В. Валентиновой, Е.В. Куриловича
Проектирование социальных объектов. Что это – почетная обязанность, профессиональный тренинг или архитектура, определяющая лица наших городов?..
Растущие объемы массового социального строительства, застройка периферийных районов столицы и областных центров жилыми зданиями по повторно применяемым проектам, ускоряющиеся темпы строительства и соответственно снижающееся его качество вызывают стойкие ассоциации с победной поступью панельного домостроения советского периода. Именно в такой среде возводятся общественные здания, наиболее часто посещаемые жителями наших городов, – поликлиники, школы, детские сады. А требования к ним предъявляются следующие: быстрее и дешевле. Большие по своему физическому объему, сложные по технологии, они могут значительно влиять на градостроительную среду района. Современная школа сравнима с Домом культуры и физкультурно-оздоровительным комплексом вместе взятыми, современная поликлиника – с крупным многофункциональным центром. Возникает противоречие: ограниченные средства требуют простых и дешевых решений, а крайне обедненная жилая среда остро нуждается в ярких акцентах, разнообразии форм, неповторимости и индивидуальности места.
Минскпроект получил заказ на проектирование трех поликлиник в разных районах города по новой программе, учитывающей современные приоритеты в оказании первичной медико-санитарной помощи населению. Это введение понятия врача общей практики, создание на базе поликлиник межрайонных центров (диагностики, хирургии и т.п.), наличие дневного стационара.
Благодаря большой помощи специалистов комитета по здравоохранению Мингорисполкома и особенно заместителя Председателя комитета В.Д. Шило была составлена “Программа на проектирование” и уже на ее основе – планировка поликлиники. Роль заказчика в процессе проектирования и строительства трудно переоценить. Грамотно и вовремя поставленная перед проектировщиками и строителями задача – кратчайший путь к качественно и вовремя построенному зданию. Но это требует высокой квалификации и масштабного мышления, что сегодня является острым дефицитом. В данном проекте ответственное и заинтересованное отношение, оперативно решавшиеся комитетом вопросы значительно помогли проектировщикам.
Медицинские нововведения интересуют нас как потребителей медицинских услуг. Как архитекторы мы не внедряли новых композиционных и пространственных схем для данной типологии зданий. Одна из авторов проекта имела возможность несколько лет работать под руководством В.Д. Талицкого, признанного мастера архитектуры лечебных зданий, автора типовых проектов практически всех поликлиник, которые есть в нашей стране. Даже в те годы, когда при проектировании, а тем более при разработке типовых проектов во главе угла стояли не комфортность и красота здания, а его индустриальность и дешевизна, их мастерство и добросовестность как архитекторов и любовь к людям позволили создать здания удобные, красивые и интересные. Некоторые из них (например, клиническая больница № 1) смогли достойно вписаться в архитектурный ансамбль признанного шедевра белорусской архитектуры – проспекта Независимости.
Новые функции достаточно легко укладываются в привычные пространственные схемы лечебных зданий, поэтому композиция определялась с учетом места расположения поликлиники и окружающей застройки. Ее размещение продиктовано генеральным планом микрорайона – на углу улиц Есенина и Космонавтов, т.е. с некоторой претензией на архитектурный акцент. Поэтому принята максимальная высота в девять этажей и фронтальная вытянутость плана. Далее проектирование шло по обычной схеме: тщательная проработка технологических связей, функциональное зонирование, планировочное решение.
Чем отличается эта поликлиника от зданий предыдущего поколения? Большей комфортностью для посетителей и персонала – просторные холлы, мягкие диваны, бытовые помещения персонала, актовый зал для коллектива поликлиники. Но принципиальных концептуальных отличий нет. Что касается внешнего облика здания, то была предпринята попытка разнообразить его различными архитектурными приемами, выделить из окружающей типовой архитектурной среды.
По-прежнему образ здания, проработка деталей планов и фасадов, уровень отделки при данных финансовых возможностях зависят в основном от уровня амбиций и тщеславия архитектора. По-прежнему отсутствует социальный заказ на качественную архитектуру общественных зданий, есть только количественные и функциональные требования.
Представленный объект – скорее повод для дальнейшего осмысливания и размышления, чем ответ на архитектурные вопросы проектирования наших лечебниц и тем более формирования будущей архитектуры таких зданий. Естественно, не в последнюю очередь она будет зависеть от развития строительных технологий, экономических возможностей государства и общественных приоритетов.