Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 года № 26 «0 мерах по совершенствованию строительной деятельности» воспринят проектировщиками как перспективный и прогрессивный акт, подтверждающий внимание и озабоченность Главы государства состоянием строительного комплекса страны и его проектной составляющей. Указ явился ожидаемым директивным документом и стимулятором подготовки соответствующих регулирующих документов в этой сфере производственно-экономической и творческой деятельности.
Республиканское общественное объединение «Белорусский академический центр Международной академии архитектуры», объединившее в своих рядах наиболее зрелых и выдающихся архитекторов и конструкторов, теоретиков и практиков, известных ученых и зодчих страны, занимающих глубоко государственные и профессиональные позиции, искренне поддерживает требования и поручения, изложенные в Указе, и выражает готовность их полноценного соблюдения. Вместе с тем, по нашему мнению, не все положения данного директивного документа нашли адекватное воплощение в действующих и в последующих нормативных правовых актах, принятых во исполнение Указа.
Проектная деятельность является существенным элементом в системе строительной отрасли, которая играет значительную роль в экономике государства. Развитие проектного сектора страны зависит как непосредственно от совершенствования его структуры, включая различные формы организации процесса, повышение квалификации его участников, так и от правил регулирования процесса инвестиционной деятельности. Одним из резервов, способствующих положительному имиджу системы регулирования инвестиционного климата, является процесс его дальнейшей дебюрократизации, включая организацию проектной деятельности и повышение качества проектов, начиная от оформления исходной и разрешительной документации и заканчивая экспертизой проектов, являющейся независимым финишным звеном цепи проектной деятельности.
При этом уровень дебюрократизации административных и процессуальных действий, с одной стороны, должен обеспечивать безусловное повышение, качества проектной и сметной документации, а с другой стороны, заинтересованность отечественных и зарубежных инвесторов во вложении капитала в экономику Республики Беларусь, в том числе, в области проектирования и строительства, по сравнению с правилами, действующими в других государствах.
Вопрос неоднократно рассматривался по поручению Общего собрания БААРХ на Президиуме, в результате чего на рассмотрение МАиС совместно с другими заинтересованными организациям вынесены следующие предложения.
1. В области нормирования проектированияВновь разработанные и разрабатываемые в настоящее время технические нормативные правовые акты (ТНПА) в целом принципиально отличаются от ранее действовавших нормативных документов достаточно сложным построением и содержанием, ориентированным на переадресацию проектировщиков к другим различным источникам и ТНПА.
Таким образом, разработчики проектов значительную часть времени, предназначенного для проектирования, вынуждены тратить на исследовательский процесс по сбору нормативной информации из номенклатуры различных ТНПА, что, несомненно, снижает производительность труда и неблагоприятно отражается на качестве проектной документации ввиду ограниченного лимита времени, осложняет учет в проектах всех необходимых указаний нормативной базы.
Ситуацию усугубляет возрастающее количество нормативной документации включая ведомственные документы, что при принятой системе нормирования создает условия для непредумышленного упущения проектировщиками всего объема требований к проекту.
Справочно: ранее действовавшие строительные нормы и правила (СНиП) на проектирование зданий и сооружений различного назначения содержали весь объем требований к конкретным типам зданий и сооружений по всем разделам без отсыла к другим нормативны документам, носили характер прямого действия. Например, СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания», СНиП П-Л.7-70 «Магазины, СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» и все остальные, в то время, как например, вновь принятый ТКП «Общественные здания и сооружения. Строительные нормы проектирования» отправляет проектировщиков по адресам 51-ro технического нормативного правового акта.
Кроме того, для многих проектов теперь требуется выполнение расчета путей эвакуации, который осуществляют на субподряде отдельные предприятия - монополисты по достаточно высокой цене. Ранее все требования по эвакуации содержались в соответствующих СНиПах на проектирование конкретных объектов и в конкретных разделах, носили доступный прикладной характер и учитывались при проектировании.
Предложение: целесообразно либо возвратиться к ранее действовавшей структуре построения содержания технических нормативных правовых актов, либо, если это не представляется возможным по объективным или иным причинам, сформировать и создать кодексы нормативных требований на проектирование основных типов зданий и сооружений, содержавшие извлечения из всех ТНПА, связанных с проектированием объектов конкретного функционального назначения, а также издать развитую обновленную номенклатуру пособий, банка типовых решений узлов и деталей, нормалей планировочных элементов и эталонов проектов (по составу и оформлению, включая глубину проработки для стадии «Архитектурный проект»), что будет способствовать рациональному распределению времени проектирования и обеспечит условия более тщательной проработки проектов, а также сократит время проведения экспертизы проектной документации.
2. В области ценообразованияДействующая в настоящее время система ценообразования проектной деятельности недостаточно объективно учитывает реальные трудозатраты участников проектирования по объекту и сложности проектных решений. Такая ситуация допускает возможность манипуляции формулами расчетов стоимости проектирования, применения демпинговых цен при проведении тендеров, использования «серых схем» оплаты труда, дезориентируя заказчиков при определении проектировщиками цены проекта, усложняет проверку реальной стоимости проектирования.
Справочно: ранее действовавшая методика расчета стоимости проектных работ была ориентирована на показатели стоимости строительства (СМР) объектов-аналогов и определялась по формуле исходя из установленной доли (в процентах) стоимости проектирования в общей стоимости объекта. Данный расчет был довольно прозрачным и легко поддавался проверке.
В ФРГ например, на законодательном уровне установлен прейскурант стоимости проектных услуг и эта стоимость не является определяющей при проведении тендеров на разработку проектов, поскольку у всех проектировщиков она в принципе будет одинаковой.
Предложение: целесообразно продолжить работу по совершенствованию и упрощению методики ценообразования проектной деятельности с учетом мирового опыта, например, ФРГ, а также наиболее приемлемого опыта стран-членов Таможенного союза.
3. В области экспертизы проектовВ системе инвестиционной деятельности одной из основополагающих административных процедур является экспертиза проектной документации. За 26 лет своего существования органами государственной экспертизы проведена значительная работа по повышению качества проектов, обеспечены безопасные решения возводимых объектов, достигнута существенная экономия материальных и финансовых ресурсов.
Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь № 1476 от 08.Ю.2008 г. и № 687 от 10.06.2011 г. утверждено Положение, которым установлен конкретный перечень проектных решений, подлежащих оценке государственной экспертизы (п.п. 17, 17.1, 17.2).
Предыдущим техническим нормативным правовым актом СНБ 1.03.02-96 и вновь введенным ТКП 45-1.02-2014 (02250) определены состав и содержание проектной документации и ее разделов для различных стадий проектирования. Однако, на практике, учитывая бесконтрольность и отсутствие у экспертов ответственности за необъективность заключений, как эти документы, так и само Положение о проведении экспертизы для них как бы не обязательны.
Справочно: при рассмотрении проектной документации на начальном этапе, как правило, эксперты обнаруживают недоработки или ошибки практически по преобладающему большинству проектов и их разделов. Анализ подобных замечаний не свидетельствует о недостаточном профессиональном уровне большинства проектировщиков, как об этом принято заявлять, поскольку основная часть замечаний снимается при первом же контакте эксперта и разработчика проекта. При этом следует заметить, что экспертиза начала переходить на бесконтактный метод работы, что не позволяет проектировщикам своевременно устранять замечания экспертов, в том числе не вполне объективные. Так получилось, что вследствие иррационального отношения одних управленческих структур в сфере проектной деятельности поднимаются на вершину ключевых прав другие ведомства. По ряду признаков это происходит с экспертизой, которая демонстрирует высокую требовательность к проектам, включая в сумму объективных принципиальных замечаний достаточно мелкие или ничтожные рекомендации по оформлению документации, опечатки в ссылочных материалах, не имеющих отношения к вопросам Технического регламента. В результате возникает высокий процент отрицательных заключений государственной экспертизы, которые создают неблагоприятное впечатление об уровне квалификации проектной сферы строительного комплекса страны в глазах руководства республики и потенциальных заказчиков. Нередко внимание экспертов вообще сосредотачивается на второстепенных вопросах, не имеющих принципиального значения.
Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, указано, что проектная документация на строительство, разработанная в соответствии с разрешительной документацией, нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, не подлежит дополнительному согласованию с органами (организациями), предоставившими заключение о согласовании места размещения и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, если иное не предусмотрено законодательными актами (глава 6 пункт 39). В СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве» определены объем и содержание проектной документации на стадии «Архитектурный проект».
В то же время при приемке документации и при ее рассмотрении в государственной экспертизе выставляются требования по обязательному наличию указанных согласований. Это дополнительно 1-1,5 месяца.
В последнее время ряд экспертов не довольствуется объемом проектных решений, выполненных в соответствии с указанным ТНПА, и требует сверх того более подробных проработок по своим разделам, детализации узлов и фрагментов проектных решений, что отражается в текстах заключений.
Благодаря такой настойчивости экспертов, многие архитектурные проекты приближаются по объему и насыщенностью информацией к строительным проектам за те же деньги. Остается заменить индекс «А» в марках чертежей на индекс «С».
Готова ли экспертиза к тому, что со временем стадию «строительный проект» будет разрабатывать подрядная организация с привлечением фирмпоставщиков технологий, конструкций и изделий со своими ноу-хау?
Нередко, особенно по объектам, незнакомых эксперту, чтобы набрать побольше пунктов, эксперты в замечания включают такие пункты, как пояснить, обосновать, подтвердить и т. п. Совершенно очевидно, что это должно выясняться в процессе проведения экспертизы и в «замечания» не включаться.
Предложение: необходимо ориентировать деятельность экспертов на проверку соответствия проектов исключительно требованиям Технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013 ВУ), утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 No. 1748 (в редакции постановления Совета Министров от 07.02.2012 № 125) и следовательно, требованиями ТНПА и НПА, взаимно увязанным.
Указания по соблюдению других нормативных документов должны иметь статус рекомендаций.
Следовательно, проверке экспертизой должны подвергаться проектные решения, обеспечивающие в объектах:
- механическую прочность и устойчивость;
- пожарную безопасность;
- гигиену, здоровье, охрану окружающей среды;
- безопасность эксплуатации;
- экономию энергии и тепловую защиту;
- экономию материальных средств по объектам бюджетного финансирования.
На этих условиях проверка качества (экспертиза) проектов должна носить обязательный характер за исключением объектов 5-го класса сложности (К5) и приравненных к ним по ряду признаков объектов 4-го класса (К4). Возможно, в дальнейшем требования к обязательности экспертизы будет носить выборочный характер, как это принято в ряде стран. Проектная документация на реконструкцию зданий (отдельных помещений) любого назначения без изменения основных технико-экономических показателей (строительного объема и общей площади здания), внешнего контура и воздействия на конструктивную систему, должна быть немедленно включена в перечень документации, не подлежащей экспертизе утв. Постановлением СМ РБ от 08.10. 2008. № 1476.
4. В области валютосбереженияВ последние годы наблюдается интервенция зарубежных проектных фирм (крупных и незначительных) на проектный рынок Республики Беларусь.
Неплохо чувствуют себя в пространстве нашей страны проектировщики из Великобритании, Австрии, Германии, Литвы, Польши, Китая и союзной России, а также ряда других государств. Вероятно, на это имеются две основных причины: иностранные инвесторы приходят со своими проектами и проектировщиками. - это во-первых, а вовторых, наши отечественные бизнесмены, видимо, считают правилом хорошего тона в своём кругу пригласить иностранных проектировщиков, несмотря на цену и потерю валюты. Имеются ещё причины политического характера по отдельным объектам, но данный вопрос не входит в предмет настоящего анализа.
В то же время, несмотря на определённые недостатки, связанные с необходимостью повышения качества проектной документации, ситуация на персональном уровне в проектном секторе позволяет инициировать выход отечественных проектировщиков на международный уровень.
Справочно: ряд проектных предприятий нашей страны успешно конкурируют, например, с проектировщиками России. Кроме того, говорилось, что отдельные представи-
тели из числа отечественных специалистов сотрудничают напрямую с российскими проектными фирмами, например, Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Смоленска.
Предложение: проектировщики Республики Беларусь в целом нуждаются в моральной государственной поддержке. Целесообразно наряду с объективной критикой случаев профессионального несовершенства и недобросовестного исполнения своих обязанностей отдельными проектными фирмами обеспечить поддержку государством проектного сектора, пропаганду на уровне диппредставительств возможностей проектных предприятий республики в решении задач различного уровня сложности с высоким качеством (и не только подведомственных Минстройархитектуры институтов).
В аналогичных действиях нуждается и работа государства в предпринимательской среде с целью ориентирования потенциальных заказчиков и инвесторов проектной продукции на отечественных проектировщиков в целом в максимально возможных ситуациях.
Как следствие, сократится отток валютных средств за пределы республики независимо от форм собственности заказчиков и инвесторов проектов. С другой стороны, выход на экспорт проектной продукции позволит обеспечить поступление валютных средств в нашу страну.
В целом все участники обсуждения согласились с необходимостью модернизации процесса проектной деятельности в предложенном направлении и должны предоставить свои предложения на следующее рассмотрение с участием БААРХ, а МАиС уже и подготовило некоторые конкретные документы.
Указ Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. J№ 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» и принятые в его исполнение нормативные правовые акты (НПА) налагают высокую ответственность на всех участников архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Особое место в системе строительной отрасли занимает проектная среда, на уровне которой принимаются основные решения по будущему объекту строительства, обеспечивающие не только качество творческой составляющей, но и безопасность работ по его возведению, реконструкции, модернизации, ремонту и эксплуатации, а также достоинства его экономических показателей. От палитры заложенных в проекте материалов, изделий и конструкций, технологического оборудования и интерьеров зависит развитие многих отраслей промышленности.
Коллеги по проектному творчеству (градостроители, архитекторы, конструкторы, ученые) с пониманием относятся к поставленным Главой государства требованиям и полагают, что в развитие принятых правительством и Министерством архитектуры и строительства НПА целесообразно обсудить следующие предложения и рекомендации, направленные на повышение качества проектов и озвученные на совместного заседании Президиума Совета Белорусского Академического Центра Международной Академии Архитектуры (Евразия) и Экспертного совета Минстройархитектуры его участниками:
Председатель БААРХ В.Н.Аладов
Секретарь Экспертного совета МАиС Е.Г.Цвингель
- Продолжить совершенствование нормативной базы (ТНПА), дополнив ее справочным материалом, пособиями и нормами. Изучить возможность реанимации прежней структуры редакций и содержания ТНПА, отлично зарекомендовавшей себя в практике проектирования.
- Усовершенствовать методику расчета стоимости проектных работ, обеспечивающую ее стабильности, прозрачность и однозначность, что позволит не только избежать демпинговых цен, но и во главу угла при проведении тендеров на выбор проектировщика (генерального проектировщика) установить не ценовые показатели (они в этом случае будут примерно одинаковыми), а профессиональный и творческий уровень претендентов, гарантии качества и своевременность исполнения проекта, принимая во внимание, что сознательная заниженная стоимость проектирования означает снижение налоговой составляющей и посему подлежит тщательной проверке.
- Экспертизу проектов проводить исключительно на предмет соответствия требованиям технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность.» (ТР 2009/013 BY) и сметной документации по объектам бюджетного финансирования и приравненных к ним.
По инициативе заинтересованных сторон (заказчик, застройщик, инвестор, проектировщик, страховая компания) объем требований может быть увеличен.
- Аттестация проектных организаций не должна основываться на фиксировании формальных условий, которые должны находиться в компетенции руководителя предприятия. Сознавая свою ответственность перед законом и заказчиком, он должен располагать правом самостоятельно определять структуру предприятия, количественный и качественный состав специалистов, включая главных, в том числе, включая приглашенных по договорам подряда.
Аттестация достаточно проводить в отношении руководителей предприятий, главных архитекторов и главных инженеров проектов, главных специалистов, т.е. лиц, несущих персональную ответственность за принимаемые решения и их исполнение.
Допуск предприятий на рынок проектных услуг осуществлять по заявленному принципу при наличии аттестованных руководителей предприятий и последующим мониторингом их деятельности на основе предъявленных ими «дорожных карт» их функционирования.
- Создать инженерно-консультационные центры, осуществляющие консультации по градостроительным, архитектурным, строительным (конструктивным), инженерным и сметным вопросам.
- На уровне государства создать условия наибольшего благоприятствования (легитимными методами) для деятельности отечественных проектных предприятий, независимо от форм собственности по сравнению с зарубежными проектными фирмами.
Целесообразно продолжение дипломатической деятельности по формированию единой нормативной базы в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности для стран Единого таможенного пространства с национальными приложениями, как это принято в ЕС, и взаимному признанию документов допуска проектных предприятий и проектной деятельности.
7 На уровне уполномоченных государством структур осуществлять постоянный мониторинг всех аспектов состояния проектной деятельности в стране для принятия своевременных мер, необходимых для обеспечения ее стабильности и устойчивого развития всех ее составляющих от малых до крупных проектных предприятий, отказавшись от бесперспективного искусственного укрупнения небольших проектных структур, что является противоестественным процессом в настоящих условиях.
Поступила в редакцию 16.11.2015 г.