УДК 72(476)
Возрождение в Беларуси традиции установки придорожных крестов содействует воссозданию и сохранению забытых архитектурных форм. Известны три вида придорожных крестов. Эти сооружения, несмотря на небольшие размеры, серьезно продуманы с функциональной, эстетической и конструктивной точек зрения.
Введение
Придорожный крест - малая архитектурная форма культового назначения, характерная для Беларуси. Утраченные на определенном историческом этапе традиции установки этих крестов сейчас возрождаются. Понимание их места в духовной культуре народа позволит принимать обоснованные решения при размещении придорожных крестов в архитектурной среде современного населенного пункта.
Основная часть
У белорусов типология базисных символов национальной художественной картины Мира среди основных понятий, в том числе и данных человеку свыше (земля, река, небо, лес и др.), включала и объекты, созданные в процессе жизнедеятельности - дорогу, хату /1, с. 51/. Не случайно и то, что в разных видах белорусского фольклора использовались художественные образы, созданные архитектурой /2, с. 60/. В песнях, легендах и преданиях, поговорках, загадках можно отыскать упоминания о всех отраслях зодчества: среда - “гасцшец, поле, сенажаць” и др.; градостроительные комплексы и их части - “горад, мястэчка, вёска, вулща, двор” и др.; отдельные здания - “сядзiба, хата, царква, касцёл, карчма, млын, клець, гумно” и др.; части зданий - “пакой, сеш, ганак” и др.; конструктивные элементы - “слуп, бэлька, аконцы, дзверы, па- рог” и др.; малые архитектурные формы - “тын, вароты, студня, пляцень” и др. Но упоминаний о придорожных крестах, а их было много, - по несколько в деревне и ее окрестностях (Якуб Колас о Полесье: “На кожным пярэкрастку вулщ стаялi высоия крыжы, павязаныя хвартукамi з чырвонаю стужкаю”) /3, с. 26/, нет ни в каком контексте. Очевидно, все, связанное с этими сооружениями, было серьезно и ответственно, использовать упоминания о них в присущей белорусскому фольклору уменьшительно-ласковой тональности (“хатачка”, “карчомка”) не представлялось возможным.
Рис. 1. На въезде в д. Ковали Вилейского района Минской области
Рис. 2. На перекрестке в д. Скабин Копыльского района Минской области
В Беларуси в последнее время вдоль дорог, особенно на перекрестках и въездах в населенные пункты, появилось немало крестов (Рис. 1), которые прежде естественно воспринимались лишь рядом с храмами или на кладбище. Этот с виду очень простой символ выразительно отражает заложенную в природе двойственность практически всех явлений, единовременное сосуществование единства и неразрывности противоположностей. Поэтому кресты, которые ставились в Беларуси, имели в зависимости от повода их установки различное назначение, а поэтому и различные названия: оброчные, мемориальные, кладбищенские, усадебные и др. Среди этих сооружений придорожные кресты были многочисленной группой, практически неизменно сохраняя на протяжении веков традиционные формы /4, с. 151, 163/.
Во второй половине Х!Х в. придорожные кресты как форма культовых сооружений привлекла внимание исследователей и служителей культа, так как осмысливалось их значимость для духовной жизни местного населения /5/. Традиционно такие кресты ставили в местах неслучайных, там, где человек считал необходимым осенить себя крестным знамением /6, с. 151/. Например, на перекрестке дорог, где путешественнику предстояло выбирать направление пути, особенно если места были чужие, неизвестные. Или на окраине своей деревни, ведь отправляясь в дорогу, очень хотелось, чтобы она была благополучной. А для приезжего торговца, когда он въезжал в незнакомый населенный пункт, этот же крест также значил многое, ведь хотелось, чтобы и здесь все было удачно. Обязательно ставили кресты на местах трагических, известных местным жителям событий. Так как наши предки боготворили все, связанное с водой, а в древности реки были основными путями сообщения, то кресты ставили по берегам рек, на переправах, у родников. Ставили их и на полях, чтобы уберечься от молнии или града, в память от избавления и предохранения от падежа скота, холеры и прочих эпидемий. В этом прослеживаются уходящие в глубокую, дохристианскую пору, верования в том, что обереги могут нейтрализовать “нечистую силу”, вернуть этой территории “божескую чистоту”.
Рис. 3. В центре д. Соколище Россонского района Витебской области
Рис. 4. На перекрестке в центре д. Вострово Слонимского района Гродненской области
Начало строительства всегда увязывалось с какой-либо конкретной датой, так как факт строительства старались ввести в событийную цепь в соответствии с представлениями о наиболее благоприятных моментах временного цикла, с системой сложившихся праздничных моментов в жизни местного сообщества. Предания гласят, что кресты в память избавления от эпидемий или падежа скота ставятся в одну ночь, и это вместе с рубкой дерева в лесу, его обработкой и установкой /7, с. 887/. Как правило, крест ставили коллективно, родственники и соседи. Участие многих людей позволяло придорожному кресту для местных жителей стать своим, предназначенным для всех. Это именно то, что перевоплощает придорожные кресты из объекта с несложными деревянными или металлическими конструкциями в важную составляющую духовной культуры.
Кресты на Полесье, увешанные ткаными ручниками с удивительными по красоте и мастерству исполнения узорами, и сегодня производят впечатление установленных тысячу лет назад. Восстановление традиции установки крестов сейчас происходит повсеместно, что свидетельствует о глубинных процессах духовного возрождения народа. Эта малая архитектурная форма, важна тем, что обращена своим назначением и содержанием к духовной сфере. Этому способствует значимое местоположение, его выразительная форма. Вместе с высокой значимостью содержания, заложенного в символике креста, это делает для местных жителей постоянной и естественной связь возвышенного и повседневного. Украшенные резьбой /8, л. 1/, венками и гирляндами из цветов, вышитыми ручниками придорожные кресты становятся, порой, настоящими произведениями искусства.
Место, выбранное для установки креста, всегда характеризуется градостроительной значимостью, имеет свою функциональную специфику. В типологическом плане придорожные кресты можно разделить на три вида: 1) крест в виде одиночного сооружения; 2) крест с оградой; 3) крест с оградой и покрытием.
Формы одиночно стоящих крестов во многих случаях предельно просты, но именно выразительная незамысловатость этих форм, их узнаваемость становятся основой художественного образа.
Более сложные объекты - кресты, которые окружены невысокими оградками. Само ограждение, обычно, - невысокий заборчик в виде палисада. Дощечки палисада в большинстве случаев не получают какой-либо декоративной обработки, иногда заострены сверху. Отстоит оградка от креста недалеко, часто менее метра. Иногда оградку возводят из металлических элементов с использованием приемов художественной ковки. Ограда обозначает особую режимность территории, окружающей крест, который становится центром структурированного и наполненного значимым содержанием пространства. Идея осознанного формирования особого пространства, центром которого становится крест, выявляется и цветными лентами, которые протягивают от него к ограде и вышитыми полотенцами (Рис. 2). Это делается к особым, праздничным дням и становится важным фактором в создании праздничной атмосферы сельской среды.
Историческое прошлое Беларуси прослеживается в мирно сосуществующем конфессиальном многообразии общества. Поэтому нередкостью стали в белорусских деревнях католические и православные кресты стоящие на перекрестке рядом, каждый со своей оградкой.
В прежнее время кресты ставили с использованием элементов архитектурной резьбы и деревянной скульптуры, - обычно это было распятие. Такие кресты были наиболее характерны западному региону Беларуси, Польше и Литве /9, р. 166-181; 10, р. 92/. Как правило, раньше крест делали и сейчас делают из бруса, отесанного на 4 грани (6- и 8-гранные сечения элементов креста применялись реже). Плоскости бруса были хорошей основой для любых вариантов декоративного убранства. Часто делалось снятие фасок на концах креста, а если использовали резьбу, то чаще это были варианты несложной геометризированной орнаментики. Накладные резные элементы могли включать и мотивы растительного орнамента.
Когда традиция установки придорожных крестов стала возвращаться, то в начале их делали очень простыми, в большей мере уделяя внимание украшению креста рушниками, цветами, как посаженными около него, так и искусственными. Обязательной стала окраска креста масляными красками, что сразу же заметно выделяет его среди зелени деревьев, а также помогает гармоничному вхождению этой архитектурной формы в ансамбль застройки поселения, где цвет становится все более обычным в современной белорусской деревне. В последнее время стала заметной и тенденция возвращения придороржному кресту признаков произведения искусства. На нем появляется икона, защищенная от осадков покрытием из доски или из жести с элементами простейшего орнамента в виде зубчиков.
Кресты из металла делают обычно трубчатого сечения, что значительно повышает их долговечность. В деревянном кресте наиболее уязвимое место - контакт вертикального несущего элемента с землей. Используют различные методы защиты деревянной конструкции, в том числе и устранение контакта древесины с землей с помощью металлических уголков закрепленных в фундаменте. Но традиционное решение, когда крест просто вкапывают в землю, остается по- прежнему самым распространенным.
Все чаще придорожный крест, несмотря на небольшие физические параметры, становится серьезно продуманным сооружением. Появляется в разных вариантах покрытие, прикрывающее уже не только икону, но и все сооружение (Рис. 3). Возрождение традиции установки придорожных крестов неизбежно вызывает обращение и к другим, утраченным или забытым архитектурным формам. На перекрестке улиц в центре деревни Вострово Слонимского района заново установленный крест укрыт шатровой крышей, поддерживаемой четырьмя столбами (Рис. 4). Навес по всем четырем сторонам сделан с ограждением из резных досок. Такая ограда в старину в Беларуси называлась “балясы” или “баляскг”, очевидно, по аналогии с балясинами в каменных зданиях. Все это позволило создать архитектурную форму, переходную к сооружениям, ранее распространенным, - часовням (“кашицам”). Здесь сам крест из-за крыши полностью не просматривается, но это компенсируется металлическим крестиком, которым увенчан шатер кровли.
Заключение
При формировании современной застройки населенных пунктов, при их реконструкции, следует учитывать эти “инновации” архитектурной среды и по согласованию с местными органами и жителями, предусматривать места для установки придорожных крестов. Придорожный крест становится своеобразным местом притяжения, возле него проходят различные мероприятия. Архитекторам и представителям органов управления важно знать о сути данных объектов, об их особой роли и в связи с этим излишне не зарегламентировать процессы их появления и установки. Важна роль местного фактора и воли местных жителей, так как такие кресты всегда были привлекательным источником для изучения преданий своего края, своеобразной отправной точкой путешествия в мир былого.
Литература
1. Кажухоуская, ЛС. Базкныя амвалы нацыянальнай мастацкай карцты свету беларусау / ЛС. Кажухоуская. - Мтск : Р1ВШБДУ, 2002. - 117 с.
2. Сергачоу, С.А. Вобразы дойлiдства у беларустм фальклоры / С.А. Сергачоу // Архитектурные тетради. - Вып. 2. Современные проблемы архитектуры и стратегия архитектурного образования: сб. науч. тр. / Белорус. нац. технич. ун-т; редкол. : ЕС. Агранович-Пономарева [и др]. - Минск : БНТУ, 2006. - С. 57-62.
3. Колас, Я. Палесская вёска / Я. Колас // Зб. тв. : у 14 т. - Мтск, 1973. - Т. 4. - С. 240-245.
4. Раманюк, М. Беларусюя народныя крыжы = Belarusian folk crosses : М. Раманюк. - Вшьнюс : Наша Шва : Д. Раманюк, 2000. - 221 с.
5. Котович, И. Как смотреть на обычай ставить кресты при дорогах, площадях, полях и д. открытых местах Северо-Западного края России / И. Котович // Виленский Вестник. - 1868. - №77 и 78; По поводу придорожных юбилейных столбов // Витебские губернские ведомости. - 1869. - № 25; Ставрович, Ф. 1869. - По поводу придорожных юбилейных столбов / Ф. Ставрович // Виленский Вестник. - 1869. - № 62; О римско-католических придорожных крестах // Литовские Епархиальные Ведомости. - 1896. - С. 327.
6. Красовский, М.В. Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество / М.В. Красовский. - Петроград : Т-во Р. Голикс и А. Вильборг, 1916. - Ч. 1. - 402 с.
7. Котович, Иоанн. Об обычаях ставить кресты при дорогах, площадях, на полях и других открытых местах Северо-Западного края России / Иоанн Котович // Литовские епархиальные ведомости. - 1870. - № 21. - С. 877-891.
8. Придорожный крест у Браслава. Фото Ю. Клосса. 1925г. // Литовский государственный исторический архив. - Фонд 1135. - Оп. 3. - Д 402.
9. Gloger, Z. Budownictwo drewne i wyroby z drewa w dawnej Polsce : W 21. /Z. Gloger. - Warszawa, 1907. - T. 1. - 463p.
10. Korolczuk, D. Krzyz na Podlasiu / D. Korolczuk // Architek- tura kultur hkalnych pogranicza ; red. naukowy J. Uscinow- icz. - T. 2. - Bialystok : Politechnika Bialystocka, 2011. - P. 81-101.
Roadside Crosses in Belarus
Revival of traditional installation of roadside crosses contributes to preservation of forgotten architectural forms. There are three types of roadside crosses. In spite of small size, these structures are functionally, constructively and aesthetically well- thought-out.
]]>Строительная отделка]]>