Вы здесь

Придорожные кресты - традиционная малая архитектурная форма Беларуси

УДК 72(476)

Возрождение в Беларуси традиции установки придорожных крестов содействует воссозданию и сохранению забы­тых архитектурных форм. Известны три вида придорожных крестов. Эти сооружения, несмотря на небольшие размеры, серьезно продуманы с функциональной, эстетической и конструктивной точек зрения.

Введение

Придорожный крест - малая архитектурная форма куль­тового назначения, характерная для Беларуси. Утраченные на определенном историческом этапе традиции установки этих крестов сейчас возрождаются. Понимание их места в духов­ной культуре народа позволит принимать обоснованные ре­шения при размещении придорожных крестов в архитектур­ной среде современного населенного пункта.

Основная часть

У белорусов типология базисных символов национальной художественной картины Мира среди основных понятий, в том числе и данных человеку свыше (земля, река, небо, лес и др.), включала и объекты, созданные в процессе жизнедея­тельности - дорогу, хату /1, с. 51/. Не случайно и то, что в раз­ных видах белорусского фольклора использовались художе­ственные образы, созданные архитектурой /2, с. 60/. В песнях, легендах и преданиях, поговорках, загадках можно отыскать упоминания о всех отраслях зодчества: среда - “гасцшец, поле, сенажаць” и др.; градостроительные комплексы и их ча­сти - “горад, мястэчка, вёска, вулща, двор” и др.; отдельные здания - “сядзiба, хата, царква, касцёл, карчма, млын, клець, гумно” и др.; части зданий - “пакой, сеш, ганак” и др.; кон­структивные элементы - “слуп, бэлька, аконцы, дзверы, па- рог” и др.; малые архитектурные формы - “тын, вароты, студ­ня, пляцень” и др. Но упоминаний о придорожных крестах, а их было много, - по несколько в деревне и ее окрестностях (Якуб Колас о Полесье: “На кожным пярэкрастку вулщ стаялi высоия крыжы, павязаныя хвартукамi з чырвонаю стужкаю”) /3, с. 26/, нет ни в каком контексте. Очевидно, все, связанное с этими сооружениями, было серьезно и ответственно, ис­пользовать упоминания о них в присущей белорусскому фольклору уменьшительно-ласковой тональности (“хатачка”, “карчомка”) не представлялось возможным.

 


Рис. 1. На въезде в д. Ковали Вилейского района Минской области

 


Рис. 2. На перекрестке в д. Скабин Копыльского района Минской области

 

В Беларуси в последнее время вдоль дорог, особенно на перекрестках и въездах в населенные пункты, появилось не­мало крестов (Рис. 1), которые прежде естественно восприни­мались лишь рядом с храмами или на кладбище. Этот с виду очень простой символ выразительно отражает заложенную в природе двойственность практически всех явлений, единов­ременное сосуществование единства и неразрывности проти­воположностей. Поэтому кресты, которые ставились в Бела­руси, имели в зависимости от повода их установки различное назначение, а поэтому и различные названия: оброчные, ме­мориальные, кладбищенские, усадебные и др. Среди этих со­оружений придорожные кресты были многочисленной груп­пой, практически неизменно сохраняя на протяжении веков традиционные формы /4, с. 151, 163/.

Во второй половине Х!Х в. придорожные кресты как форма культовых сооружений привлекла внимание исследо­вателей и служителей культа, так как осмысливалось их зна­чимость для духовной жизни местного населения /5/. Тради­ционно такие кресты ставили в местах неслучайных, там, где человек считал необходимым осенить себя крестным знаме­нием /6, с. 151/. Например, на перекрестке дорог, где путеше­ственнику предстояло выбирать направление пути, особенно если места были чужие, неизвестные. Или на окраине своей деревни, ведь отправляясь в дорогу, очень хотелось, чтобы она была благополучной. А для приезжего торговца, когда он въезжал в незнакомый населенный пункт, этот же крест также значил многое, ведь хотелось, чтобы и здесь все было удачно. Обязательно ставили кресты на местах трагических, известных местным жителям событий. Так как наши предки боготворили все, связанное с водой, а в древности реки были основными путями сообщения, то кресты ставили по берегам рек, на переправах, у родников. Ставили их и на полях, что­бы уберечься от молнии или града, в память от избавления и предохранения от падежа скота, холеры и прочих эпидемий. В этом прослеживаются уходящие в глубокую, дохристианскую пору, верования в том, что обереги могут нейтрализовать “не­чистую силу”, вернуть этой территории “божескую чистоту”.

 


Рис. 3. В центре д. Соколище Россонского района Витебской области

 


Рис. 4. На перекрестке в центре д. Вострово Слонимского района Гродненской области

 

Начало строительства всегда увязывалось с какой-либо конкретной датой, так как факт строительства старались вве­сти в событийную цепь в соответствии с представлениями о наиболее благоприятных моментах временного цикла, с систе­мой сложившихся праздничных моментов в жизни местного сообщества. Предания гласят, что кресты в память избавления от эпидемий или падежа скота ставятся в одну ночь, и это вме­сте с рубкой дерева в лесу, его обработкой и установкой /7, с. 887/. Как правило, крест ставили коллективно, родственники и соседи. Участие многих людей позволяло придорожному кре­сту для местных жителей стать своим, предназначенным для всех. Это именно то, что перевоплощает придорожные кресты из объекта с несложными деревянными или металлическими конструкциями в важную составляющую духовной культуры.

Кресты на Полесье, увешанные ткаными ручниками с удивительными по красоте и мастерству исполнения узора­ми, и сегодня производят впечатление установленных тыся­чу лет назад. Восстановление традиции установки крестов сейчас происходит повсеместно, что свидетельствует о глу­бинных процессах духовного возрождения народа. Эта малая архитектурная форма, важна тем, что обращена своим назна­чением и содержанием к духовной сфере. Этому способствует значимое местоположение, его выразительная форма. Вместе с высокой значимостью содержания, заложенного в символи­ке креста, это делает для местных жителей постоянной и есте­ственной связь возвышенного и повседневного. Украшенные резьбой /8, л. 1/, венками и гирляндами из цветов, вышитыми ручниками придорожные кресты становятся, порой, настоя­щими произведениями искусства.

Место, выбранное для установки креста, всегда характеризуется градостроительной значимостью, имеет свою функциональную специфику. В типологическом плане придорожные кресты можно разделить на три вида: 1) крест в виде одиночного сооружения; 2) крест с оградой; 3) крест с оградой и покрытием.

Формы одиночно стоящих крестов во многих случаях предельно просты, но именно выразительная незамысловатость этих форм, их узнаваемость становятся основой художественного образа.

Более сложные объекты - кресты, которые окружены невысокими оградками. Само ограждение, обычно, - невысокий заборчик в виде палисада. Дощечки палисада в большинстве случаев не получают какой-либо декоративной обработки, иногда заострены сверху. Отстоит оградка от креста недалеко, часто менее метра. Иногда оградку возводят из металлических элементов с использованием приемов художественной ковки. Ограда обозначает особую режимность территории, окружающей крест, который становится центром структурированного и наполненного значимым содержанием пространства. Идея осознанного формирования особого пространства, центром которого становится крест, выявляется и цветными лентами, которые протягивают от него к ограде и вышитыми полотенцами (Рис. 2). Это делается к особым, праздничным дням и становится важным фактором в создании праздничной атмосферы сельской среды.

Историческое прошлое Беларуси прослеживается в мирно сосуществующем конфессиальном многообразии общества. Поэтому нередкостью стали в белорусских деревнях католические и православные кресты стоящие на перекрестке рядом, каждый со своей оградкой.

В прежнее время кресты ставили с использованием элементов архитектурной резьбы и деревянной скульптуры, - обычно это было распятие. Такие кресты были наиболее характерны западному региону Беларуси, Польше и Литве /9, р. 166-181; 10, р. 92/. Как правило, раньше крест делали и сейчас делают из бруса, отесанного на 4 грани (6- и 8-гранные сечения элементов креста применялись реже). Плоскости бруса были хорошей основой для любых вариантов декоративного убранства. Часто делалось снятие фасок на концах креста, а если использовали резьбу, то чаще это были варианты несложной геометризированной орнаментики. Накладные резные элементы могли включать и мотивы растительного орнамента.

Когда традиция установки придорожных крестов стала возвращаться, то в начале их делали очень простыми, в большей мере уделяя внимание украшению креста рушниками, цветами, как посаженными около него, так и искусственными. Обязательной стала окраска креста масляными красками, что сразу же заметно выделяет его среди зелени деревьев, а также помогает гармоничному вхождению этой архитектурной формы в ансамбль застройки поселения, где цвет становится все более обычным в современной белорусской деревне. В последнее время стала заметной и тенденция возвращения придороржному кресту признаков произведения искусства. На нем появляется икона, защищенная от осадков покрытием из доски или из жести с элементами простейшего орнамента в виде зубчиков.

Кресты из металла делают обычно трубчатого сечения, что значительно повышает их долговечность. В деревянном кресте наиболее уязвимое место - контакт вертикального несущего элемента с землей. Используют различные методы защиты деревянной конструкции, в том числе и устранение контакта древесины с землей с помощью металлических уголков закрепленных в фундаменте. Но традиционное решение, когда крест просто вкапывают в землю, остается по- прежнему самым распространенным.

Все чаще придорожный крест, несмотря на небольшие физические параметры, становится серьезно продуманным сооружением. Появляется в разных вариантах покрытие, прикрывающее уже не только икону, но и все сооружение (Рис. 3). Возрождение традиции установки придорожных крестов неизбежно вызывает обращение и к другим, утраченным или забытым архитектурным формам. На перекрестке улиц в центре деревни Вострово Слонимского района заново установленный крест укрыт шатровой крышей, поддерживаемой четырьмя столбами (Рис. 4). Навес по всем четырем сторонам сделан с ограждением из резных досок. Такая ограда в старину в Беларуси называлась “балясы” или “баляскг”, очевидно, по аналогии с балясинами в каменных зданиях. Все это позволило создать архитектурную форму, переходную к сооружениям, ранее распространенным, - часовням (“кашицам”). Здесь сам крест из-за крыши полностью не просматривается, но это компенсируется металлическим крестиком, которым увенчан шатер кровли.

Заключение

При формировании современной застройки населенных пунктов, при их реконструкции, следует учитывать эти “ин­новации” архитектурной среды и по согласованию с местны­ми органами и жителями, предусматривать места для уста­новки придорожных крестов. Придорожный крест становится своеобразным местом притяжения, возле него проходят раз­личные мероприятия. Архитекторам и представителям орга­нов управления важно знать о сути данных объектов, об их особой роли и в связи с этим излишне не зарегламентировать процессы их появления и установки. Важна роль местного фактора и воли местных жителей, так как такие кресты всегда были привлекательным источником для изучения преданий своего края, своеобразной отправной точкой путешествия в мир былого.

 

Литература

1.  Кажухоуская, ЛС. Базкныя амвалы нацыянальнай мастацкай карцты свету беларусау / ЛС. Кажухоуская. - Мтск : Р1ВШБДУ, 2002. - 117 с.

2.  Сергачоу, С.А. Вобразы дойлiдства у беларустм фальклоры / С.А. Сергачоу // Архитектурные тетради. - Вып. 2. Современные проблемы архитектуры и страте­гия архитектурного образования: сб. науч. тр. / Белорус. нац. технич. ун-т; редкол. : ЕС. Агранович-Пономарева [и др]. - Минск : БНТУ, 2006. - С. 57-62.

3.  Колас, Я. Палесская вёска / Я. Колас // Зб. тв. : у 14 т. - Мтск, 1973. - Т. 4. - С. 240-245.

4.  Раманюк, М. Беларусюя народныя крыжы = Belarusian folk crosses : М. Раманюк. - Вшьнюс : Наша Шва : Д. Раманюк, 2000. - 221 с.

5.  Котович, И. Как смотреть на обычай ставить кресты при дорогах, площадях, полях и д. открытых местах Се­веро-Западного края России / И. Котович // Виленский Вестник. - 1868. - №77 и 78; По поводу придорожных юбилейных столбов // Витебские губернские ведомости. - 1869. - № 25; Ставрович, Ф. 1869. - По поводу придо­рожных юбилейных столбов / Ф. Ставрович // Виленский Вестник. - 1869. - № 62; О римско-католических придо­рожных крестах // Литовские Епархиальные Ведомости. - 1896. - С. 327.

6.  Красовский, М.В. Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество / М.В. Красовский. - Петроград : Т-во Р. Голикс и А. Вильборг, 1916. - Ч. 1. - 402 с.

7.  Котович, Иоанн. Об обычаях ставить кресты при дорогах, площадях, на полях и других открытых местах Северо-Западного края России / Иоанн Котович // Литовские епархиальные ведомости. - 1870. - № 21. - С. 877-891.

8.  Придорожный крест у Браслава. Фото Ю. Клосса. 1925г. // Литовский государственный исторический архив. - Фонд 1135. - Оп. 3. - Д 402.

9.  Gloger, Z. Budownictwo drewne i wyroby z drewa w dawnej Polsce : W 21. /Z. Gloger. - Warszawa, 1907. - T. 1. - 463p.

10. Korolczuk, D. Krzyz na Podlasiu / D. Korolczuk // Architek- tura kultur hkalnych pogranicza ; red. naukowy J. Uscinow- icz. - T. 2. - Bialystok : Politechnika Bialystocka, 2011. - P. 81-101.

 

Roadside Crosses in Belarus

Revival of traditional installation of roadside crosses contributes to preservation of forgotten architectural forms. There are three types of roadside crosses. In spite of small size, these structures are functionally, constructively and aesthetically well- thought-out.

]]>Строительная отделка]]>

 

 

 

 

Читайте также
26.10.2003 / просмотров: [totalcount]
Необходимость приспособить среду под специфические требования людей с ограниченными возможностями зачастую вызывает раздражение. Это и сетование на...
28.12.2003 / просмотров: [totalcount]
В последнее время развитию городов и населенных пунктов в нашей стране уделяется много внимания. Заметно преобразились они за прошедший год, который...
26.12.2003 / просмотров: [totalcount]
На прошедшем в г. Гомеле 11-м Республиканском смотре-конкурсе на лучшее архитектурное произведение года работа “Универсальный спортивный...