01.07.2008 11:37
Во всем мире возрастает роль ландшафтной архитектуры. Стремление человека к природе, естественным ландшафтам является его биологической и эстетической потребностью. В то же время следует говорить не только о задачах собственно ландшафтной архитектуры, но и ландшафтных проблемах архитектуры, градостроительства в целом. Ни один архитектурный объект не существует вне природы, вне ландшафта. Следовательно, необходимо значительно повысить уровень ландшафтной подготовки каждого специалиста независимо от рода его будущей деятельности – проектной, научной, управленческой или педагогической.
В Беларуси есть все предпосылки для развития образования в данном направлении. К концу 1980-х гг. сложилась ландшафтная школа на базе БНТУ (в то время БПИ), где подготовкой архитекторов ландшафтного профиля занималась доктор архитектуры, профессор А.В. Сычева. В ведущих проектных институтах республики начиная с 1970-х гг. и до настоящего времени работают талантливые мастера-архитекторы, чьи объекты являются “визитной карточкой” Минска и других городов Беларуси.
Несомненно, современный этап развития ландшафтной архитектуры в нашей стране должен проходить под знаком Сотрудничества: сотрудничества в подготовке высококвалифицированных специалистов на базе высших школ; сотрудничества в области проектирования, строительства и эксплуатации ландшафтных объектов; сотрудничества с профессиональными объединениями на международном уровне, в рамках проведения и участия в семинарах, конференциях, конкурсах и выставках. Существующие ландшафтные школы, выпускающие архитекторов и инженеров садово-паркового строительства, по набору специализированных дисциплин в полной мере не обеспечивают всесторонней подготовки ландшафтных архитекторов. Возможное их сотрудничество способно поднять отечественное образование на новый уровень в области ландшафтной архитектуры.
В настоящее время в Минске существует ряд высших школ, на базе которых возможна подготовка специалистов в области ландшафтной архитектуры. Это Белорусский национальный технический и Белорусский государственный технологический университеты.
Архитектурная школа Белорусского национального технического университета осуществляет подготовку студентов по специальности 1–69 01 01 Архитектура. Помимо общеобразовательного блока социально-гуманитарных предметов студенты изучают общепрофессиональные и специальные, в рамках которых освещаются основные теоретические вопросы ландшафтной архитектуры. Вместе с тем ряд дисциплин, таких, как архитектурная графика, архитектурная композиция, теория архитектуры, градостроительство и территориальная планировка, дают возможность овладеть основами пространственного мышления и принципами построения ландшафтной композиции.
Главным специальным предметом в ландшафтной подготовке архитекторов остается, конечно, ландшафтная архитектура, знакомящая студентов с терминологией, историей создания основных ландшафтных объектов. Курс включает практические занятия, на которых отрабатываются навыки архитектурно-ландшафтного проектирования.
Кроме этого основной составляющей подготовки специалиста-архитектора остается курсовое архитектурное проектирование, в рамках которого решаются вопросы архитектурно-ландшафтной организации территорий различного функционального назначения (общественных, жилых, промышленных). Навыки компьютерного проектирования помогают будущим специалистам моделировать ландшафтную среду, применяя новые материалы и технологии. В рамках дипломного проектирования студенты могут выполнять проекты по ландшафтной тематике, в том числе по реальному заказу проектных организаций.
Рассматривая возможность открытия специальности Ландшафтная архитектура на архитектурном факультете БНТУ, следует учитывать необходимость изучения специальных предметов в области декоративного растениеводства, а также отсутствие базы для проведения специализированных практик.
Специализированные дисциплины являются основополагающими в подготовке инженеров садово-паркового строительства. Они включают начертательную геометрию и архитектурную графику, декоративную дендрологию, цветоводство, рисунок с основами композиции, ландшафтное лесоводство и таксацию, историю и теорию ландшафтного искусства, садово-парковые сооружения, фитодизайн, ландшафтное благоустройство территорий, системы озеленения населенных мест.
Белорусский государственный технологический университет осуществляет подготовку студентов по специальности 1–75 02 01 Садово-парковое строительство, которая направлена на выполнение следующих задач: проектирование, строительство и текущее содержание объектов ландшафтной архитектуры; ландшафтный дизайн и оформление интерьеров; выращивание декоративных растений.
В 2007 г. в БГТУ разработан образовательный стандарт Республики Беларусь для специальности 1–75 02 01 Садово-парковое строительство (Landscaping). Новый учебный план предусматривает выделение следующих специализаций: 1–75 02 01 01 “Ландшафтное проектирование” и 1–75 02 01 02 “Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры”. В общепрофессиональном и специализированном блоках предлагается введение новых дисциплин: “Нормативная документация в ландшафтном строительстве”, “Основы проектирования малого сада”.
Для специализации 1–75 02 01 01 “Ландшафтное проектирование” предлагаются следующие дисциплины: основы архитектурной композиции; планировка и застройка населенных мест; инженерное благоустройство и зеленое строительство; реконструкция объектов ландшафтной архитектуры и ландшафтное проектирование.
Для специализации 1–75 02 01 02 “Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры” предполагаются дисциплины из уже имеющегося перечня: охрана растений от вредителей и болезней; древоводство и питомники; машины и механизмы в садово-парковом хозяйстве; лесомелиорация ландшафта; проектирование и строительство дорожек и площадок; строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры.
В процессе обучения студенты выполняют практические задания по садово-парковой композиции, разработке малых форм архитектуры, проект ландшафтной организации малого сада и фитодизайна интерьера. Работа по курсовому проектированию закрепляет практические навыки в архитектурной графике, по проектированию территории декоративного питомника, инженерному благоустройству городских улиц, ландшафтной организации территории жилой группы и городского многофункционального парка. Учебным планом предусматривается проведение учебных и производственых практик, закрепляющих знания по почвоведению, ботанике, ландшафтной таксации, цветоводству, декоративной дендрологии, которые организуются на базе Негорельского учебно-опытного лесхоза, в ЦБС РБ, питомниках и цветочных хозяйствах, а также на ландшафтных объектах Минска.
Рассматривая перспективные возможности подготовки специалистов в области ландшафтного проектирования, следут отметить существующие проблемы, главной из которых является отсутствие целевых заявок со стороны профильных проектных организаций на выпускников БГТУ специализации “Ландшафтное проектирование”. Открытие в вузе самостоятельной кафедры по ландшафтной архитектуре и садово-парковому строительству позволило бы привлечь широкий круг профессионалов в области ландшафтной архитектуры.
Гармоничный облик наших городов напрямую связан с развитием ландшафтной архитектуры. Подготовка специалистов данного профиля обеспечит комплексный подход к проектированию архитектурно-ландшафтных объектов и качественно повысит уровень благоустройства населенных мест Беларуси.
Литература
1. Жирнов, А.Д. Опыт ландшафтных школ мира // Ландшафт-плюс. – 2004. – № 1. – С. 63–64.
2. Проектирование и создание малых ландшафтно-архитектурных форм (комплексов): пособие проектировщику / под общ. ред. Г.А. Потаева. – Минск: Минсктиппроект, 2006. – 256 с.
3. Профессия – архитектор // Ландшафтная архитектура. – 2002. – № 3.– С. 45–50.
Использованы работы студентов БНТУ и БГТУ