Вы здесь

Спрос превышает предложение, или Нас выбирают

В Брестском государственном техническом университете обучаются 9048 студентов, в том числе на бюджетной основе – 2771. На бюджетную форму обучения всем специальностям, а их в настоящее время больше двадцати, вуз ежегодно принимает 475 человек и примерно такое же количество распределяет. В 2008 г. университет оканчивают 806 человек, среди них 460 “бюджетников”, которые подлежат распределению. Но нынешней весной на комиссию по распределению были приглашены и “платники”, также получившие направление на работу. Особенностью выпуска этого года стало и то, что распределение велось согласно новому Положению по распределению выпускников, утвержденному Постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1702, которое более четко регламентирует все вопросы распределения и трудоустройства. И самое главное – в нем прописано право учреждения образования решать вопросы о перераспределении молодых специалистов при возникновении на это законных оснований, в том числе в порядке перевода.

 

Спрос на выпускников БрГТУ велик, особенно по техническим специальностям. В 2007 г. на каждого выпускника ПГС приходилось по три заявки, вследствие чего остались невыполненными 182 из них. По специальности “Архитектура” не выполнена 21 заявка, “Мелиорация и водное хозяйство” – 23, “Автоматизированные системы обработки информации” – 10 заявок.

Аналогичная ситуация сложилась и в 2008 г.: все выпускники обеспечены местами распределения, а по строительным специальностям, особенно ПГС, число заявок более чем в три раза превышает контингент студентов пятого курса. Основными заказчиками являются строительные тресты Брестской и Гродненской областей, Солигорский стройтрест и Витебский ДСК, проектные институты Бреста, Гродно, Минска и другие организации.

Спрос превышает предложение, учитывая даже, что инженеров-строителей выпускают 6 вузов республики. Конечно, вызвано это прежде всего масштабом строительных работ, но не только. Это и целевой спрос на выпускников нашего вуза. Почему именно им принимающая сторона предлагает оклад от 700 тысяч до полутора миллионов? Сулит не только места и комнаты в общежитии, но и квартиры? И доверяет – прямо со старта – не только ставки инженеров-проектировщиков, конструкторов и мастеров, но и должности ведущего инженера, заместителя управляющего по строительству, начальника цеха, старшего мастера, главного архитектора района?

 

Слово работодателям, кстати, бывшим выпускникам БрГТУ. Например, управляющий трестом “Гродножилстрой” М.Б. Третьяков ценит “креативность наших молодых специалистов, их свободное мышление, способность приступать к самостоятельной работе на ответственных постах без адаптации, их умение принимать решения”. Верен своему выбору и один из руководителей Солигорского стройтреста Н.В. Мельянчук, который лично приезжает на распределение выпускников специальности ПГС, чтобы пополнить ряды своего преуспевающего треста молодой “порослью” из родного вуза. Его устраивает “теоретическая и компьютерная подготовка студентов, их стремление быть успешными и включать в дело все интеллектуальные ресурсы, в том числе техническую смекалку и инженерную прозорливость”.

 

Пробуждая интерес

Что же формирует выпускников БрГТУ такими, какие они есть? Конечно, немаловажно, c каким багажом знаний приходит молодой человек на первый курс вуза, но не менее существенно и то, как быстро он сумеет адаптироваться к новым условиям учебы – без систематического контроля. И на этом этапе очень важна роль кураторов – молодых преподавателей и умудренных опытом профессоров, как, например, Г.А. Бояринцев. Их задача не только настроить ребят на учебу, но и сплотить, помочь узнать друг друга, поддержать в трудную минуту. В помощь же кураторам – тренинги, которые проводят с первокурсниками специалисты социально-психологической службы университета, занятия в школе кураторов, а также кураторы-студенты, назначаемые студенческим профкомом.

Уже на 1-м курсе молодые люди ощущают насыщенный ритм студенческой жизни. Вот в фойе фотовыставка “Прогулки по городу”, фотоконкурс работ студентов, оценивают которые тоже студенты. Среди участников-призеров – имена первокурсников: работы Алексея Архангельского удостоились сразу трех призовых мест: 1-е место в номинации “Оригинальность”, 2-е и 3-е – в номинации “Качество”. Другой первокурсник – Вячеслав Кочурко – занял второе место в областном конкурсе ораторов (“Мастер слова”).

Студенты 1-го курса, отличившиеся в вузовской предметной олимпиаде, едут в Минск на Республиканскую олимпиаду по начертательной геометрии и побеждают! Четыре диплома привезли из столицы Роман Калита, Максим Веремеюк, Руслан Куров, Александр Стовба, Денис Грицак, Сергей Григорчук: один – за первое место в командном зачете и три – за победы в личном первенстве.

Первокурсник Александр Крень со старшими товарищами Антоном Саловаровым и Виталием Сорокой (вокальное трио) становится дипломантом конкурса-фестиваля студенческой художественной самодеятельности “Арт-вакацыі”. Юлия Арифуллина заняла второе место в номинации “Эстрадный танец” на Международном конкурсе современного танца в Могилеве и подготовила интересный доклад по психологии к первой своей научной конференции. Кто-то из студентов сумел в первый год обучения приобрести опыт журналистской работы в университетской газете “Наша газета”, отличиться в конкурсе плакатов, победить в олимпиаде по энергосбережению или, поработав на благоустройстве территории коррекционного центра “Веды”, удостоиться благодарности от его директора в письме, присланном на имя ректора.

 

Интерес к знаниям, к процессу обучения пробуждают в юных умах Наставники – преподаватели университета, которые видят в студентах не просто учеников, но партнеров, способных на оригинальные идеи, полет мыслей, видят в них свое продолжение. И воспитанники прекрасно это понимают. Вот что рассказывает о заведующем кафедрой строительной механики, кандидате технических наук В.И. Игнатюке студент Алексей Игнатов: “Валерий Иванович доходчиво может объяснить самый сложный материал, а его книга “Метод конечных элементов” написана так просто, что не понять – невозможно. Он не только привил нам вкус к своему предмету, но и хорошо изучил каждого из нас и знает, на что мы способны. Он педагог от Бога”. Не случайно поэтому студенты Валерия Ивановича становятся победителями в республиканских конкурсах научных работ. В нынешнем году диплома лауреата удостоилась работа его подопечного Андрея Тура – “Расчет двухшарнирных арок кругового очертания, нагруженных радиально направленными равномерно распределенными нагрузками”.

О заведующем кафедрой искусственного интеллекта докторе технических наук В.А. Головко – Леонид Войцехович: “Моя увлеченность наукой началась с интереса, который культивировала по существу каждая лекция, прочитанная Владимиром Адамовичем. Его лекции были хорошо структурированы, каждая следующая вытекала из предыдущей, а материалы подобраны так, что по ним было легко готовиться к экзаменам. Владимир Адамович всегда готов выслушать твою идею, помочь. Это располагает к партнерским, творческим отношениям”.

Кстати, кафедра, которую возглавляет В.А. Головко, раз в два года проводит международные конференции с участием ученых из Франции, Германии, США, посвященные проблемам искусственных нейронных сетей. Разговор на них ведется исключительно на английском языке, что является мощным стимулом для студентов в пользу его изучения, если они, конечно, хотят быть в курсе новейших изысканий в этой области. И это одна из особенностей подготовки студентов в БрГТУ – возможности, открывающиеся для студентов благодаря зарубежным связям нашего вуза.

С более чем тридцатью зарубежными учебными заведениями связывают университет договоры о сотрудничестве. Лучшие студенты из Бреста с хорошим знанием немецкого или английского языков стажируются в вузах Германии, бывают там и в рамках ознакомительной практики. Принимают участие в практических занятиях, слушают лекции. Сравнивают. Приобретают опыт. Замечают, кстати, и преимущества отечественной образовательной системы.

Год назад, к примеру, дипломник Биберахского университета прикладных наук Тобиас Мюллер и дипломник БрГТУ Павел Матвеюк на презентации совместной дипломной работы “Проектирование участка объездной автомобильной дороги” представили сравнительный анализ проектных параметров объездных автомобильных дорог вокруг населенных пунктов по белорусским и немецким нормативным документам. В октябре 2007 г., уже после защиты, презентация ее прошла в Германии. Для Павла Матвеюка, распределенного в УКП “Брестдорпроект”, участие в этом уникальном совместном проекте, при всех остальных плюсах, практически сняло проблемы адаптации в начале творческой деятельности на предприятии. И совсем свежий пример: Елена Куземко, проходящая в настоящее время стажировку в Биберахе, рассчитывает раздел “Фундаменты” своего дипломного проекта (для сравнительного анализа) по немецким и белорусским нормам и стандартам.

 

Не только теория, но и практика

Преподаватели БрГТУ не просто дают знания. Они воспитывают студентов собственным отношением к делу, своим профессионализмом, увлеченностью, трудолюбием, твердой гражданской позицией. О высоком профессиональном статусе профессорско-преподавательского состава свидетельствуют и награды. По итогам прошедшего года за достижения в строительной отрасли Республики Беларусь Министерство архитектуры и строительства, Белорусский союз строителей и Республиканский комитет Белорусского профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов наградили университет Почетным дипломом победителя в номинации “Учреждение образования, готовящее специалистов для строительной отрасли” в категории “Высшие учебные заведения”, а также Почетным дипломом победителя в номинации “Объект года” за реконструкцию Летнего амфитеатра в Витебске. В марте нынешнего года на VIII Московском международном Салоне инноваций и инвестиций за разработку “Металлическая структурная конструкция системы “БрГТУ” первый проректор, заведующий кафедрой строительных конструкций, кандидат технических наук В.И. Драган получил специальный приз “Диплом и золотая медаль”. Диплома и серебряной медали Салона за разработку “Составы и технология производства прокладок из растительного сырья для лечебно-профилактического обеззараживания воздуха” удостоился профессор Б.С. Устинов. Эти награды красноречиво говорят об уровне ведущихся в вузе научных изысканий, находящих при этом важное практическое применение.

Участник Первого съезда ученых Беларуси проректор по научной работе В.В. Тур отмечает: “Наш вуз оказался единственным из вузов страны, который прозвучал в докладах выступавших. Когда председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович говорил, что необходимо больше внимания уделять развитию региональной науки, он в качестве удачного примера назвал наши разработки в области модифицированных бетонов и конструктивных систем с использованием пространственных структур. Последние применяются на многих уникальных объектах и будут использованы при возведении таких сооружений, как Минск-Арена, купол над зданием Национального олимпийского комитета столицы, стадион “Спартак” в Могилеве, крытый каток в Гомеле, покрытие Дворца водных видов спорта в Бресте”.

Известны в профессиональной среде разработки профессора, доктора технических наук В.С. Северянина по использованию альтернативных и нетрадиционных источников энергии, в том числе гелиоустановка с концентрическими элементами, демонстрацию которой на выставках и презентацию на конференциях он доверяет студентам.

Рядом с такими педагогами и учеными, утверждают студенты, хочется заниматься наукой, участвовать в практических делах, то есть жить по существу одной жизнью с наставниками: впитывать знания, участвовать в научных изысканиях и в выполнении тех практических задач, которые решает помимо учебного плана практически каждая кафедра. Например, выпускники 2007 г. Владимир Билевич и Сергей Драгун являлись соавторами проекта большепролетного структурного перекрытия Летнего амфитеатра в Витебске. А лауреат Республиканского конкурса студенческих научных работ Александра Левчук сумела решить сложную инженерную задачу: каким образом вкручивать гайки в полые шары этой самой структурной системы. В нынешнем году выполненная ею “Разработка новых конструкций узлов соединения стержней пространственных конструкций” (науч. рук. – доц. В.Н. Пчёлин), а также работа Александра Мигеля “Исследование ветрового воздействия на покрытие Летнего амфитеатра в Витебске” (науч. рук. – канд. техн. наук, проф. А.В. Мухин) удостоились дипломов победителя первой категории. Велика в этом заслуга и их научных руководителей. В.Н. Пчёлин, например, к каждой своей работе привлекает студентов. Изобретательская “жилка” должна быть в каждом инженере, считает он, ведь без тяги к творчеству он не состоится как специалист.

 

Как уже отмечалось, все технические кафедры университета заняты практическими вопросами, и студенты тоже участвуют в их решениях. Им рассказывают и показывают, что делается специалистами кафедр – их преподавателями, ведь все практические задания неизменно связаны с учебным процессом. Например, студент 5-го курса Александр Богук делает в настоящее время дипломный проект “Навес над западной трибуной стадиона “Спартак” в Могилеве”, составляющий часть большого проекта, который осуществляется на кафедре строительных конструкций во главе с научным руководителем В.И. Драганом. Ирина Лысюк, будущий инженер-конструктор, работает (в соавторстве с ГИПом) над проектом “Дворец водных видов спорта с областным диспансером спортивной медицины по ул. Московской в Бресте” (руководитель дипломного проекта – В.И. Драган).

В обязанности преподавателей, которые ведут дипломников, входит выбор тем, обеспечивающих внедрение их проекта. Так, Александр Сочивко и Елена Халавчук под руководством заведующего кафедрой архитектурных конструкций В.А. Матчана разработали в этом году реальный дипломный проект “Модернизация общежитий № 3 и № 4 в студгородке БрГТУ”, который предусматривает не только утепление стен корпусов, но и изменение внешнего облика этих зданий. На последнем конкурсе по специальности ПГС 2-е место в архитектурно-конструкторском направлении занял проект Артура Цегельнюка – “Резервуар-усреднитель очистных сооружений ветсанутильзавода г. Бреста” (науч. рук. – проф., канд. техн. наук В.П. Уласевич). Реальный заказ получен от руководителя ЧУП “Брестстройнаука”, кандидата технических наук, доцента В.Д. Будюка, работавшего прежде в нашем университете. Расчеты дипломника проверялись заказчиком и нашли подтверждение, что спроектированный резервуар выдержит планируемые нагрузки.

Проекты для города

Настоящей, нужной городу и университету проектной работой занимаются и студенты-архитекторы старших курсов. Например, третьекурсниками был выполнен ряд курсовых проектов по благоустройству территории Центра молодежного творчества в Бресте. Градостроительный совет в ОАО “Брестпроект” определил три лучших варианта, а их авторам (Кристина Лещёнок, Денис Самолюк, Антон Веремеюк, Максим Воронович и Сергей Добрыдень) поручено сделать один общий проект, который и будет принят в работу.

На кафедру архитектурного проектирования и рисунка, которой руководит кандидат архитектуры Н.Н. Власюк, обратился директор “Брестгорсвета” с интересным предложением – спроектировать сквер фонарей. Дело в том, что в его хозяйстве хранятся уникальные экземпляры фонарей 2-й половины XX века, есть даже 1945 года выпуска. Студент-третьекурсник Денис Шульгинов выполнил проект экспозиции фонарей в сквере, кафе в виде фонаря, прилегающей автобусной остановки и благоустройства территории в целом. В настоящее время он находится в стадии реализации.

Подготовлен проект (заказчик ОАО “Водоконал”) реконструкции водонапорной башни в районе автовокзала. В обновленном здании должна расположиться экспозиция музея воды и водопроводной техники (автор Дмитрий Сушкевич, 4-й курс, науч. рук. – Н.Н. Власюк). Среди будущих дипломных проектов – “Реконструкция 2-го общежития в студгородке БрГТУ” Ольги Давыдюк и Татьяны Кравчук (Васильевой).

В списке тем, предложенных будущим выпускникам, – “Культурно-туристический комплекс “Город мастеров” на территории городского парка им. 1 Мая в Бресте”, реализация которого позволит горожанам увидеть улочки старого, утраченного города (сооружения будут реконструированы в масштабе 1:10), и новый корпус БрГТУ – корпус архитектурного факультета университета.

Выпускница 2008 г. Наталья Родиошкина выполнила реальный проект аквапарка в районе реки Мухавец (руководитель – ст. преподаватель Т.А. Панченко), Юлия Полушкина – проект крайне необходимого городу мусороперерабатывающего завода (руководитель – доц. М.М. Сутягин).

Преподаватели вуза стремятся к тому, чтобы творческий, исследовательский дух непременно присутствовал и на учебных занятиях. Так, А.А. Кондратчик, к примеру, нередко свои занятия проводит внеаудиторно. Например, в пятом форте Брестской крепости, где студенты, будущие реконструкторы, изучают предметно тему “Дефекты каменных конструкций”. Здесь они имеют возможность сравнить качество и приемы кладки, надежность кирпичных оболочек перекрытия, качество бетона и гидроизоляции на примере старого сооружения и новостройки. А в Беловежской пуще (“Дефекты деревянных конструкций”) знакомятся с вредителями древесины. “Для студентов важно понять, что начало любой конструкции определяется исходным материалом и как врожденные или приобретенные пороки древесины влияют на ее долговечность”, – ставит задачу Александр Аркадьевич. Экскурсии по городу тоже оборачиваются наглядным уроком на тему “Как надо и как не надо строить”. “Лучшая школа – это школа работы над ошибками”, – не устает цитировать он своим студентам председателя общества инженеров Англии. Профессор уверен, что время, когда он общается со студентами у реального объекта, дает гораздо больше, чем лекция в аудитории: “Я сторонник того, что обучение должно строиться на фактическом материале. На объекте студенты друг перед другом стараются быстрее найти причину дефекта и общей “мозговой атакой” ищут пути его устранения. Теория сразу же подкрепляется практикой. В итоге решается не только конкретная задача, рождается живой интерес к изучаемому предмету”.

“Александр Аркадьевич учит нас решать конкретные профессиональные задачи – на занятиях, на экзамене, тем самым реально приближая к требованиям профессии, адаптируя к самостоятельной работе”, – говорит о своем наставнике студент 5-го курса Игорь Кузюк. Кстати, Игорь – один из лучших комиссаров строительных отрядов прошлого трудового семестра, а также победитель (2-е место в личном зачете и 1-е – по компьютерной подготовке) Международного конкурса по специальности ПГС. Он распределен в проектный институт в Минске, где проходил преддипломную практику под началом М.В. Рыбникова, тоже в прошлом нашего выпускника.

Надо сказать, что это целенаправленная политика администрации деканатов и вуза – отправлять студентов выпускного курса на производственную преддипломную практику в те организации, которые могут стать потенциальными работодателями. Там идет предметное знакомство со студентами, и, как правило, по итогам практики эти организации выражают желание взять бывших практикантов на работу: они проверены, хорошо себя зарекомендовали. Например, в прошлом году в день распределения в университет приехали представители пяти минских проектных организаций и взяли всех, кто проходил у них практику, и еще несколько человек, которые сразу получили столичную прописку и места в общежитии. А в этом году директор института “Агропромпроект”, в ведомстве которого на преддипломной практике работала Екатерина Шумилова, обратился с просьбой о распределении еще 10–15 специалистов, объяснив свой выбор отличной профессиональной подготовкой и адаптированностью наших выпускников к самостоятельной творческой работе.

“Практическая подготовка студентов находится на достаточно высоком уровне благодаря в том числе и тому, – отмечает проректор по научной работе В.В. Тур, – что по традиции, сложившейся еще в первые годы существования вуза, мы сохраняем в полном объеме практические и лабораторные работы в соответствии с учебным планом. Тогда как в других вузах часть их выполняется на компьютерах, в виртуальном варианте.

Кроме того, многие студенты на старших курсах совмещают учебу и работу (во внеучебное время), что, если подходить к этому с умом, не мешает, а, наоборот, помогает учебе. Например, некоторые пятикурсники специальности ПСиК работают с сентября лаборантами, мастерами, технологами на заводах ЖБИ. На производстве не хватает специалистов, а они уже практически подготовлены, хорошо владеют компьютерными технологиями, соответствуют требованиям предприятия. И таких примеров можно привести много. Что работа не мешает учебе, могу подтвердить хотя бы тем фактом, что даже президентская стипендиатка Анна Дмитриева работает во внеучебное время программистом”.

 

У студентов строительных специальностей есть рабочая профессия, навыки которой они приобретают на практических занятиях по технологии строительного производства под руководством опытных мастеров и получают соответствующие разряды. Наконец, у них есть реальная производственная практика, в том числе и в составе ССО. И в этом тоже прослеживается верность традиции.

Работа в стройотрядах началась уже через пару лет после открытия института, в 1969 г., когда сводный отряд двух вузов города отправился на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Стройотрядовское движение возродилось в 2000 г., поскольку в университете понимали, как необходим этот опыт будущим инженерам-строителям.

Первые отряды десантировались в Уренгой и Заполярье. Теперь уже нет нужды ехать так далеко, поскольку и в Беларуси дел для них хватает. Отличились студенты в реставрационных работах на мемориале “Хатынь” (2004 г.), на возведении объектов в Минске (2005 г.). В последние годы бойцы стройотрядов университета заняты преимущественно в области и самом городе. Прошлым летом они трудились на строительстве жилья в Бресте и на селе (в Каменецком р-не), принимали участие в благоустройстве городских улиц (плиточные работы). По итогам последнего третьего семестра на слете студотрядов “Молодость. Труд. Романтика” штабу трудовых дел БрГТУ присуждено второе место в республике.

Выездной отряд “Белые росы” (руководил им четверокурсник Иван Артюх), который на городском слете признан лучшим строительным отрядом, вместе с профессиональными строителями возводил дома по программе возрождения села в поселке Беловежском Каменецкого р-на. Им доверяли не только земляные, плотницкие, бетонные работы, но и каменные. Из 12 домов, возведенных рабочими и стройотрядовцами, два дома, если суммировать объемы работ, построены руками ребят из “Белых рос”. Кроме того, студенты участвовали в ремонте местного Дома культуры. В частности, демонтировали потолок и оконные рамы и готовили основания для установки новых рам.

Еще раз о статусе

В конце апреля БрГТУ проходил аттестацию на соответствие статусу университета, и завершилась она высокой оценкой комиссии по всем видам деятельности: научной, учебной, воспитательной, методической. В ходе контрольных испытаний студенты всех специальностей показали 100%-ную успеваемость. По итогам анонимного анкетирования на вопрос “Довольны ли вы уровнем профессиональной подготовки, условиями учебы, работой преподавателей, отношениями между студентами и преподавателями?” ответили “да” по всем позициям от 216 до 198 (из 241) опрошенных студентов. И этот результат тоже красноречив и дорогого стоит.

Состоялась аккредитация всех специальностей, в том числе и новой – “Экспертиза недвижимости”, по которой в 2008 г. осуществляются первый выпуск и первое распределение. Список организаций и предприятий принимающей стороны выглядит очень солидно: Белорусская торгово-промышленная палата, Гродненское и Брестское агентства по государственным и земельным кадастрам, управления жилищным хозяйством, ООО “Бизнес-оценка” и др. Кстати, 14 выпускников из этой группы по собственной инициативе прошли в Региональном центре тестирования в Минске испытания на профессиональную пригодность и получили высшие баллы.

В нынешнем году открываются еще три новые специальности. Одна из них – “Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна” – сегодня самая остродефицитная для строительного комплекса не только в Брестской области, а по всей республике. Специалистов данного профиля требуют проектные институты и – десятками – строительные тресты. Кроме того, появятся новые специальности на машиностроительном (“Автосервис”) и экономическом факультетах (“Экономика и организация производства”). В этом также сказывается большой образовательный потенциал вуза: и кадровый, и материальный.

Безусловно, существуют и проблемы. Сегодня до университета доведена контрольная цифра набора за счет средств бюджета по всем 24 специальностям – 475 человек на дневную форму обучения и 100 человек – на заочную. В этой связи открываются новые специальности за счет сокращения старых, которые также востребованы на рынке труда. Однако открыть новую специальность, даже очень востребованную, вуз не может – не хватает планируемого контингента набора. Есть целый ряд специальностей, где на бюджет принимают по 10 человек, остальных – на платную форму обучения.

Выход один – необходимо увеличение контрольных цифр набора в университет для подготовки специалистов по остродефицитным для предприятий и организаций области специальностям или разрешение открывать эти специальности для подготовки специалистов только на платной основе.

Для подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного производства, университету нужна помощь и в переоснащении новейшим лабораторным оборудованием, и в создании лабораторий по новым специальностям. И тем не менее сегодня вуз гарантирует абитуриентам, что они получат образование высокого качества, он несет ответственность за свои гарантии и обеспечивает выпускникам трудоустройство.

 

Что же формирует наших выпускников технических специальностей такими, какие они есть? Если суммировать все вышесказанное, то прежде всего – это соответствующее статусу вуза
качество образовательных услуг, которое обеспечивается наукоемкими образовательными технологиями; высокой квалификацией профессорско-преподавательского состава; масштабностью проводимых в университете научных изысканий; широкими возможностями для приобретения студентами практического опыта; духовной, творческой атмосферой, царящей в вузе, и его традициями, которые не есть нечто застывшее, но, по сути, живая ткань университетского организма.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...