Так назвали цикл своих монументальных работ, посвященных увековечению памяти героев и жертв Великой Отечественной войны, авторы – архитектор Игорь Морозов и скульптор Владимир Слободчиков. Цикл вобрал в себя четыре оригинальных произведения: Мемориальный знак в бывшем концентрационном лагере Равенсбрюк (Германия, 2006), Мемориальный знак в бывшем концентрационном лагере Заксенхаузен (Германия, 2007), мемориал «Набат вечной славы» на месте братского захоронения воинов, погибших при освобождении Беларуси (Солигорск, 2005), мемориал «Детям войны» (Могилев, 2009).
Работы объединены художественными принципами, которые последовательно развивают авторы: решительный уход от стереотипов, использование многозначительной символики и неожиданных средств выразительности совместно с элементами изобразительности, повествовательности, узнаваемости, а также с применением разномасштабности исполнения различных частей и деталей. В результате произведения раскрывают себя поступательно: выразительный, четко воспринимаемый издали общий силуэт по мере приближения обнаруживает новые аспекты и грани общего идейно-художественного содержания.
Так монументальное сооружение превращается в своеобразный музей с многочисленными, в определенной мере документальными экспонатами. А мемориальные знаки, традиционные доски для бывших концлагерей обрели объемность, выразительную пластику и ярко раскрывают специфику исторических обстоятельств и уникальность запечатленных событий.
Так же необычно решено братское воинское захоронение в Светлогорске. Колокол, установленный на монументальном, столь же символическом постаменте, служит одновременно и поминальным залом, и каплицей, и диорамной экспозицией. Таким образом, в памятнике своеобразно сочетаются народные традиции, исконная национальная духовность и современные тенденции монументального искусства.
Не имеет тематических аналогов и художественного воплощения могилевский мемориал «Детям войны». Здесь авторы добились гармоничного сочетания формально экспрессивного строя и монументального содержания, масштабно цельного обобщения и внимания к достоверности деталей. (Подробно о замыслах и воплощении «неизбывной темы», как ее именуют сами авторы, написано в «АиС», 2008, № 9.)
Важнейшая особенность произведений цикла – высокохудожественный синтез искусств: разномасштабной скульптурной пластики, монументальной и ландшафтной архитектуры, градостроительства. Композиции грамотно организуют собственное пространство и сориентированы на оживленные городские улицы, благодаря чему активно просматриваются с многих точек, имеют удобные и выразительные подходы. В результате появились оригинальные площади и скверы для повседневного отдыха горожан, а также для многолюдных торжественных мероприятий.
Все перечисленное ставит работы в ряд лучших достижений белорусского архитектуры и монументального искусства. Свидетельство тому – широкое положительное освещение цикла республиканскими средствами массовой информации, демонстрация его на республиканской выставке «Монументальное искусство Беларуси» (Минск, 2011). Высокие художественно-эстетические качества представленных работ подтверждены и в профессиональной среде. Так, мемориал «Детям войны» был отмечен медалью и дипломом Национального фестиваля архитектуры (Минск, 2009).
Наконец, данный цикл, имеющий неоспоримое идейно-воспитательное значение, – официальный номинант на соискание Государственной премии Республики Беларусь за 2012 год в области литературы, искусства и архитектуры.