Проблема эвакуации граждан из высоких зданий обнажилась после печальных событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. У тех, кто оказался выше этажей, в которые врезались самолеты, не было ни малейшего шанса спастись из огненной ловушки. Многие несчастные, ]]>потеряв надежду, попросту прыгали из окон.]]>
Специалисты Института подъемно-транспортного оборудования и пластмасс Университета Хеймница разработали спасательный рукав, который должен стать настоящим прорывом в деле спасения из высотных зданий. Пожарный рукав сам по себе не является новшеством. Рукава, представляющие собой длинную эластичную «кишку» из огнеупорных материалов, с успехом используются во всем мире, в том числе в Германии и России. Однако длина рукава до сих пор оставалось ограниченной — не более 20 метров. Длиннее его делать нельзя, иначе человек, прыгающий в рукав, развивает очень высокую скорость — увеличивается сила трения, что, в свою очередь, грозит серьезными ожоговыми травмами.
Немецкий же спасательный рукав может достигать в длину 100 метров и более, но при этом остается совершенно безопасным. Он состоит из нескольких слоев ткани, а внутри него образованы своеобразные воздушные камеры длиной 80 см, управляемые клапанами. Человек внутри просто не может разогнаться до опасной скорости, так как энергия «скатывания» вниз тратится в основном на вытеснение воздуха из камеры в камеру. Внешний слой рукава, в свою очередь, сделан из арамидных тканей, используемых для производства огнепрочных материалов. Кроме того, он покрыт алюминием, который является прекрасным теплоотражателем.
Спасательная система устанавливается в специальном контейнере на крыше или на верхних этажах небоскреба. В случае чрезвычайной ситуации, эвакуационный рукав автоматически спускается вдоль фасада и другим концом фиксируется к земле.
«В настоящее время система рассчитана на высоту максимум в 100 метров. Однако мы работаем над конструкцией рукава, который позволит спасать людей из зданий высотой в 300 и даже 400 метров. Правда, для этого в систему придется внести конструктивные изменения, в частности облегчить ее вес и одновременно ее укрепить»,— говорит научный сотрудник Хемницкого университета Ларс Ярайс.
Ученые уже протестировали спасательный рукав на 24-метровой башне в Герлице. Планируется, что через год-два он будет доработан и сертифицирован Объединением технического контроля. После этого новинка поступит на вооружение спасательной службы