Вы здесь

Резиденция Радзивиллов: история рода в интерьере времени

Научный проект музеефикации дворцового ансамбля Радзивиллов разработан в 2006 г. с участием специалистов лаборатории музейного проектирования Белорусского государственного института проблем культуры. В апреле 2007 г. были рассмотрены и утверждены научная концепция и тематико-экспозиционные планы, художественное решение первого пускового комплекса, а 1 сентября 2008 г. состоялась торжественная церемония открытия стационарной экспозиции, которая включает входную информационную зону, демонстрационный, выставочный и 3 экспозиционных зала (Зал истории строительства и реставрации дворца, Зал истории архива и библиотеки Радзивиллов, фотовыставка «Интерьеры дворца»). Экспозиция знакомит с историей строительства замка, перестройками и реставрацией комплекса, именами людей, которые непосредственно принимали участие в работах. Проведено полное восстановление интерьера архива в соответствии с фотографиями XIX в.

С 2011 г. рабочую группу по музеефикации второго пускового комплекса дворцового ансамбля (научный руководитель кандидат искусствоведения О.Д. Баженова) возглавил директор музея-заповедника «Несвиж» С.М. Климов, к работе были привлечены специалисты из республиканских музеев. Целью музеефикации Несвижского замка явился последовательный показ значения рода Радзивиллов в истории страны и в контексте европейской истории.

Главная репрезентативная часть замка – центральная дворцовая постройка, возведенная в период Ренессанса. Воплощением основной идеи музейной экспозиции выступает большая парадная лестница, которая отыгрывает образную роль восхождения рода Радзивиллов на протяжении 400 лет к славе, могуществу, богатству. Она ведет в парадный – Золотой – зал, презентующий рыцарскую славу, идею патриотизма, верного служения родине, мощь и значимость рода Радзивиллов.

Парадная тема продолжается в прилегающих боковых залах 3-го этажа, где представлены традиционные для предметного мира Несвижского замка коллекции Радзивиллов. Коллекционный кабинет «Нумизматика и фалеристика» дает возможность проследить связи семьи Радзивиллов с самыми известными и царствующими домами Европы. Кабинет «Минералы», начало формированию которого положил Михаил Казимир Радзивилл «Рыбонька» в 1-й половине XVIII в., отражает идею образования, познания мира и родной земли. В кабинете «Слуцкие пояса» посетитель увидит аутентичные предметы, завоевавшие в свое время европейское признание. Среди особо значимых вещей, которые имеют высокую художественную и музейную ценность, – два кунтушовых пояса XVIII в., изготовленные на мануфактуре Пасхалиса Якубовича, пояс слуцкого типа конца XVIII в., выполненный в восточном регионе Речи Посполитой, пояс XIX в., изготовленный в России, 2 гобелена XVI–XVII вв., маката второй половины XVIII в. и др.

Залы с севера и юга (2-й этаж), окружающие лестницу, галереи и залы каменицы, северного корпуса раскрывают идеи семьи и веры как ценностных приоритетов рода Радзивиллов. Символическим центром и архитектурной осью композиции всего замка и замкового комплекса является парадная лестница. Росписи стен и потолка, осуществлявшиеся со второй половины XVIII в., определяют значение рода Радзивиллов в архитектурном и культурном пространстве Несвижского замка. В их основе лежит идея восхождения, становления княжеской фамилии и направленность действий на создание того, что надлежит делать каждому достойному гражданину и патриоту.

В этих помещениях представлены символы, знаки их княжеского достоинства: грамоты, подтверждающие титул Радзивиллов – князей Священной Римской империи, генеалогическое древо Радзивиллов, показывающее их связи с правящими домами Европы (гравюра Питера Босе 1742 г.). Поскольку традиции семьи были неизменными в течение XVI – начала XX в., решено было ориентироваться не на исторические персоналии (кабинет или спальня такого-то князя), а на историческую типологию помещений (кабинет, покой князя XVI–XVII вв.). Залы наполнены экспозиционными знаками, отражающими фундаторскую и законодательную деятельность Радзивиллов.

Важным в музеефикации замка является сюжет конца существования Несвижской ординации в 1939 г. Эта идея опредмечена в Залах семейного альбома, на фотографиях которого запечатлены последние десятилетия Несвижской ординации.

Тематические экспозиции продолжают и поддерживают идею славы и власти Радзивиллов, их включенности в историю нашей страны и Европы, идею патриотизма и служения родине. В восточной галерее 2-го этажа, где в XVIII в. находились покои Михаила Кароля Станислава Радзивилла «Пане Коханку», а в начале XX в. – комнаты Эльжбеты Радзивилл, располагается Зал частных коллекций: выставка серебра, предметов декоративно-прикладного искусства, выполненные на высоком уровне изделия из фарфора и стекла местного и иностранного производства. В будущем музей-заповедник получит возможность демонстрировать ценные коллекции, которые смогут передать на депозит в замок члены семьи Радзивиллов.

Каплица, или часовня, представляет собой небольшое отдельное помещение, специально предназначенное для богослужений. Ее строительство (около 1740 г., проект Казимира Ждановича) связано с появлением у Михаила Казимира Радзивилла «Рыбоньки» почитаемой иконы Божьей Матери Лоретанской, ранее принадлежавшей королю Яну Собескому. Вероятнее всего, над созданием каплицы трудились те же мастера, которые работали над реконструкцией костела Божьего Тела. 18 июня 1758 г. в торжественной обстановке каплицу освятил жемайтский епископ Антоний Тышкевич. В XIX в. каплица пришла в запустение, но в 1878 г. ее восстановили. Во времена нахождения в Несвижском дворце санатория здесь располагались лечебные помещения. В начале XXI в. реставраторы восстановили каплицу, а в феврале 2013 г. ее освятил архиепископ Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

Рядом с каплицей находится экспозиция, связанная с идеей веры и отношением Радзивиллов к религии. Раскрыть эту тему стало возможным благодаря передаче предметов сакрального декоративно-прикладного искусства из римско-католического прихода Божьего Тела в Несвиже: орнаты, долматики, монстранции, подсвечники, щипцы для выпечки гостии и т.д.

Экспозиция, которая размещается на первом этаже здания арсенала, представляет функции замкового арсенала как места для хранения оружия. Вдоль стен в специальных сундуках – ручное огнестрельное оружие, в центре – пушки, рыцарские доспехи. В XVII в. арсенал замка насчитывал порядка тридцати пушек, большинство из которых были произведены при Николае Христофоре Радзивилле «Сиротке». Наиболее знаменитой стала серия пушек, отлитая в конце XVI – начале XVII в. в несвижской мастерской Германом Мольцфельдом. Орудия эти отличались своими художественными качествами: бронзовые украшения в виде листьев различных растений, виноградных лоз и гроздьев, птиц, зверей, изображения святых. Стволы пушек напоминали причудливые колонны, перекрученные стволы деревьев с объемными изображениями попугаев, семиглавых чудищ, песьих голов, что придавало им экзотичность и привлекательность.


Охотничий зал – это прежде всего идея покорения пространства и природы княжеским родом. Интерьер его стало возможным реконструировать благодаря сохранившимся фотографиям 1914–1939 гг. и европейским аналогам. Доминантное место здесь занимают охотничьи трофеи (рога лосей, чучела медведей, глухарей, других животных и птиц), в оружейном шкафу размещаются оригинальные охотничьи ружья австрийского, немецкого и французского производства начала ХХ в. В зале представлены фотографии,
иллюстрирующие сцены из охоты во владениях князей Радзивиллов. Уникальный экспонат зала, принадлежавший роду Радзивиллов, – оригинальный бильярдный стол американского производства Brunswik 1896 г.

 
         

Сегодня для посетителей дворцово-паркового ансамбля XVI–XIX вв. открыто 39 залов. Музей-заповедник
«Несвиж» продолжает работу над созданием новых экспозиций на территории. Одна из них – «Фортификации западного бастиона Несвижского замка на XVII в.» – предусматривает демонстрацию военного потенциала замка. Во время реставрационных работ был восстановлен каменный эскарп нижнего вала, на бастионе восстановлена шахта и приспособления для подъема военного снаряжения, что является основательной предпосылкой для дальнейших работ по музеефикации именно западного бастиона. «Сокровищница Несвижского замка» – интерактивная экспозиция, которая с помощью современных мультимедийных средств позволит вовлечь посетителей в мир легенд главной жемчужины в ожерелье белорусской истории и культуры.

 
 
 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...