Вы здесь

«ДизPlay-2013»: праздник дизайна в БГАИ

С 25 марта по 12 апреля 2013 г. в Белорусской государственной академии искусств состоялся III студенческий проектный семинар-конкурс «ДизPlay». Организовала его академия при содействии Министерства культуры Республики Беларусь. Главный партнер – ЗАО «Атлант».

Конкурсная часть «ДизPlay-2013» вышла стопроцентно состязательной. Вершиной семинара-конкурса стали публичные презентации разработанных командами (проектными группами) дизайн-концепций, раскрывавших общую тему – «Бытовая техника в жилой среде-2030». Все восемь очень хорошо проявивших себя команд до последнего не знали, кто и какое место займет.

Ключевые слова «ДизPlay-2013» – «Комфорт. Красота. Традиция». Обязательные компоненты каждой дизайн-концепции – средовая ситуация (безопасная и комфортная квартира, наилучшим образом приспособленная для отдыха, творчества, учебы и домашней работы), приготовление пищи (процесс и бытовая техника), хранение пищи (процесс и бытовая техника), уход за одеждой (процесс и бытовая техника), а также пользовательские интерфейсы указанной техники.

На разработку дизайн-концепции участникам отвели неделю. Каждая проектная группа включала в себя в равных долях представителей разных дизайнерских специальностей и специализаций: дизайна средств производства и транспорта, дизайна изделий бытового потребления, дизайна мебели, экспозиционного дизайна, дизайна интерьеров, графического дизайна, дизайна виртуальной среды. От команд требовалось показать и объяснить, какие жилье и бытовая техника будут у минчан через 17 лет.

Чтобы команды в сжатые сроки справились с заданием, перед ними выступили преподаватели БГАИ, а также специалисты ЗАО «Атлант», Института философии НАН Беларуси, ИООО «Сен-Гобен Строительная Продукция БелРус», ИП «ВЕЛЮКС Мансардные окна», кафедры инженерной психологии и эргономики БГУИР, ООО «Современный каркасный дом», ООО «ДАР-электро» и представительства ООО «Сименс» в Беларуси.

По решению жюри 1-е место заняла группа «В» с дизайн-концепцией «Эксперимент», 2-е место – группа «C» с дизайн-концепцией «36,6», 3-е место – группа «A» с дизайн-концепцией «Свободное движение модульных элементов системы, основанное на использовании магнитных панелей и принципе индукции». Команда «B» завоевала и приз зрительских симпатий. Публике пришлась по душе кавээновская форма выступления, когда авторы всех частей дизайн-концепции сменяли друг друга.

Квинтэссенция
дизайн-концепции «Эксперимент»

Члены группы «B»: Надежда Гапонова, Антон Догуревич, Екатерина Корникова, Владимир
Лашук, Дарья Салькова, Екатерина Шелегович, Артем Шемятовец, Татьяна Шклудова. Куратор группы: Дмитрий Жуков, профессор кафедры интерьера и оборудования БГАИ.

Жилая среда – экспериментальная по состоянию на середину 2030 года. Ее особенность – контролируемое автоматически и во многом централизованное питание, хранение продуктов и приготовление пищи.

Здание – многоэтажное, автоматизированное, с близким к нулевому энергобалансом. Электричество оно получает, в частности, от каскада геликоидных ветрогенераторов, размещенных в ядре жесткости.

Интерьер квартиры минималистский. Перегородки – трансформируемые, есть светопрозрачные из стеклянных трубок со светодиодами. Солнечный свет проникает во все уголки квартиры и за счет вращения здания вокруг вертикальной оси.

В центре кухни-столовой – домашний очаг. В его столешнице есть и отделение для квантовой телепортации пищевых продуктов. Над столешницей – вакуумный цилиндр для хранения фруктов и овощей.

Вместо стиральной машины – 3D-принтер. Он создает одежду путем материализации трехмерной модели в отдельных картриджах.

В роботе-пылесосе «Улитка» – цилиндр, на поверхности которого липкий гель, вбирающий мусор и пыль.

Для управления техникой у жильцов личные гаджеты-амулеты. Интерфейс в виде соломенного четырехгранного паука – персонажа народной белорусской культуры. Панели интерфейса выплывают и исчезают за счет сигналов мозга человека.

Квинтэссенция дизайн-концепции «36,6»

Члены группы «C»: Анна Балабанович, Даниэлла Белая, Алина Горохова, Юрий Замковенко, Наталья Марченко, Алексей Тумащик, Мария Ярошевич. Куратор группы: Кристина Стрикелева, профессор кафедры теории и истории дизайна БГАИ.

36,6, или 36,6 °С, – это метафора здорового состояния человека.

Главная идея – объединение всех компонентов по хранению продуктов питания и приготовлению пищи, а также по уходу за одеждой в едином блоке.

Единый блок – поворачивающийся вокруг своей главной оси цилиндр с четырьмя функциональными секторами. Цилиндр встроен в интерьер так, что обращен в сторону помещения только одним сектором. Чтобы получать доступ к необходимым секторам, жильцы проворачивают цилиндр.

Управление цилиндром – с помощью сенсорной панели, встроенной около него в столешницу, и, допустим, айфона. У каждого из секторов своя панель управления. Все процессы скрыты и выполняются автоматически. На выходе жилец получает, например, готовое блюдо.

Расположение цилиндра в пространстве обусловливается необходимостью освободить жильцов от нагромождения техники, которая как раз в нем и концентрируется. При этом цилиндр не препятствует созданию индивидуального дизайнерского образа квартиры.

Художественно-образная концепция – единство, вплетение конструкций, объединение функций, плавные линии, идея движения, утонченная элегантность. А цилиндр как фигура вращения – это взаимодействие со всем окружающим.

Квинтэссенция дизайн-концепции «Свободное движение модульных элементов системы, основанное на использовании магнитных панелей и принципе индукции»

Члены группы «A»: Александра Алисейчик, Елизавета Бутько, Василий Гуринович, Марта Казнадей, Татьяна Семенова, Олеся Чикильдина, Максим Шнип. Куратор группы: Василий Витченко, преподаватель кафедры теории и истории дизайна БГАИ.

Проектная задача – создание максимально комфортной среды (кухни), функционально и эмоционально адаптированной к потребностям человека с проекцией на будущее – 2030-й год.

Основные моменты для реализации: диалог жильцов и техники, для чего последней следует быть не только «умной», но и «отзывчивой», «дружелюбной»; максимально быстрое и качественное приготовление пищи при минимальных усилиях жильцов; уютное, безопасное и удобное в эксплуатации пространство, отвечающее всем требованиям, которые предъявляются к жилищу в целом и его кухонной части в частности.

Предложена концепция свободного движения модульных элементов системы, основанного на использовании магнитных панелей и принципе индукции. С помощью данного подхода появляется возможность максимально задействовать пространство по вертикали, тем самым создавая оптимальные зоны для хранения и обеспечивая комфортную деятельность даже в самом маленьком пространстве.

Индукционная плита – электрическая плита с КПД около 90%, которая разогревает металлическую посуду индуцированными вихревыми токами, создаваемыми магнитным полем.

Любопытные фрагменты
из дизайн-концепций групп «D» – «H»

«D»: «Универсальность, мобильность, эстетическая привлекательность кухонного комплекса CosmoNova, простота его взаимодействия с человеком превращают привычные процессы в занимательный «полет». Его результат – удовлетворение не только жизненно важных потребностей, но и создание окружающей человека гармонии».

«E»: «План дома по форме напоминает солярный символ. Атриум, верхний фонарь, светопрозрачные лифты и лестничные клетки наполняют внутреннюю среду дома светом и воздухом. Дом растет как колос, его зерна – техника, интерфейс. Древовидная схема расположения жилых модулей и используемые материалы придают зданию природный вид».

«F»: «Многофункциональный автоматизированный комплекс в виде стенки занимает оптимальное положение по отношению к рабочей зоне кухни, являясь также отопителем и кондиционером воздуха. В типовом комплексе 4 блочные камеры: холодильная, морозильная, стиральная, для приготовления пищи. Возможно индивидуальное функциональное решение комплекса».

«G»: «Экоздания с арендуемыми квартирами оснащены крышными ветростеблями. Каждый ветростебель содержит электродные слои и керамические диски, при сжатии генерирующие электроток. Сжатие – следствие покачивания стебля на ветру».

«H»: «Автоматизированная система «Умный дом» под названием «Хатнік» связывает все объекты кухни воедино. В оформлении интерфейса присутствуют растительные мотивы, а его аудиовизуальная основа – герой белорусской мифологии Хатнік. Этот аватар принимает любой облик по желанию жильцов и общается с ними».

Сильная сторона дизайн-концепций – изображения, в т.ч. скетчи и анимационные видеоролики. Тексты же, описывающие дизайн-концепции, по качественному уровню проиграли изображениям. Видимо, на работу со словом будущим дизайнерам не хватило времени. Однако в целом сделанное участниками семинара-конкурса с помощью его организаторов и гостей не может не вызывать интереса и уважения. А в заключение уместно сказать: «До встречи на семинаре-конкурсе «ДизPlay-2014».

 

 

 

 

Читайте также
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Государственный кадастр г. Минска начал формироваться в 1993 г. В качестве первоочередных были выделены четыре подсистемы: государственный земельный...
23.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Любая качественная выставка в той или иной степени отражает ситуацию в отрасли. Экспозиция одного из наиболее успешных международных выставочных...
07.03.2005 / просмотров: [totalcount]
Лауреаты конкурса "Дизайн интерьеров: Идеи и реализации" в номинации "Интерьер индивидуального жилого дома" Виктор Кобызев и...