Вы здесь

Широкий выбор способов решения жилищного вопроса

Версия для печати

Одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики белорусского государства было и остается обеспечение человека доступным и комфортным жильем. Постановлением Совета Министров № 267 от 05.04.2013 утверждена новая Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 г. В основу ее заложен принцип расширения возможностей граждан самостоятельно решать свой жилищный вопрос. Мы обратились к начальнику управления жилищной политики Минстройархитектуры Александру Витальевичу Горвалю прокомментировать основные положения данного документа.

– Александр Витальевич, в 2008 г. была принята Концепция строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья. Она в соответствии с правовыми и организационными основами государственной жилищной политики комплексно решала проблемы жилищной сферы, определив приоритетные направления, способы их реализации. И вот спустя пять лет – новый документ…

– Появление новой Концепции государственной жилищной политики обусловлено в первую очередь изменением экономических и социальных условий, произошедших за последние годы. К тому же концепция 2008 г. практически исчерпала перечень тех задач, которые в ней ставились. Кроме того, всесторонняя государственная поддержка в сфере строительства в виде льготного кредитования и субсидирования, существующий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий привели к значительному росту числа граждан, ориентированных на улучшение своих жилищных условий исключительно с государственной поддержкой. В результате количество состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий возросло с 565 тыс. семей на 1 января 2006 г. до 814 тыс. семей на 1 января 2013 г., или на 44%. И это при том, что в 2006–2012 гг. в Беларуси построено 36,2 млн м2 жилья, благодаря чему жилищные условия улучшили свыше 300 тыс. семей – более 1 млн человек. Так что назрела необходимость создания еще более эффективной системы обеспечения доступным жильем всех категорий граждан.

Главное отличие новой концепции состоит в том, что она носит более широкий характер и включает в себя весь цикл жилищной политики. Во-первых, абсолютно прозрачными и четкими стали критерии и механизмы постановки на учет и предоставления государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, конкретизированы их категории. Если в предыдущей концепции мы акцентировали внимание на строительстве жилья для очередников, то в нынешней дифференцированы все группы населения, прописаны механизмы улучшения жилищных условий для всех категорий граждан, не обеспеченных жильем согласно нормам, предусмотренным в Жилищном кодексе Республики Беларусь: очередников-льготников, очередников, не имеющих права на государственную поддержку при улучшении жилищных условий, малообеспеченных и тех, кто не относится к категории нуждающихся, иных категорий граждан. Определены источники и механизмы финансирования, способы строительства.

Следующий блок вопросов – собственно строительство. В 2013–2015 гг. планируется увеличить объемы ввода в эксплуатацию жилья на условиях долевого строительства. Принята новая редакция Указа № 263, который охватывает все виды строительства жилья долевым способом – не только многоквартирное, как раньше, но и блокированное, индивидуальное жилье, объекты нежилого назначения, также входящие в комплекс проектов по долевому строительству, проработаны аспекты оптимизации правового регулирования данного вида строительства, повышение ответственности застройщиков за выполнение обязательств.

– Появился принципиально новый вид льготного строительства – государственный заказ. В чем его суть?

Государственный заказ – это абсолютно новая форма строительства, принятая во исполнение концепции согласно Указу Президента № 215. Схематически ее можно представить следующим образом. Госзаказчик (а это преимущественно управления капитального строительства районных и городских исполкомов) за льготные кредиты, которые выделяются ему государством, строит дом и в последующем уже готовое жилье продает тем, кто стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеет право на господдержку, т.е. на льготный кредит и субсидии.

Строительство по госзаказу имеет несомненные плюсы. Во-первых, при наличии устойчивого финансирования сокращаются сроки строительства, а граждане исключаются из изнурительного инвестиционного процесса, который начинается для них еще на стадии формирования ЖСК, утверждения проекта, рытья котлована, строительства и т.д. Человек до последнего не знает окончательной суммы, в которую ему обойдется жилье. Здесь же он не мучается сомнениями в процессе возведения – ему предлагается готовый объект по ценам, сложившимся на дату ввода дома в эксплуатацию, а он, исходя из своих финансовых возможностей и желания, принимает решение, берется за финансирование или нет. После того как льготник выразил желание купить квартиру в построенном доме, он вносит собственные средства, получает льготный кредит, а договором купли-продажи жилье передается ему в собственность.

Таков механизм госзаказа. Безусловно, он требует крупных первоначальных вложений со стороны государства, и реализация его будет производиться в пределах средств государственной поддержки, выделяемой ежегодно на жилищное строительство. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются: есть проекты под определенные дома, подготовлено постановление Минстройархитектуры, которое четко формулирует весь спектр вопросов: перечень жилых домов – в основном применяться будут экономичные типовые проекты массовых серий домов типовых потребительских качеств, их оптимальное градостроительное размещение, объемы строительства и финансирования и т.д.

– А если средств у человека оказывается недостаточно и нет надежды на льготный кредит?..

– В качестве альтернативы предлагается еще один новый механизм – арендное жилье. В данном случае государство, также затрачивая на строительство деньги из бюджета, в отличие от госзаказа не передает жилье в собственность. Оно остается собственностью государства, таким образом накапливается национальное богатство – национальный жилищный фонд. Концепцией определено, что до 2016 г. должно быть построено не менее 1 млн м2 арендного жилья, в 2013 г. – 220 тыс. м2. Параллельно освобождающееся жилье государственного фонда тоже передается в аренду – таких квартир по республике тысячи, и люди интерес к ним проявляют.

Следующий вид – индивидуальное жилищное строительство, популярность которого постоянно растет. В 2012 г. его доля в общем объеме вводимого жилья составила 31,5%, к 2016 г. поставлена задача увеличить ее не менее чем до 40%. Не секрет, что условия жизни в индивидуальном доме выше, чем в многоэтажном. Государство будет оказывать поддержку этому виду строительства, что также четко прописывает Концепция – все подходы и механизмы, способы реализации: выделение земельных участков, наращивание объемов, изыскание новых земель, удобных для людей, чтобы удовлетворить десятки тысяч заявлений на индивидуальные участки, которые сегодня существуют, предоставление типовых проектов, в том числе бесплатных.

Необходимо активизировать возведение индивидуальных индустриальных жилых домов в крупнопанельном исполнении, в деревянном, в технологии VST и т.д. У нас такой перечень имеется, Постановлением Минстройархитектуры № 173 принята Программа индустриального индивидуального жилищного строительства, и этот документ уже работает.

Одним из механизмов улучшения гражданами жилищных условий станет развитие найма жилья, в которое будут включены помещения государственного жилищного фонда. Так что новая Концепция, как видим, предоставляет многообразие видов строительства, повышает возможности выбора.

Согласно Концепции, в ближайшей перспективе нам предстоит перейти к массовому строительству энергоэффективного жилья: стоит задача снизить энергопотребление на отопление жилых домов до 40 кВт/ч на квадратный метр в год. Положительный опыт такого строительства уже накоплен нашими проектировщиками и строителями в столице, областных центрах и иных городах страны, а с 2014 г. в энергоэффективном стандарте планируется осуществлять проектирование всех жилых домов.

Еще один важный вопрос, которого в предыдущей Концепции не было, – рассмотрение поведения государства, каждого гражданина и самого жилья в жизненный цикл дома после ввода его в эксплуатацию. Уточнена ответственность служб Минжилкомхоза, Госкомимущества, других профильных организаций. Прописан большой перечень вопросов: как и в каких объемах проводить капитальный и текущие ремонты, наращивать объемы работ, какова тарифная политика в отношении жилищно-коммунальных услуг, как должно обеспечиваться их качество, набор, комплексность – в общем, весь блок эксплуатационного периода жилого дома. Получается целостная конструкция, в которой каждый занимает свое место – начиная от гражданина, изъявившего желание строиться, и заканчивая эксплуатационным циклом.

– А источники финансирования, на которые можно ориентироваться?

– Для обеспечения всем категориям населения реальной возможности построить, купить, снять жилье в наем предлагаются разнообразные финансовые механизмы. Это может быть банковский кредит, ипотека, система жилищных строительных сбережений, жилищных облигаций и т.д. Сегодня мы вновь возвращаемся к доработке проекта закона о жилищно-строительных сбережениях, работа над которым в силу объективных причин была приостановлена, но, уверен, данный механизм очень перспективен и будет осуществляться с использованием подходов, обеспечивающих ее развитие как банковско-финансового инструмента. Получит развитие система жилищных облигационных фондов – региональных, районных, городских. Кстати, региональные фонды существовали еще в конце 1990-х – начале 2000-х гг. и довольно успешно.

Внесены соответствующие изменения в Закон об ипотеке и новую редакцию Жилищного кодекса, которые сняли все проблемы, возникающие у банков по взысканию залога. Концепция декларирует переход к следующему этапу – созданию Национального ипотечного агентства, т.е. структуры, которая будет заниматься этими вопросами как государственный орган, стимулирующий данное направление.

Еще одна особенность новой Концепции – повышение доли собственных средств, которыми человек участвует для улучшения своих жилищных условий. Глава государства неоднократно подчеркивал, что льготная методика породила иждивенческие настроения, и поставил задачу, чтобы граждане от ожидания государственных дотационных кредитов активнее переходили к личному участию в решении жилищных проблем – доля собственных средств должна составлять не менее 50% от стоимости строительства жилья. Планируется создать условия для активного вовлечения в реализацию государственной жилищной политики организаций и профсоюзов, предполагающие включение в «социальный пакет» мер прямой поддержки работников при улучшении ими жилищных условий.

– Какие конкретные шаги предприняты по реализации Концепции, дальнейшему совершенствованию управления развитием жилищной сферы?

– Министерством архитектуры и строительство разработан план мероприятий по выполнению намеченных Концепцией приоритетных направлений, и в нем детализированы все положения, о которых мы говорили. Определены конкретные исполнители, сроки и формы исполнения, перечни нормативно-правовых актов, которые будут разработаны, и т.д. Мероприятия осуществляются всеми органами государственного управления и местными исполкомами. Это всеобъемлющий документ, охватывающий как органы управления и хозяйствующие субъекты, так и все население нашей страны, которое имеет к жилью самое непосредственное отношение – либо строит, либо эксплуатирует.

В заключение хочу сказать, что начиная с Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», которым началось проведение новой жилищной политики, мы в значительной степени изменили саму систему господдержки, вообще жилищной политики в стране: поменялись категории, порядок оказания господдержки, процентные ставки, условия выплаты и т.д. Это коснулось и учета граждан, и недвижимости. Для реализации на практике принципа одноразовости получения господдержки создается единая база данных по гражданам, получившим господдержку, и членам их семей. Если раньше льготный кредит получало 80% очередников, то теперь – 30%. И конечно, это всколыхнуло ту часть общества, которая считает, что государство обязано ему предоставить жилье: почему не имею права на субсидии, почему не могу сдавать в аренду квартиру, которую построил по льготному кредиту? Значит, не так она и нужна. А в это время есть тысячи семей, которым на самом деле надо помочь. Так что действительно следует менять подходы, и в первую очередь – психологию человека.

Для того чтобы стабилизировать ситуацию в жилищном строительстве, работа предстоит большая и ответственная. Заостряю на этом внимание потому, что есть мнения о необходимости очередных кардинальных, революционных преобразований в данной сфере. Однако следует иметь в виду, что жилищное строительство – эволюционный процесс. И главная задача состоит в том, чтобы четко реализовать все положения Концепции – лишь тогда будет качественный сдвиг в жилищной политике в конкретных условиях.

– Спасибо за беседу.

Записала Валентина Мартинович

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 6 120
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: 8 861
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: 17 754
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...