Общеобразовательная школа в единой системе образования является тем фундаментом, с которого начинается “возведение”, взращивание будущего потенциала страны, и цели и задачи ее возвышенны и благородны – формирование у подрастающего поколения физических и духовных основ, общеобразовательных знаний, трудовых умений, моральных и эстетических качеств, индивидуальных способностей, навыков творческой самодеятельности, выбор будущей профессии. Здесь маленький человек становится Личностью. Но, как известно, личность не может развиваться вне материальной среды, и от того, в какой среде (классах, лабораториях, залах), в каких условиях проходит “школьная” жизнь ребенка, зависит уровень его подготовленности ко взрослой жизни. Участвуют в этом процессе и архитекторы-проектировщики, создающие Дом для насыщенной, информативной, продуктивной учебной работы.
Школа – наиболее массовый вид общественных зданий. За последние 8–10 лет в Минске их построено около 10 (проект развития генерального плана города до 2015 г. предусматривает потребность в 58 000 школьных мест). Ранее строительство школ осуществлялось по типовым проектам, причем за довольно короткий период эти проекты успевали устареть несколько раз. Учитывая их жесткую конструктивную схему (каркасно-панельные и панельные), при привязке возникали трудности, прежде всего когда требовалось приведение планировочных решений в соответствие с изменившимися нормами. Так появились блоки для шестилеток с классами, спальнями-игровыми и блок спортивного зала с раздевалками, “прилепленными” к базовой школе.
Веление времени, изменившаяся нормативная база привели к необходимости разработки проектов новых типов школ для повторного применения. Так случилось, что именно Минскпроект взял на себя функции главного проектировщика средних учебных заведений. Творческий коллектив архитекторов и инженеров, специалистов-смежников института накопил в этом направлении определенный опыт, на протяжении многих лет занимаясь темой дошкольного и школьного образования и плодотворно сотрудничая с соответствующими службами, в первую очередь с Центром гигиены и эпидемиологии и Комитетом по образованию. В 2003 г. институтом разработаны проекты новых школ на 720, 930 и 1020 учащихся. Они уже построены в микрорайонах “Лошица” и “Сухарево”, а школа, возведенная в микрорайоне “Красный Бор-2”, в конкурсе “На лучшее достижение в строительной отрасли Республики Беларусь за 2005 год” стала победителем в номинации “Объект года” в категории “Новое строительство”.
Тема средних учебных заведений сегодня как никогда актуальна. Рост строительства жилья, проектирование новых жилых районов вызывает необходимость возведения как минимум 2–3 школ в год. Такие проекты нами разрабатываются и, как правило, в зависимости от конкретных потребностей заказчиков (пользователей) по ходу совершенствуются.
В 2008 г. под объем строительства 2009 г. выполнены последние “переходные” проекты к 11-летней системе образования. Расскажем о них подробнее.
Здание школы, рассчитанное на 1020 учащихся, 3–4-этажное. Состоит оно из 3 функциональных блоков – условно “открытой” зоны, расположенной в центре, и “закрытой” – в двух боковых учебных блоках. Вход в школу организован через большой вестибюль, из которого легко попасть в любую ее часть.
В первом блоке располагаются помещения спортивного назначения, эстетического воспитания и кружковой работы. Это спортивные залы 36х18 и 24х12 м, тренажерный площадью 12х6 м с раздевальными и душевыми, актовый на 299 мест с эстрадой, артистическими и костюмерной, столовая на 360 посадочных мест с витаминным баром, музей, библиотека с читальным залом, компьютерные классы, лыжная база, учебный тир. В непосредственной близости находятся мастерские по обработке древесины и металла, по обработке ткани, кулинарная мастерская, где школьники смогут приобретать профессиональные навыки.
В соответствии с нормами и требованиями проектом предусмотрена безбарьерная доступность для инвалидов во все помещения, соответствующая ширина проходов, лифты, пандусы, гардеробы, санитарные узлы. Открытая зона используется как в учебном процессе, так и во внеурочной работе со школьниками. Кроме того, школа – это культурно-воспитательный, досуговый, физкультурно-оздоровительный центр, рассчитанный не только на школьников, но и всех жителей района.
Два “закрытых” блока – учебные классы, кабинеты и лаборатории соответственно младших и старших классов – соединены с общешкольным (“открытым”), но изолированы друг от друга. Классные помещения и кабинеты оснащены современными видами технологического и инженерного оборудования, например офтальмотренажерами, предназначенными для профилактики зрительного утомления, нарушений осанки и зрения. Все компьютерные классы объединены в локальную компьютерную сеть, кабинеты информатики и конференц-зал – с мультимедийным оборудованием и – обязательно – системой кондиционирования воздуха.
Таким образом, проектом предусмотрены все мероприятия, позволяющие организовать полноценное обучение.
Держу в руках очередное, “свеженькое” письмо от Комитета по образованию по согласованию предложенных нами объемно-планировочных решений школ с 11-летним обучением под задел строительства 2009 г. в Минске. Нормативная база, регламентирующая состав и площади помещений с переходом на 11-летнее обучение, пока отсутствует. Предложенные варианты базируются на сохранении объемно-планировочной основы действующей школы и предусматривают изменение наполняемости и количества классов. При этом общая вместимость (1020 учащихся) сохраняется. В каждом конкретном случае в зависимости от условий посадки школы в микрорайоне решаются вопросы ориентации здания, обеспечивающей оптимальную инсоляцию помещений.
Важной составляющей комплекса общеобразовательного учреждения является школьный участок, который еще при разработке генерального плана разбивается на функциональные зоны:
- физкультурно-оздоровительную. Включает школьный стадион, площадки для игры в баскетбол и волейбол, для гимнастики, место для устройства хоккейной площадки в зимнее время;
- учебно-опытную;
- зону начальной военной подготовки;
- зону отдыха, в том числе для подвижных игр различных возрастных групп, площадки для тихого отдыха.
Площадки оборудуются современными малыми архитектурными формами и спортивным инвентарем. Выполняются все требования по рациональному доступу школьников, а также маломобильных групп населения и инвалидов-колясочников к зданию. Это пониженные борта, пандусы и пешеходные дорожки с минимальным уклоном и металлическими поручнями. Подходы к школе предусмотрены со стороны всех жилых групп микрорайона.
Не остался без внимания вопрос транспортного обслуживания: запроектированы парковочные места для автомобилей работников школы, а также временные места для машин родителей, подвозящих детей в школу. Территория школы ограждается.
Новое качество учебное здание общеобразовательной школы приобретает в результате пристройки школьного бассейна. Такая работа нами уже ведется по поручению Минского горисполкома: школа с пристроенным бассейном проектируется в микрорайоне “Масюковщина-3”. Кроме того, как основной вариант для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий с учащимися школ и населения на территории жилых образований разрабатывается планировочное решение отдельно стоящего плавательного бассейна.
Главная задача при проектировании общеобразовательных учреждений, поиске их архитектурной выразительности – создание индивидуального, яркого акцента в застройке микрорайона, особого микроклимата во внутреннем пространстве. Потому что только в яркой, художественно-эстетичной среде возможно формирование неординарной личности.