Вы здесь

Средняя общеобразовательная школа на 720 учащихся в микрорайоне “Сухарево-5”

Авторы проекта: Н.М. Дятко, М.А. Гаевская, Г.В. Валентинова
при участии Т.Г. Григорьевой

После значительного перерыва мне вновь пришлось проектировать школьное здание для микрорайона “Сухарево-5”. В 1980-е годы, будучи сотрудником института “Белгоспроект”, я участвовал в разработке практически всех проектов предыдущей серии типовых школ. Здания были очень компактные с широкими корпусами, с минимальным периметром наружных стен и… безупречно скучные. Самое сильное впечатление от процесса проектирования этих объектов оставила долгая и тщательная подгонка нормативных площадей и объемов к заданным экономическим параметрам, соотношениям рабочих и полезных площадей, площадей и объемов и даже количеству внешних и внутренних углов в здании. По мнению руководства института, идеальная школа должна была представлять собой в плане чистый прямоугольник. Понятно, что эти требования ставились вышестоящим Госстроем СССР, ведь типовые проекты строились по всему Союзу и в масштабе страны бюджетные средства экономились. Но минимально необходимый состав помещений для нормального учебного процесса предписывалось дать, санитарные требования в части инсоляции и освещенности никто не отменял, поэтому дальнейшая экономия за счет планировочных решений и количества углов оказалась невозможной.

Эта серия стала апофеозом компактности, экономичности и минимализации теплопотерь. Практически в то же время мы познакомились с другим подходом к проектированию школьных зданий в Польской Народной Республике. Никакого типового проектирования. Здания индивидуальные, тщательно выверенные, расположенные в конкретном месте. Меня тогда удивило огорчение и сокрушение пани архитектора по поводу того, что из некоторых учебных помещений запроектированной школы видна большая автостоянка, хотя все нормативные расстояния были соблюдены. В проекте огромное внимание было уделено удобству учащихся при организации учебного процесса, тщательно учтены возрастные особенности школьников.

Сейчас нет типового проектирования, но есть повторное применение проектов, которое значительно сокращает сроки проектирования и строительства, с одной стороны, с другой – по-прежнему мало учитывает особенности места расположения здания, его увязку с находящимися рядом жилыми домами, лишает жилую среду индивидуальности. Впрочем, это скорее проблема проектирования новых микрорайонов, их пространственной организации, правильной расстановки архитектурных акцентов.

Пришла новая школьная программа, изменился и заметно вырос набор учебных, общественных и спортивных помещений. Но вопросы бюджетного строительства будут стоять всегда. Баланс интересов экономики и комфортного проживания людей, эстетики и унификации строительства надо искать в каждом бюджетном объекте.

Размышляя над этим и вспомнив смелых преобразователей жилой среды – модернистов, мы предложили схему здания, которая позволяет при соблюдении всех требований учебного процесса в какой-то степени вернуть городу затраченные на строительство деньги или хотя бы дать дополнительные удобства жителям района. Современная школа сравнима с Домом культуры и физкультурно-оздоровительным комплексом, вместе взятыми, ее общественные помещения весьма значительны, но в учебном процессе задействованы в основном в первую половину дня. Создав схему здания, четко разделяющую учебные помещения от спортивных и общественных, мы заложили основу для их автономного функционирования после окончания учебных занятий. Эта схема позволяет наращивать состав общественных и спортивных помещений, не нарушая учебного процесса и внутришкольных функциональных связей. Таким образом, школа может стать естественным культурным и спортивным центром жилого района, в котором будут и актовые, и спортивные залы, и бассейн, и кафе-столовая.

Мы далеки от иллюзий, что возможности планировки дадут немедленный результат в реальном функционировании здания, поскольку решить административные и финансовые вопросы непросто. Но ведь в фонтане идей основоположников современной архитектуры не все были утопическими. Что же касается чисто архитектурных вопросов, то в связи с вышеупомянутым планировочным решением, которое по сути является открытой схемой, было обращено внимание на гармонизацию различных по размерам и масштабам объемов, в основном с помощью переходных и вспомогательных элементов, архитектурных деталей и цветового решения. Появилась необходимость привести масштаб очень большого здания к возможностям детского восприятия, гуманизировать среду обучения.

С интересом ждем окончания строительства, чтобы проверить принятые решения. Размышляя о перспективе строительства школьных зданий, считаю, что все они должны быть сугубо индивидуальными, учитывать особенности конкретного места, района города, обогащать собой архитектурную среду жилых районов. Сами здания должны насыщаться внутри и снаружи архитектурными и декоративными элементами, соразмерными детям. При всей масштабности строительства жилья количество новых городских школ в республике невелико, что позволяет создавать для них индивидуальные проекты с интересным архитектурным результатом.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...