Вы здесь

Помпеи – уникальный памятник архитектурно-градостроительной среды: опыт реставрации

История безжалостна к мелочам. В области архитектуры она, в лучшем случае, оставляет следы отдельных наиболее капитальных и значительных сооружений ушедших эпох и цивилизаций, совершенно забывая о более хрупком и преходящем, к чему относится понятие архитектурно-градостроительной среды и повседневной пространственной организации жизненного пространства.

Величественные руины единичных образцов некогда грандиозных построек, чаще культового или общественного назначения, вполне позволяют оценить уровень строительного искусства и эстетических представлений определенной исторической эпохи, хотя совершенно недостаточны для отражения целостной и реальной картины материально-пространственной среды своего времени.

Помпеи в этом отношении – совершенно уникальный памятник архитектуры и градостроительства. Оказавшись почти 2000 лет назад в одночасье погребенным под слоем вулканического пепла, город навсегда остановился в хрупком мгновении истории.

Катастрофа произошла в 79 г. н.э. у подножия вулкана Везувий, расположенного на территории современной южной Италии. Город Помпеи относился к разряду довольно типичных и рядовых, подобно которому было множество других городов, разбросанных по всей территории Великой Римской империи. Застраивался он на протяжении V в. до н.э. – I в. н.э. На его формирование заметное влияние оказали этрусская, греческая и римская культуры.

В настоящее время Помпеи как архитектурно-исторический памятник представляет собой следующую картину: целостный, практически полностью сохранивший свою архитектурно-планировочную структуру город. Он занимает собой территорию в 66 га (45 га расчищенной территории). Все основные несущие элементы зданий хорошо сохранились. Конструкции перекрытий и прочие детали зданий, выполненные из менее долговечных материалов, в основном утрачены.

Город окружен городской стеной, снабженной несколькими выездными воротами. Через них проходили основные торговые пути, которые сформировали основные планировочные оси города. Четкая прямоугольная сеть улиц позволяла мобильно развивать и регулировать застройку.

Открытым общественным пространствам противопоставляются закрытые, камерные, обращенные вглубь частные владения.

Очень ясно прочитывается функциональное зонирование города. Городской центр представлен Помпейским Форумом, размещенным на пересечении главных путей сообщения. Первоначально он находился в центре Помпеи, но по мере роста города оказался в боковой зоне, сохранив, однако, свою политическую, экономическую и религиозную значимость. Форум представляет собой площадь, окруженную портиками, вокруг которой разместились монументальные общественные здания и официальные культовые храмы.

Интересно расположение городского рынка Мацеллума. С одной стороны он как бы примыкает к Форуму, однако его главный вход находится в стороне, чтобы не мешать происходящим там церемониям.

Многочисленные лавки и таверны уплотняются по мере формирования главных улиц города.

Организация городского досуга представлена отдельно расположенной зоной театров, а также зоной амфитеатра с большим гимнасием, размещенными на большой территории в периферийной части города.

Ряд городских кварталов занимали термы – излюбленные места горожан.

Пожалуй, самым удивительным и захватывающим в Помпеях может показаться изучение частных жилых владений, так называемых семейных домов и вилл, остатки которых занимают основную часть городских территорий. Здесь можно практически непрерывно проследить эволюцию жилого дома «италийского» типа от роскошных особняков до скромных жилищ средних классов. Основным формирующим элементом является дом с атрием (внутренним двором). Атрий был центром семейной жизни, вокруг него формировались все остальные помещения. Внешне дом представлял собой замкнутую высокими внешними стенами постройку. Свет должен был проникать вглубь через отверстие в крыше, которое служило также для сбора дождевой воды в имплювий – бассейн, расположенный в центре двора.

Победы римлян на востоке привнесли в дома знати позаимствованные элементы греческого жилища. Например, перистиль или двор, превращенный в сад, часто украшенный бассейнами и окруженный портиком, в который выходили многочисленные комнаты.

Жилища мелких торговцев, ремесленников и вольноотпущенных имели более простую планировку и скромные размеры. Чтобы удовлетворить потребность в жилье в связи с ростом населения, в Помпеях строились даже 2–3-этажные дома.

Археологические раскопки в Помпеях проводятся с 1847 г. и еще полностью не завершены. Параллельно всегда велись реставрационные работы. При знакомстве с этим уникальным памятником явно прослеживаются определенные приципы в реставрационных приемах.

Прежде всего – это максимально бережное отношение к архитектурно-историческому наследию. Реставрационные работы направлены на сохранение и уважительное отношение к тому материалу, которое оставило время. В Помпеях никогда не предпринимались попытки кардинального вмешательства в историческую среду.

Здесь прослеживается принцип «щадящей» реставрации, подразумевающей восстановление и реставрацию лишь незначительного процента зданий или отдельных конструктивных элементов. Цель такого подхода заключается в том, чтобы показать, намекнуть на то, как мог выглядеть тот или иной объект в более завершенном виде, и позволить провести аналогии с другими объектами, при этом не нарушая связь с достоверным археологическим наследием.

Еще одним интересным приемом при реконструкции Помпеи можно отметить так называемую «ландшафтную» реставрацию. Очень корректный и в то же время удивительный прием, позволяющий провести живую нить между современными мертвыми и холодными руинами и некогда веселым и процветающим городом. Он подразумевает восстановление городского пейзажа, возрождение принципов озеленения общественных пространств и частных владений, которые могли применяться в то время. Таким образом, остатки древних атриумов вдруг оживают среди распускающихся магнолий, древние перистрили вновь соревнуются в искусстве растительного декорирования, зеленеют вьющимся виноградом перголы, как и 2000 лет назад, причудливо распускается фикус у изящного фонтана.

Следующим реставрационным приемом, примененным в Помпеях, можно назвать ставший весьма популярным и в других местах прием функционального возрождения некоторых исторических объектов. Это когда вслед за восстановлением внешнего облика здания следует также восстановление его изначальной функции с целью познавательного и культурного эксперимента. Примером может служить здание бывшего открытого античного театра в Помпеях, которЬе в современных условиях с помощью несложных временных преобразовани может служить для проведения концертов или организации театральных постановок.

Наконец, можно также отметить привнесение в архитектурно-исторический комплекс Помпеи новой музейной функции. Эта организация в одном из восстановленных зданий постоянной музейной экспозиции, основанной на богатом материале археологических раскопок, а также создание временных экспозиций непосредственно в местах проведения текущих раскопок.

Несомненно, Помпеи представляют собой грандиозный материал для исследований во всевозможных областях культуры и истории, прежде всего как бесценный памятник архитектурно-градостроительной среды своего времени.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...