Обновленные фасады, интерьеры и холлы – визитная карточка здания, зримый плод его реконструкции. Но суть и наполнение преобразований, то, что обеспечивает вторую жизнь всех технических систем сооружения, скрыто внутри. Именно это определяет его оснащенность, современность, соответствие требованиям сегодняшнего дня, особенно если касается таких многофункциональных зданий, как театр.
Одной из главнейших задач реконструкции театра оперы и балета было его техническое переоснащение. Театр в том виде, в каком он существовал последнее время, уже не соответствовал требованиям сценографии XXI в. В результате реконструкции совместным трудом зодчих, инженеров, строителей был создан современный, уникальный в своем роде зрительско-сценический комплекс, который открывает новые постановочные возможности перед труппой одного из ведущих театров республики.
Модернизация технологий сценографии, оснащение сцены театра новым механическим оборудованием, постановочным освещением, акустическими устройствами – не только ответственная, но и чрезвычайно сложная техническая задача. Были использованы новейшие методы движения сценических механизмов с помощью гидравлических приводов, обеспечивающих бесшумность, плавность хода, высокую скорость передвижения (до 1,5 м в секунду). Собственно, во всем мире такие технологии применяются достаточно давно. А вот на постсоветском пространстве белорусские проектировщики апробировали их первыми.
Механооборудование сцены, а сцена традиционно делится на авансцену, собственно сцену и арьерсцену, решалось нами посредством нижней и верхней механизации.
Нижняя механизация обеспечивает возможность перемещения подъемно-опускных площадок – всего их насчитывается 21. Они могут подниматься относительно друг друга по высоте, изменять наклон, кроме того, площадки насыщены приспособлениями для создания всевозможных сценических эффектов, посредством люков провала на сцене могут возникать персонажи действия или бутафорские элементы. Благодаря таким двухуровневым площадкам у сценографов появилось множество вариантов в осуществлении самых новаторских постановочных идей.
Механизм двухуровневых площадок очень сложный и его создание потребовало от проектировщиков максимальной концентрации сил и умений. К разработке системы была привлечена немецкая фирма SBS Buhnеnтechnik GmbH. Расчеты показали: для реализации всех технических возможностей этих устройств необходим очень глубокий подвал. Ведь для того чтобы площадку поднять на 3–4 м, на столько же надо уйти вглубь. В результате подвал опустился на 17 м ниже уровня сцены! В нем разместились конструкции, движушие площадки, гидронасосы.
Создать трюмные пространства для размещения в них сценических механизмов в условиях реконструкции существующего здания оказалось непросто. Поскольку необходимо было “заглубляться”, возникали серьезные проблемы, потому что низ подвала, или трюма, как мы его называем, находится на отметке –14 м, что на 7 м, а в отдельных местах и на 8 м ниже фундамента существующего здания. Расстояние стены подвала от фундамента – буквально метр-полтора. Получается, что мы, подрываясь под фундамент, ослабляем основание. Перед строителями встала задача: как обеспечить устройство и функционирование нового сложного оборудования, не причинив вреда существующим конструкциям?
Было налажено сотрудничество с Минскметропроектом, ведущим институтом в области подземных работ. С помощью 14-метровых буронабивных свай подвал (трюм) был выгорожен со всех сторон. В ходе работ шел постоянный мониторинг существующих конструкций, чтобы предупредить малейшие подвижки – опасность этого присутствовала постоянно. Следует отметить, что условия работы внутри здания были крайне стесненными и трудными, требовалась самая современная и уникальная техника: с одной стороны, она должна быть малогабаритной, с другой – с большими техническими возможностями. Министерство архитектуры и строительства привлекло самую современную технику, существующую в Беларуси в единичных экземплярах. И стоит отдать должное строителям – они справились со своей многотрудной задачей.
Еще одним сложным моментом реконструкции стала необходимость создания гидравлической станции. Поскольку это сооружение является пожаро- и взрывоопасным, его пришлось вынести за пределы здания, предусмотрев при этом транзит трудопроводов по передаче гидравлической суспензии через весь театр, что тоже представляло определенную сложность. Ведь 70 лет назад, когда здание строилось, подобные задачи не ставились. Поэтому приходилось модернизировать, внедряя высокие технологии в заданных условиях. Для замены большепролетных конструкций на объекте был применен способ укрупнительной сборки балок и ферм прямо на площадке. Это можно считать уникальной строительной операцией: все металлические большепролетные конструкции были смонтированы за 7 дней суперсовременным 500-тонным краном.
Нижней механизацией предусмотрена также трансформация оркестровой ямы: она может подниматься, тем самым увеличивая авансцену (на 4–4,5 м). Так что сцена белорусского театра после реконструкции станет одной из самых больших и современных по всем параметрам.
Еще одно новшество – подъемник для декораций. Это лифт с кабиной 6х2,5 м, на котором декорации со склада доставляются прямо в карман сцены. Для скатанных декораций на сцене предусмотрены три сейфа с полками, поднимающимися на нужный уровень.
На арьерсцене размещается подъемно-опускная платформа, где хранятся подвижные фуры: фура с поворотным кругом, обеспечивающим вращение (ее диаметр 15 м), и балетная со специальным балетным покрытием, которые по необходимости перемещаются на основную сцену.
К эффектам нижней механизации относится и “бегущая дорожка”, которая может перемещаться из кармана сцены.
Второй уровень оснащения и следующая часть нашей работы – верхняя механизация, обеспечивающая возможность подвешивания декораций. Это антрактно-раздвижной занавес, пожарный занавес, декорационные, индивидуальные и боковые подъемы, механизм полета, панорама, попланные занавесы, портальный мост и кулисы. Особое место отводится технологическим металлоконструкциям, на которых располагается светотехническое оборудование. Верхняя механизация приводится в движение электрическими приводами.
Полноценное существование театра невозможно без постановочного освещения. Это один из важнейших способов создания сценического образа, определенной атмосферы и настроения у зрителей. Предусмотренное реконструкцией освещение предоставит постановщикам-осветителям Национального академического Большого театра оперы и балета богатейшие возможности. Здесь установлены софиты, рампа, световые башни, световые ложи – словом, все современные способы постановочного освещения театрального действа.
Система электроакустических устройств, оснащающих театральный процесс, обеспечивает:
– художественно-постановочное звукооформление спектаклей;
– звукоусиление со сцены при проведении гала-концертов;
– звукоусиление и звуковоспроизведение в фойе и вестибюле;
– подзвучку сцены.
Предусмотрены также технологическая связь и сигнализация, технологическое телевидение.
Реконструкция подарила сцене и новую, современную “одежду”. У театралов есть понятие “кабинет”, которым обозначается “одежда” сцены в каждом конкретном случае. В заявке театр назвал три цвета: черный, красный и белый, и в соответствии с их пожеланиями проектировщики предусмотрели все указанные варианты.
Усовершенствована и акустика театра. Теперь зритель с галерки и зритель партера смогут на равных оценить малейшие нюансы в исполнении, а благодаря этому испытать полное погружение в действие, со-участие и со-бытие в нем.
Здание театра обеспечено всеми видами современных инженерных коммуникаций: приточно-вытяжной вентиляцией, кондиционированием, охранной и пожарной сигнализацией, системой спецпожаротушения, тепло- и энергоснабжением, водопроводом и канализацией, диспетчеризацией лифтов и компьютерными сетями, сетями связи, видеонаблюдением и архитектурной подсветкой здания. Всем этим хозяйством управляет автоматическая система управления и оперативно-дистанционного контроля.
Для достижения наибольшего комфорта впервые в республике применен метод адресной подачи воздуха зрителю. Под каждым креслом установлена решетка, а под всем залом – камера избыточного давления, из которой кондиционированный воздух подается с определенной скоростью.
В проектировании и реконструкции здания Национального академического Большого театра оперы и балета были задействованы представители более 60 специальностей. Под одной крышей здесь пересекаются пространства различного назначения: зрелищная часть и репетиционная, помещения для администрации и площади для подготовки и хранения реквизита. Зачастую эти функции вступают в “конфликт”: то, что хорошо для одних помещений, совершенно не подходит другим. Поэтому проектировщикам, архитекторам, инженерам, строителям и многим другим специалистам пришлось приложить максимум умений и стараний, чтобы достойно справиться с возложенной на них миссией и уравновесить потребности всех “действующих лиц” огромного здания, именуемого Театром.